Останется ли Москва «портом пяти морей» или станет центром болот?
Федеральное учреждение «Канал имени Москвы» поставляет печальные новости
Еще в советские времена было принято заявлять, что Москва — порт пяти морей, то есть напоминать, что столица через развитые внутренние водные пути связана с мировым океаном. С тех пор в буквальном смысле много воды утекло — в последнее время речной транспорт пребывает в серьезном кризисе. По обнародованным в СМИ данным Счетной палаты РФ, задачи, предусмотренные стратегией развития внутреннего водного транспорта до 2030 года, не выполняются.
Объем речных грузоперевозок с 2018 по 2020 годы сократился на 8,4%. Такую динамику аудиторы объясняют срывом проектов по строительству и реконструкции гидроузлов. Из-за обмеления рек современные крупные суда по Единой глубоководной системе европейской части страны, соединяющей Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, зачастую пройти не могут.
Администрация канала «доканала»?
Показательна кризисная ситуация в снабжающем столицу водой федеральном государственном бюджетном учреждении (ФГБУ) «Канал имени Москвы», который называют крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, важнейшей магистралью водного транспорта в Центральном федеральном округе. Объекты являющегося стратегически важным объектом России предприятия включают 235 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.
Согласно данным Счётной палаты РФ, это учреждение в 2018-2020 годах получало наибольший объем субсидий среди администраций бассейнов внутренних водных путей на содержание и капитальный ремонт инфраструктуры (к примеру, за 2020 год — 4,1 млрд рублей). И что?
Счётная палата фиксирует из года в год планомерное снижение уровня технического состояния и безопасности гидротехнических сооружений «Канала имени Москвы». Уровень технического состояния гидротехнических сооружений понижается с ограниченно-работоспособного до предаварийного, а уровень безопасности – с пониженного до неудовлетворительного.
Если в 2016 году аудиторы Счётной палаты выявляли 6 гидросооружений в предаварийном состоянии, то в ходе проверки за 2018-2020 и период 2021 года в предаварийном состоянии оказалось уже 13. Уровень безопасности также понизился: в неудовлетворительном состоянии уже не 11 гидросооружений, а 12.
Из 104 гидросооружений, вверенных «Каналу имени Москвы», работоспособный уровень технического состояния только у 7,7 %, в нормальном состоянии по уровню безопасности находятся только 4,8 %.
В эти годы скандальные ситуации, в связи с которыми называли ФГБУ «Канал имени Москвы», посыпались одна за другой. Ровно три года назад, в начале 2019 года затопило Тушинский автомобильный тоннель на северо-западе Москвы. Тогда под дамбой в районе стыка тоннеля произошел размыв и провал грунта. Вода из канала залила дорогу, движение было временно остановлено. Обсуждали в медиа две основные версии ЧП: либо системы «Канала имени Москвы» устарели, либо строители тоннеля напортачили.
Тогдашний руководитель ФГБУ «Канал им. Москвы» Герман Елянюшкин говорил, что авария вызвана ошибками, допущенными при проектировании и строительстве тоннеля. При этом масштабы ЧП оказались гораздо серьезнее, чем предполагалось поначалу: обнаружились множественные провалы, через которые просочилась вода, кроме того, были обнаружены некачественные стройматериалы.
Последствия размыва дамбы на канале имени Москвы, проходящей над автомобильным тоннелем Волоколамского шоссе, привели к тому, что тогда впервые за 82 года по одному из участков канала, напрямую связывающего реку Волгу с рекой Москвой, в навигацию было запрещено движение флота.
В том же году скандалом обернулось строительство нового гидроузла «Белоомут» за 5,5 млрд рублей на Оке к юго-востоку от Москвы. ФГБУ «Канал имени Москвы» отвечало за проект. Как сообщали СМИ три года назад, реконструкция была прервана, поскольку из-за банкротства генподрядчика госконтракт был расторгнут. Из-за сложной ситуации в том году пропуск судов через Белоомутский шлюз был ограничен. А этот маршрут считали едва ли не единственным водным путем из Москвы в сторону Волги. По данным источников СМИ, учреждение могло предвидеть всю эту ситуацию и не допустить остановки работ, что грозило колоссальными потерями – речь шла о миллионах бюджетных средств.
