Новость общества

Коронавирус в России перестаёт быть медицинским мейнстримом, но проблемы в здравоохранении остаются

Коронавирус в России перестаёт быть медицинским мейнстримом, но проблемы в здравоохранении остаются

pixabay

09.04.2022 в 13:02:00
8022

После январского всплеска заболеваемости коронавирусом, который был вызван распространением штамма «Омикрон», российское здравоохранение постепенно возвращается в нормальное русло. Всё больше регионов перепрофилируют ковидные отделения обратно на те медицинские специализации, которые были до начала эпидемии

Накануне премьер-министр России Михаил Мишустин потребовал вернуть оказание плановой медпомощи в полном объёме по всей стране. Глава правительства отдельно отметил, что все желающие должны иметь возможность пройти диспансеризацию и профилактические осмотры.

Очевидно, что система здравоохранения выходит из аврального режима, в котором она с переменным успехом работала в течение двух лет. Ранее Минздрав разрешил региональным властям приостанавливать оказание плановой помощи на период волн распространения коронавирусной инфекции. Теперь, по всей вероятности, руководство страны решило, что эта практика должна уйти в прошлое. Действительно, уровень заболеваемости ковидом в России сейчас в 10 раз ниже пиковых значений января нынешнего года, а, кроме того, наиболее популярным стал штамм «Омикрон», который, как предполагается, реже приводит к летальным исходам и тяжёлому течению болезни, чем предыдущие модификации коронавируса.

Специалисты уже прогнозируют возможное скорое окончание эпидемии. О такой вероятности, к примеру, заявил главный научный сотрудник Центра им. Гамалеи, доктор медицинских наук Анатолий Альтштейн.

«У нас много вакцинированных. У нас больше 50% людей уже провакцинированы. У нас много людей переболевших. В общем, эпидемия закончится. Я думаю, до очень низких цифр дойдет к июню», — утверждает эксперт.

Опросы общественного мнения также показывают, что большая часть наших сограждан уже не так остро воспринимает проблему коронавируса и не считает её первоочередной. Так, эксперты сервиса SuperJob выяснили, что 57% респондентов абсолютно не боятся инфекции, а 37% испытывают лишь незначительное беспокойство, что в сумме составляет подавляющее большинство. На такое восприятие повлияло, в том числе, снятие большинства санитарных ограничений и уход темы эпидемии с первого плана в СМИ.

В то же время здравоохранение в целом остаётся одним из важнейших факторов, определяющих удовлетворённость граждан своей жизнью и деятельностью государства. При этом традиционно положительную оценку медицинской системе России дают очень немногие. Пандемия, ставшая беспрецедентно экстремальной ситуацией, лишь обострила те проблемы, которые существовали и ранее, но были не столь заметны – нехватка медиков, транспорта и медоборудования, недоступность быстрой помощи в некоторых регионах вдали от крупных городов, недостаточное госфинансирование и т.д. Поэтому несмотря на то, что пандемия больше не висит над каждым дамокловым мечом, власти продолжают в публичном поле показывать, что здравоохранение остаётся в фокусе их внимания. В условиях экономических сложностей и непростой международной обстановки это важно для того, чтобы сохранять определённую поддержку со стороны населения. В вышеупомянутом выступлении премьер Мишустин привёл статистику, согласно которой в последнее время активно ведётся ремонт поликлиник, открытие новых фельдшерских пунктов в сельской местности и обновление парка карет скорой помощи. Правительство хочет продемонстрировать, что даже после окончания пандемии медицина останется в числе приоритетов его работы.

Между тем, беспокоиться есть о чём. В частности, хронический дефицит кадров в медицине может усугубиться. В конце прошлого года, ещё до волны «Омикрона» появились данные об эмоциональном выгорании многих медработников, которые были близки к решению уволиться. По данным «Ъ», о желании оставить работу заявляли до трети опрошенных медиков. На подобные настроения повлияли непрекращающиеся стрессы, тяжёлые условия труда и высокая нагрузка, падение общественной поддержки в сравнении с началом пандемии и, по свидетельству опрошенных медиков, равнодушие руководства к их проблемам.

«Обществу и чиновникам необходимо признать факт выгорания врачей и среднего медицинского персонала в условиях пандемии. Без этого будет просто невозможно сохранить эффективность медицинской помощи», — уверен врач-терапевт и общественник, основатель приложения «Справочник врача» Константин Хоманов.

Властям необходимо учитывать, что для сохранения эффективности системы здравоохранения нужно не только финансирование и закупки нового оборудования, но и соответствующее внимательное отношение к сотрудникам, защита их прав на всех этапах работы и обеспечение по возможности комфортных условий труда.

Сейчас коронавирус перестал быть проблемой №1, однако, несмотря на оптимистичные прогнозы многих специалистов, нельзя исключать новых вспышек инфекции, которые снова потребуют больших усилий от медработников. Пока не до конца ясен эффект от последнего из обнаруженных штамма «Стелс-омикрон». В Минздраве предупреждают, что рано расслабляться и стоит продолжать соблюдать элементарные санитарные меры безопасности.

Вирусолог Пётр Чумаков полагает, что новая разновидность вируса вряд ли станет более опасной, чем «Омикрон», однако и он не исключил новых волн болезни в будущем. А значит необходимо сохранять систему здравоохранения в «боевой готовности» и учесть прежние ошибки, допущенные при оптимизации медицины. Цель медицинской системы – сохранение здоровья и жизни людей. И у государства не может быть задачи важнее этой.

Однако в том, что уроки пандемии учтены, по-прежнему остаются сомнения. Так, в конце прошлого года ректор Высшей школы управления здравоохранением, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова рассказывала, что расходы государства на здравоохранение на 2022 год снизились по сравнению с прошлым годом. Вместо 4,1% от ВВП они составят 3,9%, а в постоянных ценах упадут на 1%.

По словам эксперта, Россия в доле от ВВП тратит на медицину в полтора раза меньше, чем страны Восточной Европы вроде Венгрии или Латвии, и в 2,5 раза меньше государств Западной Европы.

«Результат этого многолетнего недофинансирования привел к сокращению мощностей системы здравоохранения и, как следствие, к высокой смертности в период пандемии: в 2020 году дополнительная смертность от всех причин составила 340 тыс. человек (рост +19% к 2019 году). В расчете на 1 млн населения это 2 323 человек — на 33% выше, чем в Польше, почти на 57% выше, чем в США, в 5 раз выше, чем в Германии», — рассказывала Гузель Улумбекова в интервью «Фонтанке».

Обернётся ли опыт пандемии реальными изменениями политики в сфере медицины, а не только заявлениями о новых успехах отечественного здравоохранения – вопрос открытый.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
коронавирус, россия, здравоохранение, проблема
Поделиться
Похожие новости