Новость общества

Куда движется Россия: в бетонную стену или в Китай?

07.09.2021 в 10:09:00
2390

Обсуждая сценарий достижения углеродной нейтральности на ВЭФ, спикеры поспорили о том «куда движется Россия – в бетонную стену или в Китай»

Жесткий сценарий достижения углеродной нейтральности «прописали» европейские страны. Перейти на «зеленую энергетику» мир должен до 2050 года. В этих условиях Россия, поставленная перед многочисленными вопросами, связанными с внедрениями новых стратегий, может столкнуться с целым комплексом проблем. Утратить лидерство «нефтяной державы» на мировых рынках, претерпеть банкротство крупнейших энергетических компаний, поднять и так недешевые тарифы на электроэнергию, что повлечет за собой повсеместный слабо контролируемый рост цен. Однако внедрение новых технологий может вывести страну на новый, качественный уровень экономического развития. Именно в рамках дискуссии на данную тему у представителя власти и бизнеса возникли противоречия. 

К тренду глобальной ESG-трансформации присоединилось уже более 60 стран. Готовность России к ESG (Environmental, Social and Corporate Governance: экологическое, социальное и корпоративное управление, англ., — прим.ред.) обсуждалась на минувшей панельной сессии Сбербанка, которая прошла в рамках Восточного экономического форума 3 сентября во Владивостоке.

Генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» и АО «СУЭК» Степан Солженицын в своем выступлении отметил, что сценарий ESG навязан России Европой. В нашей стране эта проблема не является глобальной. 

«Мы слишком увлеклись климатом, а нужно решать 98% насущных проблем, актуальных для России. Если мы сейчас начнем вкладываться в климат, это будет подмена понятий. Нужно заниматься той повесткой, которая актуальна для населения страны здесь и сейчас. Спросите население, хотят ли они переходить на «зеленую энергетику» или предпочтут, чтобы мы очистили воздух от золы и пыли? Главный вопрос сегодня: нужно ли тратить ресурсы на решение собственных или чужих проблем?» — рассуждал Степан Соложеницин в рамках сессии.

Специальный представитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс заявил в свою очередь, что ни о каком европейском сценарии и речи быть не может, так как данный вопрос о достижения углеродной нейтральности не первый год поднимается в мировом сообществе, и Россия не может его не поддержать:

«Для развития экономики есть только один путь – «зеленый», и другого нет и быть не может», — сказал Чубайс. Он пояснил, что скоро и экспортировать некому будет, так как намерение России увеличить поставки угля в страны АТР не может быть реализовано. Анатолий Чубайс напомнил, что Китай — радикально пересмотрел свою политику, в рамках которой любой прирост объемов угля с этого года будет жестко контролироваться. В 2022 году Китай обещает ввести полный запрет на поставку угля. 

«Россия не может повлиять на китайскую климатическую политику. И мы не можем до бесконечности закрывать глаза и на всей скорости двигаться в сторону бетонной стены. Парадигма «коричного роста» исчерпана, его нет быть не может и не будет больше никогда», — заявил Анатолий Чубайс. 

Степан Солженицын выразил несогласие с мнением коллеги. Он отметил, что «в стену мы не летим, так как временной пул еще имеется — Китай готов наращивать объемы угля до 2030 года, и только позже, до 2060-го ожидается ужесточение и сокращение объемов по углю».

Конец короткому «спору» положил министр экономического развития РФ Максим Решетников, которому передал слово модератор сессии, первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. Министр перевел дискуссию в плоскость общих для страны проблем и решений. В частности, Максим Решетников сказал, что пора уходить от романтизма к цифрам, переходить к конкретному разговору и прагматизму.

«Чтобы снизить все риски, нужно международное взаимодействие», — подчеркнул он. При этом, министр в своем выступлении, по сути, согласился в некоторой степени с обоими оппонентами, отметив, что главным риском в правительстве РФ считают форсированный переход к «зеленой экономике», который провозглашается в западных странах. А также пояснил, что те 40 миллионов тонн угля в год, которые сегодня идут на экспорт из России, при переходе на жесткий сценарий достижения углеродной нейтральности будут утрачены, и возникает необходимость искать новые грузы.

ТеГИ
россия, китай, углерод, вэф
Поделиться
Похожие новости