«Срыв» учреждением «Канал имени Москвы» реконструкции гидроузла «Белоомут» фиксируется в марте 2021 в направленной руководителю Росморречфлота служебной записке по результатам внутреннего аудита учреждения.
Согласно данным проверки специалистами Росморречфлота, аудит показал множественное количество проблем на предприятии. Аудиторы, к примеру, выяснили, что учреждение неэффективно использует средства, взяв в лизинг автомобиль премиального класса «Мерседес-Бенц» по договору с «Бизнес Кар Лизинг» на сумму 7 млн 380 тыс. рублей. Проверяющие деликатно отметили, что «целесообразность закупки комиссией не подтверждается». Дело в том, что в распоряжении администрации учреждения и без того целый автопарк — есть 24 легковых иномарки, в том числе два внедорожника.
Аудиторы выявили и плохую управляемость. К примеру, «потеря статуса территориальной сетевой организации и неспособность организовать приносящую доход деятельность привели к «провалу» планируемых поступлений от приносящей доход деятельности на 2021 год на общую сумму в 253 млн рублей», — говорится в документе.
Согласно подготовленному тогда же сводному акту, «ввиду отсутствия со стороны руководства учреждения «Канал им. Москвы» контроля по обеспечению к началу навигации судов технического флота запаса судового топлива в необходимом объеме, а также недостаточности контроля исполнения госконтракта (…) на поставку дизельного топлива в учреждении произошел срыв подготовительных работ к навигации 2020 года (…), что привело к отсутствию возможности проведения дноуглубительных работ, необходимых для (…) поддержания гарантированных глубин судовых ходов…».
Утверждается, что в ходе проверки деятельности выяснилось, что фонд оплаты труда центрального аппарата учреждения превысил показатели 2019 года на 17%, причем выплаты руководящему составу выросли на 45% и составили 120 млн рублей, в частности выплаты материальной помощи на «неотложные нужды и на организацию благоприятных условий отдыха и восстановления здоровья» руководству выросли с 11 до 33 млн рублей, то есть увеличились втрое.
В частности, Сергею Лапшину, когда его только назначили на пост первого замдиректора учреждения, и он еще не отработал положенный трехмесячный испытательный срок, в марте 2020 года к ежегодному оплачиваемому отпуску выплатили материальную помощь для «организации благоприятных условий отдыха и восстановления здоровья» в размере 8 должностных окладов, «на неотложные нужды» в размере 8 окладов, — всего 2 млн 880 тыс. рублей.
Источник «Московской газеты», комментируя тему, утверждает, что в 2020 году «Канал имени Москвы» подал заявление о причинении ущерба и возбуждении уголовного дела в отношении одного работника. При этом выявленная якобы «проблема» со стороны руководства предприятия системного решения не имела, практика расходования средств на «представительские расходы» после подачи заявления о «причинении ущерба» сохранилась без изменений. В итоге в декабре 2021 года следственные органы изъяли все документы по представительским расходам за период с 2019 года, выявили «списание» на представительские расходы в размере 20-30 млн рублей в отношении многих работников учреждения. Теперь проводятся следственные действия в отношении всего предприятия.
Работников — за борт?
В 2020-году во время прихода Лапшина усилились проблемы внутри коллектива – по данным СМИ, было уволено около трети работников (больше 100 человек). Почти всех «ушли» «по собственному желанию».
«Московская газета» следит за судьбой предприятия. Около года назад издание писало как раз о тех сотрудниках «Канала имени Москвы», которые пожаловались на массовые увольнения и уголовные преследования после прихода нового руководства в 2020 году.
Люди говорили, что после прихода новых руководителей предприятие покинули опытные сотрудники и профессионалы. Руководство ФГБУ «Канал имени Москвы», комментируя массовые увольнения работников, заверило, что «по инициативе работодателя не было расторгнуто ни одного трудового договора» и лишь «2 сотрудника уволились в связи с отказом работать в новых условиях». Что касается остальных, то «работники в 2020 году прекращали трудовые отношения «по собственному желанию либо по соглашению сторон». Конкретную цифру уволившихся в управлении ведомства не назвали.
