Новость общества

Названа главная проблема малого бизнеса в регионах

Названа главная проблема малого бизнеса в регионах

Фото © «Московская газета»

30.04.2024 в 09:56:00
2221

В сфере малого бизнеса в регионах РФ наблюдается стагнация

Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин рассказал «Московской газете» о проблемах среднего бизнеса в России и тех преимуществах, которые имеет более слабый, казалось бы, сегмент малого бизнеса и ИП. Председатель Совета по предпринимательству города Северодвинска (Архангельская область) Виктор Казаринов сообщил, как идут дела у малого бизнеса в северной провинции.

Рост малого бизнеса в России во многом объясняется популяризацией самозанятости, рассказал «Московской газете» президент Гильдии маркетологов Игорь Березин:

«У нас появились сотни тысяч самозанятых. Допустим, ты можешь сдавать квартиру «в чёрную» и ждать, когда что-нибудь случится, а можешь зарегистрироваться как самозанятый, сдавать квартиру по 40 тыс. рублей в месяц и платить налог 4% от поступлений. Вот и появились тысячи самозанятых, в том числе репетиторы и другие специальности, которые раньше работали «в чёрную». Теперь они могут зарабатывать, например, 50 тыс. рублей в месяц и отдавать налог в 2 тыс. рублей. Значимый статистический рост малого бизнеса идёт из-за того, что количество самозанятых кратно возросло. Если ИП не имеет наёмных работников, для него лучший режим – самозанятость. Если ИП зарабатывает 1 млн рублей в месяц, перед ним стоит выбор: либо на режиме налогообложения для ИП отдавать 100 тыс. рублей налога, либо 60 тыс. рублей в режиме самозанятого».

А вот положения среднего бизнеса в России сейчас самое тяжёлое, считает Игорь Березин:

«При этом чётких критериев определения того, какой бизнес называется средним, нет. По одним критериям, это бизнес с оборотом от 800 млн рублей до 2 млрд рублей. По другим – от 200 млн рублей до 800 млн рублей. Чёткого подхода нет, а отдельной статистики по среднему бизнесу, насколько мне известно, не ведётся. Наверное, если оборот до 200 млн рублей и сотрудников – до 50, то это малый бизнес. А уже с 200 млн рублей – 400 млн рублей оборота, когда сотрудников – от 50 человек, наверное, это уже средний бизнес. Но нефтяная компания с оборотом в 5 млрд рублей и 200 сотрудниками – это всё-таки маленькая нефтяная компания. А исследовательская компания с 200 сотрудниками и 800 млн рублей оборота – это крупная исследовательская компания. Если у вас меньше 100 сотрудников, то вы небольшое полиграфическое предприятие. А если больше 300 сотрудников, то вы крупное полиграфическое предприятие с оборотом в 2 млрд рублей. Критерии здесь очень размыты. Но, интуитивно говоря, средний бизнес – это 50 тыс. предприятий по стране. Для малого бизнеса, особенно инновационного, «айтишного», существует множество налоговых льгот, преференций. Большой бизнес тоже имеет свои преимущества. А налоговое бремя ложится преимущественно на средний бизнес. Крупные предприятия, которые у всех на слуху: Wildberries, Х5, «Перекрёсток» развиваются, растут и поглощают друг друга. С малыми тоже всё понятно — смотрим на чек и видим, что нас обслужил какой-нибудь условный ИП Петров. В сфере торговли очень много малых предприятий и ИП в связи с мягкими режимами налогообложения. У крупного бизнеса технологии, огромные складские хозяйства, у малых – оперативность и льготный режим. А между ними зажат средний бизнес».

Определить границы среднего бизнеса можно методом «от обратного», предложил президент Гильдии маркетологов.

