Новость общества

Китайский импорт может подорожать и превратиться в параллельный?

Китайский импорт может подорожать и превратиться в параллельный?

Фото © «Московская газета»

14.02.2024 в 08:03:00
1414

Китайский банковский сектор ограничивает взаимодействие с российскими компаниями. Повлияет ли это на потоки китайского импорта в Россию? Мнения собеседников «Московской газеты» разделились; один из них признаёт, что для поставок определённых видов оборудования уже необходимо выстраивать новую финансовую логистику. Параллельный импорт – из Китая?

«Московская газета» ранее писала, что крупный китайский банк Chouzhou Commercial Bank остановил расчеты с Россией. Другие крупные банки ввели строгий контроль за платежами из РФ с начала этого года, об этом сообщил «Ъ». Наиболее вероятной причиной происходящего видится давление стран Запада и возможность вторичных санкций, говорят собеседники издания.

Двусторонняя торговля России и Китая активно росла с 2014 года, а за последние два года, в результате политического разрыва большинства контактов России и ЕС и западных санкций Китай действительно стал крупнейшим внешнеторговым партнером России, рассказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая:

«Сопоставление данных ФТС России и таможенной статистики Китая показывает, что в 2023 году на Китай могло приходиться около 30% российского экспорта и почти 40% импорта в Россию. Нельзя не отметить, что, по данным Института Гайдара, доля России во внешнеторговом обороте Китая значительно скромнее и составляет около 4%. Это может влиять на то обстоятельство, что хотя Россия стратегически важна для КНР как политический и внешнеторговый партнер в том числе поставщик сырья Китай не может полностью игнорировать западные санкции, поскольку доля США и ЕС в его внешней торговле существенно выше».

В последнее время часто появляется информация о затруднении внешнеторговых расчетов российских компаний через зарубежные банки, в частности, в Турции и Китае, рассказала Ольга Беленькая.

«Одной из причин мог стать декабрьский указ президента США Джо Байдена, упрощающий применение вторичных санкций против зарубежных банков, участвующих в поставках продукции ВПК в Россию, — говорит аналитик. — На прошлой неделе СМИ сообщали, что основной китайский банк для российских импортеров Chouzhou Commercial Bank полностью остановил расчеты с Россией. Одним из последствий стало обострение дефицита юаней на внутреннем российском валютном рынке. При этом юань по факту уже стал основной иностранной валютой в РФ. По данным последнего обзора рисков финансовых рынков, опубликованного Банком России, операции с юанем в структуре биржевого валютного рынка превысили обороты по всем другим валютам в совокупности. Его доля в торгах впервые в истории превысила 50%, а текущие и срочные средства юридических и физических лиц в китайской валюте превысили аналогичный показатель в долларах США».

Вряд ли создание единого «внешнеторгового банка» в Китае, специализирующегося на торговле с Россией, не работающего на зарубежных рынках (и не боящегося поэтому попасть под западные санкции) может решить эту проблему, считает аналитик.

«Нереально сделать этот расчетный банк изолированным от остальных китайских и зарубежных банков, которые не захотят нести санкционные риски. Как вариант российские импортеры могут использовать посреднические структуры в третьих странах, например, в СНГ. Используются и альтернативные методы расчетов, например, криптовалюты», — рассказала Ольга Беленькая.

Представляется, что наиболее уязвимыми к ужесточению банковского комплаенса при поставках импорта в Россию могут быть товары двойного назначения, в том числе электроника и бытовая техника, отметила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

О возможных проблемах с импортом китайской электроники и бытовой техники «Московская газета» поговорила с коммерческим директором компании «Империя Техно» Михаилом Зинченко.

