Новость общества

Объёмы продаж российского алкоголя в КНР растут, но у китайцев свои вкусы

Объёмы продаж российского алкоголя в КНР растут, но у китайцев свои вкусы

Фото © «Московская газета»

26.07.2024 в 18:35:00
1534

Эксперты рассказали о специфике российско-китайского алкогольного рынка

 Собеседники «Московской газеты» рассказали о российско-китайской алкогольной торговле. Обе страны в плане производства спиртного работают преимущественно на собственный рынок, хотя их взаимный экспорт-импорт в этом направлении растёт. При этом китайский рынок алкоголя весьма специфичен. Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков рассказал, готова ли Россия к тому, чтобы отказаться от импортного алкоголя.

Экспорт российской водки ощутимо сократился, но его доля в производстве всегда была невелика, сказал в беседе с «Московской газетой» эксперт алкогольного рынка Максим Черниговский.

«Производители не пострадают, поскольку основной объём алкоголя в России реализуется внутри страны», — отметил эксперт.

При этом, по его словам, растут объёмы продаж российского алкоголя в Китай.

«Но это обоюдный процесс: растут и экспорт в Китай, и импорт из Китая на наш рынок. В КНР мы поставляем широкую ассортиментную линейку: вино, особенно из южных регионов — Краснодар, Ставрополь — водка, пиво. Из Китая нам тоже поступает много алкогольной продукции — виски, пиво… Но надо сказать, что водка — не самый ходовой товар на территории Китая», — добавил Максим Черниговский.

Практически весь алкоголь, который производится в России, потребляется внутри страны, рассказал «Московской газете» эксперт алкогольного рынка Юрий Юдич:

«Экспорт российского алкоголя составляет крайне малую долю от производства: 2-5% если мы говорим о компаниях, производящих водку. Это всегда были в большей степени имиджевые поставки: вот, мол, наш алкоголь продаётся на Западе. В этом направлении велась долгая работа ещё с конца 70-х-начала 80-х годов прошлого века. На Восток и Юго-Восток работа не велась. Что касается экспорта российского алкоголя в Китай, то это история, требующая достаточно долгого развития. Осенью в Китае откроется выставка «Путь российского вина». Рынок Китая многомерный, там очень много оптовых компаний, всё привязано к регионам. Экспорт нашей водки в Китай есть, но колебаний на этом рынке я не вижу».

Если отвернуться от Запада и посмотреть на Восток, то станет видно, что это совершенно разные направления мирового алкогольного рынка, отметил Юрий Юдич.

«В мусульманских странах почти не употребляют алкоголь. В Китае его потребляют своеобразно и в основном это напитки собственного производства. Проблемы у Китая не с экспортом, а с импортом: приграничные регионы завалены дешёвым крепким алкоголем из стран Средней Азии, особенно, из Казахстана. В целом на китайском рынке свои вкусы, свои эталоны. В КНР пользуется популярностью напиток «байцзю», близкий по крепости к водке. Это дистиллят из разного зернового сырья: кукуруза, рис, пшеница. Забраживание происходит по принципу закваски. У этого напитка очень своеобразный и резкий запах, напоминающий запах плесени. Для российского потребителя этот продукт малопонятен. Хотя есть продвинутые потребители, которые могут это пробовать с точки зрения расширения знаний о напитках. «Байцзю» содержит столько сивушных масел что раньше его употребляли горячим. Сейчас китайцы делают улучшения этого напитка — медовый вкус и т.д. Поэтому некоторые виды «байцзю» более очищены и могут быть восприняты на международном рынке, но зачем это, когда есть более-менее доступные виски и водка?», — рассказал эксперт алкогольного рынка.

Экспорт российского алкоголя продолжается в страны бывшего СНГ, заметил собеседник:

«В Армении, Грузии, Казахстане, Молдавии любят нашу водку. Что касается других стран, то там уж с кем удастся договориться о поставках небольшими объёмами. У нас есть высокотехнологичное ликеро-водочное производство с прекрасным оборудованием. Правда, маленький бочковый парк, тут мы не догоняем другие страны. Что касается ректификатов, любые настойки у нас производятся в любом количестве», — заключил Юрий Юдич.

Если российский алкогольный рынок, как и китайский, работает сам на себя, возможно, он способен обойтись без импортного алкоголя?

Предлагаемое ограничение параллельного импорта крепкого алкоголя в России может способствовать развитию отечественного производства и инновациям на примере роста популярности российских вин и крафтового пива, рассказал «Московской газете» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

«В последнее десятилетие российский рынок вин продемонстрировал значительный рост, увеличив производство на 33% с 2010 по 2020 год, что стало возможным благодаря инвестициям в новые технологии и улучшение качества продукции. Аналогичным образом производство крафтового пива выросло более чем в 10 раз за последние пять лет, что стало возможным благодаря внедрению инновационных методов производства и поддержке малых пивоварен», — сказал эксперт.

Однако, по мнению Ярослава Кабакова, для того чтобы эти изменения были положительными, необходимы значительные инвестиции в качество продукции и усиление контроля над рынком алкоголя, чтобы предотвратить рост контрафактной продукции и обеспечить здоровье потребителей.

«Инвестиции позволили компании «Русский стандарт» стать одним из лидеров российского рынка водки. Но важно отметить, что согласно данным Минздрава, доля контрафактного алкоголя на российском рынке составляет около 30%, что указывает на необходимость ужесточения контроля для защиты здоровья потребителей», — заключил директор по стратегии ИК «Финам».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
алкоголь, Россия, Китай
Поделиться
Похожие новости