Новость общества

Названы перспективы экспорта российского газа в западном и восточном направлениях

Названы перспективы экспорта российского газа в западном и восточном направлениях

Фото © «Московская газета»

06.10.2023 в 10:53:00
6612

Эксперты Фонда национальной энергетической безопасности рассказали «Московской газете», как осуществляется экспорт российского СПГ в Европу и почему он становится одной из главных перспектив для нефтегазового сектора. Также собеседники издания обрисовали будущее трубопроводных поставок энергоносителя в Среднюю Азию

Прекращение экспорта трубопроводного газа в Европу произошло не из-за отказа от российских энергоресурсов, а из-за того, что маршруты доставки газа столкнулись с проблемами, рассказал «Московской газете» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Сначала на трубопроводе «Северный поток-1» началась история с турбинами, которые изначально были произведены в Канаде, и чинить их надо было там же, — напомнил Игорь Юшков. — Но, поскольку Канада и Евросоюз ввели санкции на поставку оборудования в Россию было непонятно, как везти эти турбины на ремонт в Канаду и потом обратно, чтобы они не оказались под санкциями. Прокачка газа по трубопроводу становилась всё меньше и меньше. В сентябре 2022 он остановился, а потом на нём произошёл взрыв. С газопроводом «Ямал-Европа», по которому российский газ шёл транзитом через Белоруссию, Польшу и Германию, произошла другая история: польским участком газопровода владела компания EuroPol Gaz, в которой у «Газпрома» было 49% акций. Поляки национализировали эту долю в EuroPol Gaz. В ответ на что Россия ввела санкции против этой компании и перекрыла поставки газа через Польшу. Газопровод «Ямал-Европа» теперь работает только с Белоруссией. Также Украина перекрыла один из двух российских газопроводов, проходящий по территории ЛНР. Если раньше «Газпром» по контракту качал в этом направлении около 110 кубов газа в сутки, то теперь где-то 42,5 кубов. Кроме этого, от экспорта трубопроводного газа остаётся только одна нитка «Северного потока» и «Турецкий поток».

В силу всего этого важным направлением экспорта российских энергоносителей стал СПГ, отметил Игорь Юшков. Экспорт СПГ выгоден в направлении Европы, поскольку в Азии цены на газ сейчас ниже, сообщил аналитик.

«СПГ у нас производят только предприятия «Ямал-СПГ» и «Сахалин-2». В Европе цены выгоднее, чем в Азии, и в Европу короче транспортное плечо. Сейчас на европейском рынке СПГ мы занимаем второго место после США. Но если в Азии вырастут цены, «Ямал-СПГ» развернёт экспорт туда. С точки зрения государства выгоднее поставлять трубопроводный газ. Потому что, когда «Газпром» поставляет трубопроводный газ, он платит налог на добычу полезных ископаемых, и когда газ вывозится за рубеж, он платит экспортную пошлину. А от продаж СПГ государство ничего не получает», — отметил собеседник «Московской газеты».

Продукцию «Ямал СПГ» вывозят только танкеры арктического класса, сообщил Игорь Юшков.

Таких в мире только 15 штук, построенных именно для этого проекта. Первое судно «Кристоф де Марджери» принадлежит компании «Совкомфлот». Остальные – международным компаниям. Я думаю, ставка фрахта этого танкера одинакова — что у «Совкомфлота», что у международных компаний. С конца этого года заработают перевалочные хабы компании «Новатэк» в Мурманской области и на Камчатке, благодаря которым газовозам арктического класса не надо будет ходить до Бельгии или Франции, чтобы там разгружаться и приходить обратно. Завод «Ямал-СПГ» был рассчитан на реализацию 17,4 миллионов тонн газа в год, а благодаря хабам сможет реализовывать 20. Чем быстрее вывозишь и реализуешь газ, тем больше его можно производить. И быстрее наступит тот период, когда вернутся налоги и государство начнет зарабатывать с Ямала», — рассказал Игорь Юшков.

Определённые политические силы в Европе могут запретить поставки российского СПГ, но на такой стресс для экономики Европа в ближайшее время вряд ли пойдёт, сказал «Московской газете» ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. СПГ может поступать в Европу с помощью некоторых юридических лазеек, позволяющих соблюсти видимость отказа от российских энергоресурсов, но вряд ли это убедит кого-то даже в ЕС, считает эксперт.

«Речь идёт о прямых поставках СПГ в Европу, которые осуществляет ряд предприятий. В сфере этих поставок есть как прямые договоры, так и схемы, когда газ находится в пакете у инвесторов, которые сами решают, что с ним делать: например, газ в пакете у французской компании TotalEnergies, которая является одним из акционеров «Ямал-СПГ». Евросоюз может схитрить и сказать, что раз СПГ находится в пакете у TotalEnergies, значит, он не совсем российский, но это, на мой взгляд, всего лишь ужимки, все понимают, откуда газ», — отметил Станислав Митрахович.

Судоходство с проекта «Ямал-СПГ» осуществляется 6 различными компаниями, только одна из которых – российская «Совкомфлот», сказал ведущий эксперт ФНЭБ.

«Нет детальной информации об этих контрактах, только общая. В России нет компаний, которые могли бы осуществлять эти поставки, кроме «Софкомфлота». И еще 5 иностранных судоходных компаний. Так уж организован этот бизнес. Российское судоходство, к сожалению, пока недостаточно развито. Нефтегазовый комплекс, видимо, считался у нас недостаточно приоритетным направлением для инвестиций. Что-то развивалось, что-то не развивалось. Если запретить иностранным судоходным компаниям участвовать в вывозе СПГ, останется только «Совкомфлот», и не факт, что его танкеры примут в каждом европейском порту. Если танкеров будет не хватать, «Ямал-СПГ» снизит производство газа, а это не в российских интересах. Если бы наша экономика была несколько сильнее и технологичнее, можно было бы по-другому выстроить этот бизнес. Но политика – это искусство возможного», — заметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

А что интересного можно сказать о предстоящем транзите российского трубопроводного газа через Казахстан в Узбекистан?

«10 с лишним лет назад Узбекистан и Казахстан начали масштабное газовое строительство для поставок на рынок Китая, — отметил Станислав Митрахович. –—К сожалению, эти две страны немного не оценили свои силы, и им теперь не хватает газа для собственного потребления. Поэтому открывается возможность для российских поставок, которые могут помочь этим странам насытить внутренний рынок и дать возможность экспортировать газ в Китай. Понятно, что это не бесплатная для Узбекистана и Казахстана сделка. В дальнейшем на её основе можно будет договариваться о новых маршрутах, например, о поставках российского газа в КНР через Северный Казахстан или об участии России в поставках по газопроводу «Центральная Азия – Китай».

«Прошлой зимой население Узбекистана выходило греться на улицу у костров и готовить там еду: в котельные поступало мало газа, и они плохо нагревали воду, — рассказал эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. — Начались переговоры с Узбекистаном и реализовались в конкретный контракт на взаимовыгодных условиях, который начал исполняться в октябре. В 2024 году, возможно, договор о поставках российского газа подпишет и Казахстан, потому что там тоже сокращается добыча газа и увеличивается потребление».

В том, что Узбекистан при этом пока не заказывает транзит российского газа, нет политического момента. Просто газ нужен республике преимущественно в зимний период, считает аналитик.

«Года через полтора Россия выйдет на круглогодичный режим поставок газа Узбекистану», — прогнозирует Игорь Юшков.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
газ, спг, экспорт
Поделиться
Похожие новости