«На фоне взаимодействия с огромным количеством представительств китайских компаний мы пока не видим каких-то трудностей, — сказал Михаил Зинченко в беседе с изданием. — Никто не говорит о разрывах поставок. На глобальном уровне определённая проблема есть. Но уже законтрактованные поставки продолжают идти в Россию; в стране имеются складские остатки импортной техники. Что касается долгосрочной перспективы, то в этом направлении идут политические переговоры. Основные китайские банки, видимо, временно прекращают работу с российскими компаниями, но небольшие провинциальные банки, которых довольно много, не планируют останавливать платежи. Более того, платёж всегда можно провести через страны бывшего СНГ. Варианты остаются. Такие крупные китайские компании, как Haier, занимающие большую долю рынка бытовой техники, вообще продолжают работать на российский рынок без каких-либо изменений. Проблемы начинаются у средних компаний, но, когда речь идёт о больших деньгах, я думаю, вопросы тем или иным образом решаются. Пока что наши партнёры, которые занимаются логистикой, ищут другие китайские банки. Налаженный процесс импорта за один день не остановить. А в долгосрочной перспективе будут найдены другие решения – скорее всего, на политическом уровне».

Денежная база для обслуживания операций по китайскому импорту в Россию сужается, поскольку количество юаней на коррсчетах китайских банков, через которые шли эти операции, существенно сократилось, сообщил «Московской газете» экономист Игорь Николаев:

«Импорт из Китая сейчас является очень значимым для российской экономики. Это и потребительские товары, и, например, китайские автомобили, которые доминируют среди импортных на отечественном рынке. Импорт из Китая может подорожать. Конечно, эту проблему будут пытаться решить. Китайских банков достаточно много, российские компании будут пытаться работать через другие, менее крупные банки, которые ведут более рисковую деятельность и в меньшей степени опасаются вторичных санкций. Если на них и обратят внимание, то не в первую очередь. Но эти банки прекрасно понимают, что российские компании обратятся к ним, что называется, не от хорошей жизни, и их услуги будут дороже. Это тоже чревато удорожанием импорта. Не думаю, что возможен какой-то сильный дефицит. Но удорожание импорта – это инфляция, это рост цен, и для российской экономики, и для российского потребителя он будет проблемой. На мой взгляд, неопределённость экономической ситуации остаётся высокой. Конечно, в направлении политических договорённостей будет идти работа, будут приниматься какие-то решения. Но и санкционное давление в том числе через вторичные санкции ослабевать не будет. Китай, как и Турция – непростой партнёр в силу своего крайнего прагматизма. Россия – менее значительный торгово-экономический партнёр для Китая, чем Европа и США. С другой стороны, Восток – это большая гибкость. Скорее всего, будут достигнуты какие-то договорённости. Но когда и насколько эффективные?»

О том, подорожает ли китайский автопром для российского потребителя, «Московская газета» спросила у автоэксперта, координатора движения «Синие ведёрки» Петра Шкуматова.

«Не думаю, что ситуация повлияет на экспортно-импортные сделки. Отказ одного банка – это не тотальные санкции. Но есть другой момент: возникшая сложность финансовой логистики и её цена. Для импортёров могут возникнуть дополнительные издержки. Но это вряд ли приведёт к увеличению цен на китайские автомобили, потому что на рынке авто сейчас высокая конкуренция. Импортёры будут оплачивать издержки из собственной прибыли, а для конечного потребителя ничего не поменяется», — считает Пётр Шкуматов.

А вот в том, что касается импорта телекоммуникационного оборудования и технологий, которые являются товарами двойного назначения, у одного из собеседников «Московской газеты» такой уверенности нет.

«Нужно будет построить новую цепочку поставок, это займёт какое-то время и может привести к некоторому увеличению стоимости импортной продукции, — отметил главный редактор агентства Telecom Daily Денис Кусков. — Потому что, если в цепочке будет какое-то новое звено, оно тоже захочет денег. Сейчас самое главное – найти возможность перевести деньги исполнителям, чтобы они поставили оборудование. Вполне вероятно, что для этого будет задействована Средняя Азия. Эта история повторяется уже не первый раз: с каждым разом санкции становятся всё тяжелее, но найти выход возможно».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Параллельный импорт, Китай, банк, расчет
Поделиться
Похожие новости