Московская межрегиональная транспортная прокуратура сообщала журналистке «МК» Светлане Петрушовой, которая расследовала злоупотребления на предприятии, что по результатам рассмотрения представлений ведомства по фактам нарушения прав работников при их увольнении виновное лицо наказано — объявлено замечание. По результатам рассмотрения административных материалов в отношении ФГБУ «Канал имени Москвы» виновные лица оштрафованы в сумме на 55 тыс. рублей.
В сложной ситуации оказались некоторые сотрудники и в том, что касается их жизни, так сказать, за пределами работы. Они вынуждены довольствоваться жилыми помещениями в поселке Шлюзы, возле места работы к юго-востоку от столицы. По распределению работодателя люди со своими семьями живут там более 20 лет.
Здесь, как и на многих старых предприятиях, на балансе учреждения состоит жилой фонд – непрофильное имущество, подлежащее передаче в муниципальную собственность либо снятию с баланса в связи с приватизацией гражданами. В итоге работники учреждения вынуждены жить в жилых помещениях федеральной собственности, без прав, без регистрации. А учреждение продолжает нести расходы по содержанию непрофильного имущества, причем в нарушение закона имущество федеральной собственности используется без согласований с собственником, без оформления прав, без взимания платы, говорит источник.
Кто-то успел приватизировать квартиры. Остальные несколько лет назад через суд добились от «Канала имени Москвы» заключения договоров социального найма, чтобы так узаконить свое проживание в этих жилых помещениях. Однако после смены руководства предприятия в 2020 году ситуация кардинально изменилась: на предприятии начались служебные проверки, причем в основном в отношении тех, кто подавал исковые заявления о заключении договоров соцнайма, на кого-то даже завели уголовные дела.
Тогда учреждение подало заявление о причинении ущерба в связи с принятием судом решений в пользу работников о признании прав работников на жилые помещения. В связи с очередной сменой руководства учреждение отказалось выполнять решения суда, вердикты были обжалованы, внутренние приказы предприятия о жилищных комиссиях отменены. В связи с этим решения судов о признании прав работников на жилые помещения также были отменены.
Вся эта правовая чехарда вокруг жилья сотрудников ни к чему не привела. Решение квартирной проблемы не продвинулось.
Удивительный вопрос «Почему он водовоз»?
Источники «Московской газеты» утверждают, что практика инициирования уголовных дел в отношении «намеченных к увольнению» сотрудников учреждения становится распространенной. Подчас работникам, в том числе бывшим, проходящим по уголовным делам в статусе свидетелей, поступают угрозы «замены статуса», переквалификации на «организованную группу лиц».
Светлана Петрушова говорит, что последние годы в руководстве учреждения было немало случайных людей. Это иллюстрирует ситуацию в управленческой среде в целом, где не хватает руководителей-государственников.
Сергея Лапшина, который был объектом критики для многих сотрудников и аудиторов, больше на предприятии нет. (Любопытно, что он работает в другой компании в этой же сфере). На «Канале имени Москвы» руководство руководителем назначен Олег Шахмарданов, занимавший в Росморречфлоте должность заместителя руководителя.
Однако стало ли лучше, вопрос. Источники утверждают, что прежняя деятельность Шахмарданова также вызывает вопросы. С 2011 по 2021 годы он руководил другим подведомственным Росморречфлоту учреждением – ФБУ «Администрация Волго – Донского бассейна внутренних водных путей». И там, по оценке проверяющих из Счётной палаты, ситуация была еще хуже, чем в «Канале имени Москвы». Так, показатели уровня реализации проектов по реконструкции гидроузлов в 2010-2020 годах у администрации по сравнению с «Каналом имени Москвы» ниже: если у «москвичей» 37% (реализовано 7 проектов из 19), то у «Волго-Донского судоходного канала» — 20 % (реализовано 4 проекта из 20). «Канал имени Москвы» — учреждение с историей, неужели нет своих кадров, специалистов?
А пока люди ищут ответы на эти вопросы, работников «Канала имени Москвы» опять «лихорадит» от очередного анонсированного новым руководителем в январе 2022 года изменения штатного расписания и сокращения штата.
