Новость общества

Клинический психолог рассказал, почему люди живут прошлым и стоит ли начинать жизнь с чистого листа

Клинический психолог рассказал, почему люди живут прошлым и стоит ли начинать жизнь с чистого листа

Фото © «Московская газета»

16.08.2021 в 20:29:00
39056

В нашей жизни нередко встречаются люди, живущие старыми обидами или наоборот приятными воспоминаниями и былыми успехами, и не пытаются «вылезти» из этого состояния. Это может вызывать болезненные ощущения и мешать двигаться вперед, ведь человек, постоянно прокручивающий прошедшие события, не находится полностью в настоящем и не может выстраивать новые отношения. О том, как отпустить прошлое и открыть жизнь переменам, мы поговорили с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским

— Валерий Валерьевич, можно ли прийти к соглашению с прошлым и научиться отпускать его?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что представляет собой прошлое. С одной стороны, его можно отождествить с тем жизненным багажом и опытом, который накапливается в течение жизни. То есть это некое хранилище, которое должно помогать нам становится более мудрыми и опытными и более результативно идти по жизни, совершая минимум ошибок. С другой стороны, прошлое – это некий отрезок жизни наряду с настоящим и будущим, то есть оно имеет свои условные границы. В любом случае, как бы мы ни воспринимали прошлое, это то, что мы уже физически и психологически переросли, поэтому оно не может быть точкой притяжения нашего я и целью существования. Необходимо понимать, что жизненный опыт человека не может фиксироваться в какой-то одной точке, и он не может постоянно черпать ресурсы только оттуда, поскольку процесс накопления опыта связан с постоянным движением и видоизменением.

Давайте проследим это на примере условного ребенка. Вот он рождается маленьким человечком, у которого нет никакого опыта, и он движим двумя-тремя безусловными инстинктами. В процессе социализации он учится говорить, строить предложения, общаться, минимально себя обслуживать, то есть начинается интеллектуальная стадия его развития. Однако его познания о мире, прошлое и опыт минимальны. Потом ребенок становится старше, идет в школу, его багаж знаний заметно расширяется, тем самым становится более функциональным. И по сравнению с собой же в трехлетнем возрасте это совершенно другой человек. Поступив в университет, человек еще более расширяет свои познания о мире, и ему уже не приходит в голову обращаться к опыту маленького ребенка или застревать в нем, когда существуют другие, более функциональные и адекватные, кладовые знаний. На каждом отрезке времени прошлое хранит определенный опыт, который с каждым разом становится все более обогащенным. В этом плане необходимо очень аккуратно использовать этот багаж и не уходить далеко назад и фиксироваться именно на этой точке – это и психически, и физиологически неправильно, поскольку нарушает законы бытия. Ведь развитие человека должно быть направлено через прошлое и настоящее к будущему. 

Тем не менее, многие рефлексируют по поводу своих прошлых достижений, побед или неудач, которые являются определяющими для них сегодня. То есть они с точки зрения «вчера» воспринимают и «сегодня», и «завтра». Это связано с тем, что в определенный период, как правило, в период раннего детства, мог быть нарушен принцип привязанности. Это первичные взаимоотношения родителей с ребенком, с помощью которого он получает два базовых знания, одно из которых – эмоциональное отношение к миру. В случае если с младенчества родители холили и лелеяли ребенка, всячески защищали его от отрицательных эмоций, то ребенок эмоционально начинает понимать, что мир – это прекрасное и теплое место, где он всегда найдет защиту и понимание; если родители всячески старались показать, как сильно они любят своего ребенка, постоянно говорили ему, какой он хороший, то ребенок и воспринимает себя как достойного члена социума. Если же первичная привязанность была нарушена, ребенок получил какую-то психическую травму, в результате которой стал чувствовать себя неуверенно, то этот отрицательный опыт человека, на котором он фиксируется, и является тем маркером, подтверждающим его несостоятельность. Эта травма забирает энергию у настоящего и будущего, и человек не может из этого вырваться. Когда же человек постоянно возвращается к своим прошлым успехам, то это тот же самый процесс, только с обратным знаком. Неуверенный в себе человек с нарушенной привязанностью после достижения какого-либо положительного результата остается в этом ощущении, поскольку боится идти дальше из-за страха не достичь такого же или более высокого результата, боится снизить планку, поэтому возвращается вновь к тому состоянию, когда он был хорош. В любом случае это показатель того, что на ранних стадиях формирования личности ребенок получил какую-то травму, которая заставила его усомниться в своих силах и фиксироваться на прошлом. Вместе с тем постоянная фиксация на прошлом лишь подпитывает страхи человека и наносит ущерб настоящему и будущему.

— Почему некоторые люди боятся перемен в своей жизни?

— Любые перемены – это стресс, который человек пытается избежать. Есть определенное состояние, в котором человек находится в равновесии с собой и окружающей средой, и возникновение тревожных мыслей по поводу чего-либо нарушает эту гармонию, заставляет человека привязываться к текущей ситуации. Все новое выводит человека из равновесия, а прошлое либо текущее уже доказало свою результативность, поэтому все незнакомое и воспринимается организмом как угроза, и человек с неохотой принимает перемены. 

Кроме того, человек может избегать изменений в своей жизни из-за недостаточной социализации и обучения. По идее, любое обучение в жизни человека должно развивать его любознательность, он (человек – прим. ред.) должен активно воздействовать на окружающую среду, пытаться не только наилучшим образом приспособиться, но и менять окружающий мир под свои потребности. Но зачастую происходит наоборот. 

— То есть по этим же причинам люди, привязанные к прошлому, постоянно воспроизводят ситуации, с которыми они уже сталкивались…

— Да, абсолютно верно. Люди, фиксированные на чем-то из прошлого, не могут развиваться и более широко смотреть на мир, использовать новые навыки и умения. Человек, который застревает в прошлом, воспроизводит только то, что у него уже было, не может воспроизвести то, чего у него нет или чего он не знает. Это как некие рельсы, которые человек прокладывает и может ездить только в том направлении и только на то расстояние, где эти рельсы проложены. 

— Можете дать советы, как начать жизнь с «чистого листа»?

— Я думаю, что начинать жизнь с «чистого листа» – это достаточно энергозатратно и неэффективно. Зачем отказываться от того опыта, который у человека уже есть? Это наше оружие, которое помогает наиболее подготовлено воспринимать завтрашний день. Ведь недаром есть пословица, что «за одного битого двух небитых дают». То есть те ошибки, которые мы совершили, гораздо сильнее вооружают нас и более реалистично показывают мир. Поэтому не надо воспринимать свой опыт как груз, который тянет на дно, не стоит избегать своего прошлого и пытаться забыть – необходимо с благодарность принять его, разложить по полочкам и использовать простыми схемами: «так я буду делать, а так не буду». Необходимо понять, что прошлое – это место, которого уже нет и в которое мы не можем вернуться физически; оно может нам или помочь, или стать якорем. 

Автор: Алёна Черепкова, Алёна Лобанова
ТеГИ
психолог, валерий ивановский, прошлое
Поделиться
Похожие новости