Новость общества

Исследование РАНХиГС: москвичи серьезно пострадали от эпидемии COVID-19 и самоизоляции

Исследование РАНХиГС: москвичи серьезно пострадали от эпидемии COVID-19 и самоизоляции

Фото: yandex.ru

06.06.2020 в 19:14:00
7773

Три месяца прошло со дня подписания указа мэра Москвы № 12-УМ и уже более двух месяцев в столице действуют ограничительные меры. За это время многие москвичи достаточно сильно поменяли свой образ жизни: стали экономить, перестали пользоваться привычными услугами, покупать товары и баловать себя стандартными развлечениями. Закрылись малые предприятия (многие навсегда), некоторые потеряли работу либо ушли в неоплачиваемый отпуск.

В социальных сетях часто в комментариях можно увидеть неодобрение действий властей. Люди давно устали от карантинных мер, тем более многие на грани отчаяния в отсутствие дохода.

Власти не очень-то балуют нас информацией о последствиях влияния самоизоляции на жизнь москвичей. Об этом вообще принято помалкивать, чтобы лишний раз «так или иначе не говорить про неудачи, не нервировать народ».

Достоверные данные сейчас большой дефицит в силу неконтролируемого и трудно управляемого развития информационно-коммуникационного пространства и новых медиа. Никто не знает, чем наше слово отзовётся (даже если это «слово» звучит достоверно и научно обоснованно). По этой причине результаты многочисленных телефонных опросов, социологических и аналитических исследований чаще всего не публикуются, а остаются в столах для внутреннего использования заказчиков (как правило властей разных уровней). А респонденты, не получая обратную связь, всё меньше доверяют таким опросам и менее охотно в них участвуют. В этом удалось убедиться группе магистрантов кафедры Территориального развития им. Глазычева ИОН РАНХиГС, к которым относится и автор этих строк.

С 16 по 21 мая 2020 года группой магистрантов (Г.Гурьянов, К.Кириллов, Е.Кропин, И.Майорова, А.Шарабрина, Я.Якубович) под руководством преподавателя магистерской программы «Управление проектами территориального развития», старшего научного сотрудника Института социологии РАН Романа Петухова проведено исследование на тему того, может ли социальная структура современной Москвы проявиться в том, как в разных частях города распространяется коронавирусная инфекция.

Исследовательской группой было принято решение провести опрос аудитории соцсети Facebook в соседских группах районов Москвы. Также группа решила выяснить влияние ограничительных мер на экономическое положение москвичей и степень поддержки режима самоизоляции.

Нельзя утверждать, что всё проходило гладко. Пользователи соцсетей явно устали от всякого рода опросов, обратной связи по результатам которых они не наблюдают. В этой связи появлялись комментарии типа «сколько платите?», «нашли дураков бесплатных», «опять единороссы нам решили благоустройство запилить» и так далее.

Реакция была от резко агрессивной (в районных группах Лефортово, Сокольники, Бутово, Речной вокзал) до умеренно дружелюбной (Тропарёво-Никулино, в районах Центрального административного округа). Пользователи придирались к формулировкам вопросов, вариантам ответов, сетовали на отсутствие вопросов на которые они бы сами хотели ответить, возмущались вопросам про доходы, было много поучительных комментариев на тему «вон из профессии». Были и агрессивные комментарии с обсценной лексикой, предположения о заказном характере и обвинения в ангажированной «провластности» опроса, и даже обвиняли в том, что жулики у народа собирают данные (видимо речь шла об адресах электронной почты, которые мы предложили оставить для последующей рассылки результатов исследования).

Тем не менее, опрос вызвал большой интерес со стороны пользователей Фейсбука и собрал намного большее участников, чем изначально предполагалось авторами исследования. Включенные в него вопросы, несмотря на неидеальность формулировок, по-видимому, оказались созвучны мыслям участников опроса. Это несложные вопросы, ответы на многие из которых не даются ни официальной статистикой, ни опросами общественного мнения.

Сразу следует отметить, что исследование не претендует на научность, стопроцентную достоверность и проводилось исключительно в учебных целях. Оценка смещённости не производилась. Хотя доля утвердительных ответов на 1 вопрос (переболели ли Вы или Ваши домашние COVID-19) держалась примерно на одном уровне — около 6-7% на протяжении всего опроса.

