Новость общества

Между евроинтеграцией и иноагентами: лидеры и «триггеры» протестов в Грузии

Между евроинтеграцией и иноагентами: лидеры и «триггеры» протестов в Грузии

из открытых источников

09.03.2023 в 11:43:00
2658

Правящая партия «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» отозвала из парламента страны законопроект об иностранных агентах, из-за которого в стране случились народные протесты. Митингующие сравнивали эту законодательную новеллу с российским законом об иноагентах и выступили категорически против неё

Стремление к прозрачности финансирования действующих в стране организаций может, как ни странно, послужить большим препятствием на пути Грузии в Евросоюз. А продвигает новые законы отколовшаяся от правящей партии оппозиция, которую партия власти при этом поддерживает.

7 марта жители Грузии вышли на протест против принятых парламентом страны в первом чтении законопроектов об иностранных агентах. В одной из инициатив предлагалось обязать организации, годовой доход которых более чем на 20% состоит из западного финансирования, зарегистрироваться в качестве иностранных агентов и ежегодно подавать финансовую декларацию, а в другом – установить административную и уголовную ответственность за неисполнение этих требований.

Что видно из Грузии

О странных моментах того, что происходит сейчас в Грузии, и причинах событий рассказал «Московской газете» один из авторов грузинской Конституции Вахтанг Хмаладзе.

«В стране продвигаются два законопроекта об иноагентах, – рассказал собеседник издания. – Первый законопроект похож на российский закон, принятый ещё в 2012 году. Второй законопроект инициаторы называют «американским» и заявляют, что это едва ли не дословный вариант закона, действовавшего в своё время в США. Хотя это не совсем так, потому что в законопроекте депутатов нет того, что было в американском законе: пункта, который устанавливает исключения, на основании которых закон ограничивается в применении».

«Триггером» развития протеста послужили действия грузинского парламента, считает Вахтанг Хмаладзе: «Первые протесты начались 7 марта. И 7 марта в парламенте было сказано, что рассмотрение законопроектов продолжится 9 марта. Люди, вышедшие протестовать, спокойно разошлись. После этого 8 марта, в середине дня, парламент вдруг объявил, что начнёт рассмотрение первого законопроекта сейчас же. И протестующие вновь начали собираться у здания парламента, причём их количество резко выросло».

Первая причина, из-за которой законопроекты вызвали протест, —официальные представители Евросоюза открыто заявили, что принятие законопроектов, о которых идёт речь, создаст серьёзные преграды в предоставлении Грузии статуса кандидата в члены Евросоюза, сказал Вахтанг Хмаладзе.

«С одной стороны, мы имеем закон и понятное желание установить прозрачность финансирования действующих в стране организаций, с другой стороны – возможность стать членом Евросоюза, не говоря уже о том, что предложенные законопроекты противоречат нескольким статьям Конституции Грузии, – заметил эксперт. – Стремление к евроинтеграции заложено в Конституции Грузии».

Вторая причина протеста, по словам собеседника «Московской газеты», заключается в том, что разработанные законопроекты поставят в тяжёлое положение некоторые группы грузинских граждан: «Это граждане, которые получают поддержку через гранты, получаемые общественными организациями – люди с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие ресурса для решения этих проблем, и люди, которым необходима помощь для получения образования, а также те организации, которые занимаются укреплением демократического развития Грузии, и многие другие».

Третья причина — из-за аналогии с российским опытом, считает Вахтанг Хмаладзе.

«Идея регистрации организаций, получающих дотации из-за рубежа, в итоге обратилась в российской практике в ряд ограничений для деятельности таких организаций и в их определённого рода стигматизацию», – объяснил свою точку зрения собеседник издания.

Как проходил протест, какова динамика событий?