«Считается, что у нас крупные предприятия, государственные и частные, дают 50% всех занятых и половину всего выпуска продукции. За малым бизнесом закреплена цифра в 20%. Значит за средним бизнесом остаётся где-то 30-35% всех занятых и 25-30% всего выпуска продукции. В 90-ые была идея делать ставку на малый бизнес, как это делается в Германии, там больше половины занятости и выпуска приходится на средние предприятия. С другой стороны, в Германии средний бизнес – это бизнес с оборотом до 1 млрд евро, по нашим меркам это крупные компании. Но, так или иначе, идея, что средний бизнес в России даст значимую часть ВВП, не прошла. У нас доминируют крупный бизнес и малый, поощряемый мягким налоговым режимом. А средний остался на обочине, как «нелюбимая дочка», — считает Игорь Березин.

Для развития среднего бизнеса, по мнению эксперта, необходим специальный, переходный налоговый режим.

«Налоговики говорят, что ИП – это оборот до 150 млн рублей. Известных блогеров стали наказывать за то, что они свои миллиарды стали делить на множество ИП, чтобы уходить от налогов. Есть свои критерии налогообложения для ИП, но они не касаются малого предприятия. Если у меня 20 человек и оборот 200 млн рублей, режим налогообложения будет общий: вот налог на прибыль, вот налог на фонд оплат труда и т.д. За исключением специальных режимов для IT и т.д. То есть, в диапазоне от 50 млн рублей оборота до 1 млрд рублей вы попадаете под общий режим налогообложения. Допустим, вы — ИП, у вас выручка 100 млн рублей, и вы платите 6 млн рублей налогов, плюс ещё около 100 тыс. рублей в год. И вот вы становитесь крупнее, у вас теперь выручка 200 млн рублей. Выбор: либо вы делите выручку на 2 ИП и ждёте, когда вам предъявят налоговые претензии, либо регистрируете ООО и с 200 млн рублей выручки платите 30 млн рублей НДС, на зарплату сотрудникам – 30% взносов в фонд зарплат, 13% подоходного налога и т.д. У вас останется около 50 млн рублей, но заплатите ещё налог на прибыль. Есть предприятия со льготами, айтишные. У них налог на фонд зарплат – 10% взносов. И на прибыль – 10%. Куча льгот. Вот у этих предприятий есть возможность расти, не переходя в общий режим налогообложения. Если налоговики озаботятся, чтобы для больших ИП или малого бизнеса, стремящегося к среднему, ввести хотя бы переходный режим налогообложения, это повысит привлекательность среднего бизнеса», — заключил Игорь Березин.

Возникает ощущение, что средний бизнес – это просто основная доля предпринимательства в стране, не связанного с крупнейшими предприятиями. Примечательно, что даже малый бизнес не стремится стать средним, имея перед последним определённые налоговые преимущества. Впрочем, если заглянуть в глубинку страны, эти преимущества могут, как говорится, не бросаться в глаза.

«Насчёт успехов малого бизнеса в регионе мне ничего неизвестно, — сказал «Московской газете» председатель Совета по предпринимательству города Северодвинска (Архангельская область) Виктор Казаринов. — У нас в этой сфере стагнация, сокращение численности предприятий. Неплохо идут дела у тех, кто занимается общепитом. А у тех, кто занимается торговлей, различными сервисами – очень серьёзное падение, многие закрываются. Выросли налоги от кадастровой стоимости объектов для офисов, торговли, общепита, бытового обслуживания. Несколько лет назад были внесены изменения в законодательство, и к налогам по упрощённой системе налогообложения добавлены налоги на кадастровую стоимость объектов, которая порой оценивается очень высоко. Но главная проблема на сегодняшний день – кадровая. Трудоспособного населения становится всё меньше, люди из региона уезжают, на госпредприятиях и в муниципальной сфере зарплаты повышаются, а малый бизнес из-за стагнации повышать зарплаты не может. А у народа при этом запросы по зарплате очень высокие».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
бизнес, малый бизнес, проблемы, Россия
Поделиться
Похожие новости