В опросе приняло участие 2535 респондентов. Несмотря на то, что он вызвал довольно бурную реакцию пользователей, всего 20 ответов было отбраковано. В том числе из-за обсценной лексики.

По результатам исследования группой опубликован отчёт. Также опубликован массив данных с ответами (без указания электронной почты).

Более 7% опрошенных ответили, что они и/или их домашние переболели COVID-19

С самого начала опроса группа была серьезно озабочена вопросом, что делать с этой цифрой – 7% и как её интерпретировать (это значение поддерживалось на протяжении всего опроса — прим.авт.). Единственной статистикой по переболевшим, озвученной властями на тот момент, было значение 2,5%, озвученное накануне мэром. Предполагалось, что среди ответивших – слишком много тех, кто лишь считает по симптоматике, что переболел COVID-19, поскольку вопрос о клиническом подтверждении диагноза в опросе не ставился.

Внутри группы даже всерьез обсуждался вопрос об отказе от публикации результатов из-за угрозы попасть под статью 207.1 УК РФ, несмотря на то, что в отчете делался упорна данные собственного исследования с детальным объяснением, как именно он проводился, что по идее, исключает такие риски.

Однако уже после окончания опроса Департамент здравоохранения Москвы (ДЗМ) озвучил данные по результатам скрининга москвичей и появилась цифра — 12,5%. То есть, по данным ДЗМ, каждый восьмой москвич переболел COVID-19. Выходит, что 7% — это не столь много по сравнению с официальными данными.

Географическое распределение заболеваемости по Москве было одним из предметов исследования, и здесь, мы тоже в целом практически совпали (кроме данных по ЮЗАО/СЗАО) с данными ДЗМ — ниже представлены для сравнения тепловые карты по результатам нашего исследования и данным ДЗМ.

Почти две трети москвичей поддержали режим самоизоляции. Категорически против — каждый пятый горожанин

На период исследования большинство москвичей (более 63%) поддерживали (или «скорее поддерживали») режим самоизоляции.

Среди тех, кто категорически не поддерживает самоизоляцию (18,6% от всех респондентов), меньше всего «условно переболевших» — 3,6% (вдвое меньше чем в среднем по всем опрошенным). Как и ожидалось, те, кто условно переболел, сильнее поддерживают самоизоляцию, чем те, кто не переболел (73,4% против 62,4%).

Самоизоляцию также больше поддерживают те, кого не коснулась потеря работы или необходимость уйти в неоплачиваемый отпуск (71% против 53%).

При этом, поддержка самоизоляции прямо коррелирует с доходами и обратно коррелирует с негативными экономическими последствиями, которые претерпевают респонденты из-за мер по противодействию эпидемии.

С точки зрения географии, в «Старой Москве» наибольшей поддержкой самоизоляция пользуется в ЗАО, ЦАО, ЮВАО. Наименьшей – в СЗАО, САО, ЮАО.

Эпидемия усугубила и без того сложное экономическое положение москвичей

Вопрос о доходе был включён в опросник для исследования корреляции основных вопросов, поставленных в ходе исследования, с доходами респондентов. Ответы на него оказались сами по себе любопытны.

По данным опроса, 73,8% респондентов имеют доход менее 100 тыс. рублей. И лишь каждый восьмой москвич имеет доход более 150 тысяч рублей. И это речь идёт об одном из самых богатых городов страны, куда стремится вся России на заработки.

При этом, по сведениям Мосгорстата, средняя з/п в Москве составляет 88,9 тыс. рублей (1150 Евро) в январе 2020 года. И речь разумеется идёт о наблюдаемых доходах. Но есть еще огромный сектор ненаблюдаемых доходов, объем которых, по данным Росстата и исследователей, в среднем по России, составляет около 27% от общих доходов и порядка 13% ВВП.

В то же время уровень дохода, указанный респондентами, скорее всего, учитывает все виды доходов, а значит, по-видимому, медианный доход москвичей намного ниже средней заработной платы, указанной в данных Росстата. Но это уже совсем другая история, которая не входила в цели исследования.