Сначала «новая метла» прошлась по кадрам предшественника — Лапшина. С января же 2022 года о сокращении должностей из-за утверждения нового штатного расписания начали массово уведомлять уже всех без исключения работников «Канала имени Москвы».
На условиях анонимности работники «Канала» оценивают последствия внедрения нового штатного расписания как тенденцию на окончательное «вымывание» опытных кадров и принятия в штат случайных людей.
Люди опасаются выселений из поселка и очередной волны сокращений. Если уволят, будет нечем кормить семью. Весной к этому могут прибавиться сезонные производственные проблемы: паводок, новые срывы сдачи объектов и др.
Член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Александр Брод в интервью «Московской газете» говорит так: «Канал имени Москвы» — это такое, увы, аномальное место, средоточие проблем и рисков. Быть может, звезды так сошлись над водной гладью, политой почти сто лет назад кровью сотен тысяч строителей канала. В основном это были узники ГУЛАГа, которых привлекали к труду как бессловесных рабов. Вот эта трагическая аура, возможно, до сих пор преследует предприятие. После того, как мне как члену СПЧ пришло несколько жалоб от сотрудников Канала на произвол бывших шефов, я стал вникать в проблемы предприятия, прочитал немало критических статей, общался с сотрудниками аппарата Полпреда президента в ЦФО. Стала вырисовываться какая-то фантасмагоричная картина: буквально в самой столице, под её боком, постоянные скандалы, связанные с руководителями Канала, которые меняются, как перчатки, регулярные проверки со стороны прокуратуры, Счётной палаты. Что ни год, проблемы с навигацией, из-за чего судоходные кампании, как пассажирские, так и перевозчики грузов, несут многомиллионные убытки. Незаконная застройка прибрежной полосы. Подтопления, которые могут нанести серьёзный ущерб столице. Возможные перебои со снабжением пресной водой для москвичей. При этом водопаде проблем продолжаются зачистки профессионалов с предприятия. И проблемы только множатся. Создаётся впечатление, что нынешнему руководству профессионалы не ко двору, лишь бы не мешали. Мне думается, давно назрела необходимость мэрии столицы, федеральному правительству взять предприятие под строжайший контроль и привлечь к работе профессионалов, а не временщиков».
ФБГУ «Канал имени Москвы» действительно стало заколдованным местом: несмотря на ротацию руководства, последние годы здесь по сути ничего не меняется. Каждая новая приходящая на предприятие «команда» осваивает бюджет, что сопровождается проверками, предписаниями об устранении нарушений, жалобами, публикациями в СМИ. В сухом остатке — застой по основным направлениям деятельности, несмотря на выделение государством гигантского финансирования на развитие инфраструктуры внутренних водных путей, утверждение соответствующих федеральных программ, направленных на развитие транспорта. Эксперты в отрасли говорят «Московской газете», что оценивают развитие предприятия за последние пять лет как нулевое.
Стратегическое предприятие в запустении, производственные планы срываются, проблемы с объектами, навигацией, топливом, паводками и т.п. нарастают, как Ниагарский водопад. Предприятие лихорадит, ценные кадры изгоняют. По мнению экспертов, назрела необходимость реально навести порядок на предприятии и привлечь к работе, наконец, проверенных профессионалов.
-
Человекоподобный робот Алантим расскажет об архитектуре московской подземки на выставке «Московское метро &ndash...04.07.2016 в 12:13:0013590
-
Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе 6-го Московского урбанистического форума....30.06.2016 в 16:56:0022439
-
В совершении данных преступлений подозреваются двое 27-летних уроженцев Закавказья. ...30.06.2016 в 00:00:0026009
-
В этом году один из главных праздников столицы совпадает с Днем солидарности в борьбе с терроризмом. ...29.06.2016 в 00:00:0025367
-
В Москве в рамках реставрационных работ по программе «Моя улица» строители обнаружили деревянный кабак...28.06.2016 в 00:00:0033004
-
В первую очередь обновленная разметка появится в пределах ТТК. ...28.06.2016 в 00:00:0028649