«Было заметно, что большинство протестующих – молодые люди, студенты. Достаточно жёсткое применение силы не испугало протестующих, а увеличило их количество. Протест начали женщины: в соцсетях появились призывы, адресованные к женщинам: собраться и опротестовать действия правящей партии. Потом к протесту присоединились студенты. В начале акции власти и силовики использовали перечный газ и воду. И газ, и вода были применены, когда люди стояли и протестовали словом и плакатами, чтобы освободить выходы из парламента – чтобы депутатское большинство могло разойтись по домам. Отмечу, что вечером 7 марта было довольно холодно. Люди ушли, потом вернулись и опять против них были применены газ и вода, люди опять разошлись – и опять вернулись. Потом полиция и отряды специального назначения стали применять физическую силу, в ход пошли «демократизаторы» (дубинки, – прим. авт.), были избиения, аресты. Это вызвало ответные действия от отдельных лиц среди протестующих, в целом, немногочисленные. Что касается «коктейлей Молотова», о которых говорили российские СМИ, с ними ситуация не вполне понятна. Как показало наше телевидение, огонь во время акции протеста горел только в том месте, где стояли полицейские – рядом со зданием парламента и зданием Дворца Молодёжи, то есть бутылку теоретически можно было бросить только из этих зданий. Это выглядело странно. Как и то, что от «коктейля Молотова», брошенного, по всей видимости, в толпу правоохранителей, никто не получил ущерба», — рассказал Вахтанг Хмаладзе.

Кто был инициаторами законопроектов, вызвавших протест различных групп грузинского общества?

«Ими были одни и те же члены парламента, — сказал собеседник издания. — И они же говорят, что эти два законопроекта в своей основе отличаются друг от друга. Это люди были членами правящей партии «Грузинская мечта». Они заявили, что вышли из этой партии на основании того, что она недостаточно резко говорит правду народу и не противостоит влиянию США и Европы, основали свою партию «Сила народа» и остались в парламентском большинстве. Но, когда эти депутаты заявили о своих законопроектах, то сразу же получили поддержку правящей партии. Также эти депутаты утверждают, что два предложенных ими законопроекта в своей основе принципиально отличаются друг от друга. Есть популярное в Грузии мнение, что данные парламентарии представляют пророссийскую позицию».

Что видно из Москвы

Грузия второй год подряд на фоне ухудшения ситуации в мировой экономике показывает двузначный рост ВВП, сказал «Московской газете» политолог Константин Калачёв.

«Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили говорил, что причиной такого экономического чуда стала «правильная позиция» страны, — говорит политолог. — То есть, Грузия, с одной стороны, не поддержала введение антироссийских санкций, а с другой, обещает не способствовать обходу санкций тех стран, которые их ввели. Также стоит отметить вклад в экономику страны российских мигрантов: люди привезли деньги, открывают новые компании. В общем, с экономикой вроде всё неплохо, но не всё хорошо с евроинтеграцией. А большая часть грузин – «за» европейский путь развития. И тут эти законопроекты».

Для протеста нужны триггеры и лидеры, «триггер» появился, а с лидерами не всё однозначно, размышляет Константин Калачёв.

«Инициаторами вызвавших протест законопроектов выступили депутаты парламента Грузии, представляющие общественное движение «Сила народа». В августе 2022 года группа депутатов парламента из правящей партии «Грузинская мечта» покинули партию и основали общественное движение «Сила народа». Среди них – Михаил Кавелашвили, Созар Субари, Дмитрий Хундадзе, Гурам Мачарашвили. В качестве причины для выхода из партии и создания собственного движения депутаты называли недовольство процессом евроинтеграции Грузии», — рассказал политолог.

По мнению эксперта, эта ситуация напоминает «игру в две руки» – или, скорее, действия разных пальцев одной руки.

«Грузинская мечта» – за евроинтеграцию, «Сила народа» критикует прозападный дискурс: с определённой точки зрения, это напоминает отношения «Единой России» и ЛДПР. Правда, ЛДПР как старейшая партия возникла самостоятельно. Да, партии – разные, но больших противоречий в их повестке нет. «ЕР» – старший партнер и системообразующая партия. А ЛДПР, заявляющая о своей субъектности, является, по сути, младшим партнёром. При этом партия заявляет и делает то, что не может или не хочет заявлять и делать «Единая Россия», – провёл параллель политолог.

С другой стороны, грузинская оппозиция, выступающая вместе с грузинским обществом за евроинтеграцию и против введения реестра иноагентов, сталкивается с репутационной проблемой, заметил Константин Калачёв.

«Проблема оппозиции в том, что её отождествляют с опальным Михаилом Саакашвили и возможностью дестабилизации. Чем пугают действующие власти грузин? Возможностью того, что Грузия пойдет по пути Украины. И тем самым потеряет, а не приобретёт. Резон в этой риторике есть», — заключил политолог.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
грузия, протесты, иноагенты
Поделиться
Похожие новости