Новость общества

Клинический психолог Ивановский рассказал, помогает ли визуализация в достижении материальных благ

Клинический психолог Ивановский рассказал, помогает ли визуализация в достижении материальных благ

Фото © «Московская газета»

27.12.2021 в 00:13:00
2667

Сейчас довольно популярны техники приумножения благ и исполнения желаний. Многие блогеры активно транслируют, что стоит правильно визуализировать свое желание (дорогой смартфон, автомобиль и пр.), как оно непременно сбудется. А если не сбывается, то, мол, значит, визуализировали неправильно

Клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский в интервью «Московской газете» развеял мифы о чудодейственности подобных техник и рассказал о работе психологических механизмов, помогающих достигать цели.

— Валерий Валерьевич, что вы думаете о подобных визуализациях?

— Говоря о визуализации, в первую очередь, следует отметить, что внутренняя речь является основой нервно-физиологического и психофизиологического осмысленного целенаправленного поведения. То есть, прежде чем действовать мы даём себе вербальную команду на это действие, используя такой феномен как внутренняя речь. Во-вторых, необходимо сказать, что слово представляет собой понятие, которое образуется за счёт социально обусловленного умения выделять существенные признаки предметов, явлений или свойств и классифицировать их. Существенную роль в первоначальном процессе образования понятий и придания слову свойства предметной соотнесённости играет универсальный предметный код, который состоит из визуального образа обозначаемого предмета. Например, произнося слова стол, стул, ложка, перед мысленным взором возникает некая картинка. В процессе обогащения и углубления жизненного опыта понятия усложняются, их семантическое поле расширяется, и все более значительную роль начинает играть не их визуальный образ, а вербально-логическое, парадигмальное значение. Со временем визуальность остаётся только у тех простейших понятий, которые участвуют в так называемой коммуникации событий и описывают достаточностью простые, линейные факты окружающего мира, например, собака лает, дождь идёт и т.д. Все более сложные понятия, которыми описываются наша социально-значимая деятельность и которые сигнифицируют значимые для нас и нашего смысла жизни явления как правило не имеют четко выраженного визуального оформления. К ним относятся такие понятия как любовь, жадность, влечение, юмор, добро, величие и т.д. Такие понятия относятся к так называемой коммуникации отношений и шифруют явления высшего социального порядка, определяющие наши мотивы, цели, потребности. То есть визуализируя мы подменяем магистральный путь формирования волевого акта, внутреннюю речь, ее суррогатом визуальной картинкой, тем самым значительно затрудняя и нивелируя процесс создания мотива для достижения некоей цели.

Это достаточно громоздкий, сложный путь. Более того, в процессе развития человека, чем больше он овладевает речью, особенно речью парадигматической, предикативной, тем больше усложняются его понятия, которые являются индексом или индикатором усложнения жизненного опыта. Тем более предметная соотнесенность уступает место отвлеченным понятиям, которые являются результатом категоризации и выделения существенных признаков, обобщений сложных явлений окружающей внешней и внутренней среды и которые практически не визуализируются, но оказывают существенное влияние на нашу жизнь.

— В своих визуализациях люди жаждут получить только конкретные блага или за этим скрывается нечто большее?

— Люди, которые идут за визуализацией для того, чтобы получить что-то для себя, чего-то достичь, это как правило люди, которые идут не за конкретной машиной, домом и т.д. Они идут за уверенностью в себе. Они вошли в определенный смысловой, жизненный тупик, не понимают, кто они, для чего живут. Те материальные ценности, которые они желают в виде денег и прочих вещей должны эту раковину заполнить. Через обладание вещами они пытаются восстановить или обрести свою личность. Но, делая так, они пытаются построить свое самоуважение на орудиях: ведь любое из вышеперечисленного материального – всего лишь орудие, которое помогает человеку приспособиться и активно воздействовать на окружающий мир. Отличие человека от животных заключается в том, что человек при помощи своего приспособительного психического аппарата не просто приспосабливается к окружающим условиям, но и активно изменяет внешнюю среду вокруг себя.

С одной стороны, подобные желания являются попыткой заполучить некие орудия воздействия на среду и, таким образом отождествляя себя с ними, обрести свою личность. С другой стороны, нельзя забывать, что дорогие автомобили, большие дома являются маркером определенного социального статуса, сверхбольшого вклада в социум. Проделайте мысленный эксперимент: кем является человек, проезжающий мимо на дорогом автомобиле, или живущий в большом доме с ливрейными слугами? Как правило, это человек, который занимает высокое место в социальной иерархии. Он большой чиновник, влияющий на жизни сотен тысяч, миллионов людей, или известный ученый, который помогает людям, или артист, который вдохновляет людей, или художник, или спортсмен… Сами по себе автомобили, деньги являются всего лишь указателем на то, что человек вносит огромный вклад в социальное развитие, поэтому этими орудиями и пользуется. А люди, которые пытаются заполучить дорогой автомобиль, хотят заполучить орудия вне контекста социального служения. Поэтому все их попытки обречены на неудачу, бессмысленны и смешны – человеку, как правило, надо не визуализировать материальное, а вести диалог с собой. Необходимо задать себе вопросы: кто ты? К чему ты стремишься? Почему ты к этому стремишься? В этом случае все встанет на свои места.

— Если человек способен ответить на эти три вопроса, что им движет далее?

— Любая целенаправленная деятельность планируется внутренней речью и имеет как правило три мотива: передачу информации, требование к людям или внешнему миру, или уточнение своей мысли. Все это происходит следующим образом: возникает некая первичная семантическая запись, некий концентрированный смысл (цель и мотив), который потом при помощи сложных функциональных взаимодействий в мозгу превращается в некую вербальную команду, которая при помощи прифронтальной лобной коры формирует или программирует сложное поведение и контролирует его реализацию.

В этом и заключается процесс жизни: когда мы говорим о цели, мы говорим о некой первичной семантической записи, о смысле, о мотиве, который заставляет нас активно двигаться вперед, взаимодействовать с окружающим миром и собой, чтобы семантическую запись из предикативной внутренней речи перевести в слова, целенаправленные поступки нашей жизни. Именно поэтому, когда мы пробуем визуализировать без этой внутренней семантической записи, внутренней интенции, представляя себе автомобиль, золотой унитаз, деньги или большой дом, мы пытаемся при помощи образа, лишенного речевого наполнения, построить дополнительную программу. Но это так не работает: обладание автомобилем не отвечает ни на один из выше поставленных вопросов. Мы не пытаемся при помощи этого передать информацию, потребовать что-то у мира, и мы не уточняем что-то непонятное. Поэтому все эти попытки будут ничтожны.

Верно и обратное: человек, который понимает, к чему он стремится и в чем смысл его жизни, конечная цель, которая распадается на ряд задач и операций, не имеет необходимости это визуализировать. Желание визуализировать само по себе – мировоззренческий тупик человека, и он пытается обрести смысл жизни, задачу на определенный временной отрезок, пытаясь выдумывать себе цели в виде орудий, при помощи которых человек приспосабливается к миру. За этим стоит желание человека понять, кто он такой и к чему он стремится.

ТеГИ
психолог, валерий ивановский, визуализация
Поделиться
Похожие новости