Если же вернуться к поставленной задаче, то выяснилось, что 43% респондентов значительно или полностью потеряли в доходах в результате эпидемии. 40% ответили, что их доходы не изменились.

При этом лишь каждый пятый москвич подтвердил свою экономическую стабильность. Остальные либо стали экономить, либо, как и раньше, живут от зарплаты до зарплаты. Причём последних — четверть опрошенных.

Москвичи с бȯльшими доходами болеют чаще

В ходе исследования установлено, что среди обладателей дохода свыше 100 тысяч рублей, «условно переболевших» чуть больше.

Также немного больше условно переболевших среди тех, кого в меньшей степени коснулись экономические последствия эпидемии и тех, кто сильно изменил свой экономический образ жизни (стал экономить).

Почти половина москвичей работают удалённо

47% опрошенных ответили, что работают удалённо. Причём пятая часть из них (10% всех опрошенных) и раньше работал на удалёнке.

Как показал опрос, эта группа чувствует себя наиболее экономически стабильно по сравнению с другими стратами.

Примерно треть из них вообще не ощутила экономических последствий. еще 25% начали контролировать расходы. Сильно потеряли в доходах около 11% и еще 25% признались, что и раньше жили от зарплаты до зарплаты.

Работу потерял каждый восьмой москвич

82% опрошенных имели работу до кризиса, в то же время 18% — либо не работали, либо не являлись наёмными работниками.

Из тех, кто имел работу до кризиса 28% (23% от всех опрошенных) потеряли работу либо ушли в неоплачиваемый отпуск, то есть полностью потеряли доход. 72 % (59% от всех опрошенных) сохранили работу, продолжая трудиться, либо уйдя в оплачиваемый отпуск.

Среди потерявших работу и находящихся в неоплачиваемом отпуске стали сильно экономить почти 60%. И лишь 13% — среди тех, кто продолжает работать или находится в оплачиваемом отпуске.

При этом чувствуют себя финансово уверенно лишь 2% от потерявших доход. Среди продолжающих работать таких 29%.

Ну и, конечно же, легко догадаться, что те, кто потеряли доход поддерживают самоизоляцию гораздо меньше (таких лишь около 53%). Из тех, кто работу сохранил, поддерживает самоизоляцию 71%.

Хочется еще раз обратить внимание на то, что выводы, которые сделаны в ходе исследования, далеко не претендуют на истину в последней инстанции. Здесь не было статистической проверки гипотез, оценки смещённости и эффективности, сложных регрессионных и корреляционных моделей. Да и опираться на данные лишь опроса в социальных сетях, где может сложиться достаточно специфическая аудитория, может быть, и не совсем правильно. Тем более что опрос был анонимным, а значит можно было писать, что вздумается (впрочем, такое поведение носило единичный характер, а выбраковка ответов составила менее процента).

НО! Других подобных исследований, проводимых властями, центрами общественного мнения или социологическими службами, найти не удалось. А ведь сейчас это необходимо. И в первую очередь для планирования экономики города.

В отсутствие достоверных открытых и широко публикуемых данных по заболеваемости, экономическим и социальным последствиям пандемии, миграционному оттоку или притоку в город, даже такое исследование является показательным, подтверждая факт того, что для москвичей эта эпидемия, и последовавшие ограничительные меры не прошли даром. Неизвестно сколько будет восстанавливаться наша жизнь, и есть ощущение, что «мир никогда не будет прежним», хотя бы даже потому, что санитарные ограничения, очевидно сохранятся и дальше.

Москва — крупнейший мегаполис России и один из крупнейших в Европе, переживает серьёзнейший экономический и социальный кризис.

И сейчас особенно важно, как никогда, сосредоточить усилия на правильном планировании, для чего привлечь лучших экспертов и провести более тщательные исследования состояния экономики города и социальной атмосферы как мотивирующего фактора регенерации.

Автор: Яков Якубович — политик, общественный деятель, глава муниципального округа Тверской в г. Москве
ТеГИ
COVID-19, коронавирус, Москва
Поделиться
Похожие новости