Новость общества

Откуда нелегальные автозаправки берут топливо?

Откуда нелегальные автозаправки берут топливо?

Фото © «Московская газета»

14.06.2023 в 14:54:00
3751

В России увеличилось число нелегальных автозаправок. Вызвано ли это, в частности, экспортными проблемами российской нефтепереработки? Собеседники «Московской газеты», объяснившие изданию всю механику и всю опасность нелегальных заправок, дали разные ответы на этот вопрос. Как выяснило издание, купить нелегальное топливо в России достаточно просто

Между тем оптовые цены на бензин АИ-95 в европейской части России 9 июня на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) впервые в истории превысили 64,5 тыс. руб. за тонну, что на 1,4% выше, чем было накануне, сообщает РБК.

На фоне продолжающего роста оптовых цен Минэнерго РФ заявило, что «изменение биржевых цен на Аи-95 объясняется рыночными факторами, связанными с повышенным спросом на этот вид топлива. Это подтверждается и структурой потребления бензина в России, из которой следует, что ежегодно доля потребления Аи-95 увеличивается, а Аи- 92 — снижается».

Национальный автомобильный союз обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с письмом по поводу роста числа нелегальных заправок в России, передаёт «Прайм». Однако, как рассказал «Московской газете» вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев, инициатива по этому вопросу изначально исходила от Российского топливного союза, а НТС занимается этой проблемой уже длительное время.

По словам Дмитрия Гусева, если топливо нелегальное, нельзя проверить ни качество топлива, ни объём, который вам наливали.

«Но проблема не в качестве топлива, а в большом количестве незаконных разливов, — отметил вице-президент НТС. — Почему они появляются? Благодаря тому, что весь 2022 год был достаточно большой «разбег» между оптовым ценами на топливо и розничными. Незаконные заправки всегда появляются, когда в этом зазоре возникает положительная маржинальность, прибыль. Когда маржинальность отрицательная, обычные заправки не могут позволить себе закрыться, а вот нелегальные быстро закрываются. В последние несколько месяцев обращений по поводу нелегальных заправок стало значительно больше: мол, там открыли передвижную заправку, там – стационарную, там – контейнерную…».

Нелегальная продажа топлива прибыльна не только в силу ощутимо более низких, чем у заправочных сетей, цен, но и в силу экономии на нормах безопасности, говорит Дмитрий Гусев:

«Топливо разливается по бочкам прямо в гаражах или в машинах, а оттуда в машины покупателей. При этом на любой официальной заправке есть подземный резервуар, определённая техника безопасности — начиная от систем пожаротушения и заканчивая системами эвакуации автомобиля и всего прочего, системами отвода паров бензина и т.д. А если вы просто заправляетесь «у дороги» или в гараже, любой брошенный окурок, любая искра может привести к возгоранию».

Откуда нелегальные продавцы берут топливо?

«Кто-то покупает его у крупных производителей, кто-то берёт у мини-МПЗ, а кто-то, может быть, и ворует. В связи с мораторием на проверки малого и среднего бизнеса незаконные заправки сейчас проверить сложно», — сказал собеседник издания.

Может быть, популярность нелегальных заправок вызвана тем, что российская нефтепереработка потеряла западное направление экспорта, и из-за этих убытков увеличились цены на внутреннем рынке?

«С российским экспортом нефтепродуктов больших проблем нет, отлично работает восточное направление – Азия, Индия, Китай, — отметил Дмитрий Гусев. — Правда, несколько возросли транспортные издержки. Проблема больше к фискальной составляющей – налоговое законодательство очень часто меняется, что не очень хорошо сказывается на работе нефтяников, к тому же, в России увеличивается потребление топлива А-95, а наши НПЗ не всегда за этим успевают, поскольку структура производства А-92 и А-95 несколько нарушена. Но эта проблема, на мой взгляд, разрешима в ближайшем будущем».

Количество нелегальных заправок увеличилось, так как появился дополнительный спрос, сообщил «Московской газете» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

«Спрос на бензин увеличился во многом благодаря каршерингу автомобилей и деятельности такси, и для этих форм перевозок появилась новая форма заправок. Таксист или пользователь каршеринг-автомобиля может воспользоваться услугами «передвижной заправки», — отметил эксперт.

Что представляет из себя передвижная заправочная станция и как она осуществляет свою деятельность?

«Допустим, это старый «Москвич-«каблук», самостоятельно приспособленный для такой деятельности. Хотя такое переустройство автомобиля без согласования с его производителем практически запрещено, это нелегально. Да и в нормах МЧС есть жёсткие требования к передвижным автозаправочным станциям: они могут использоваться на действующей стационарной станции, если та ремонтируется или закрыт и т.п. Либо передвижная станция может использоваться на специальной площадке с соблюдением требований безопасности. Поскольку бензин – опасное вещество, ездить по городу, поставив в «каблук» бак бензина и применяя различные самодельные устройства для слива, достаточно опасно. Ведь все перевозки легковоспламеняющейся жидкости жёстко регламентированы, маршруты и время движения бензовозов согласовываются. И вот вы простой водитель, а рядом с вами едет такой «мини-бензовоз»...Случаев аварий на этой почве, привлекающих внимание, пока не было. Но это до поры, до времени…», — рассказал Григорий Сергиенко

«Вести-24» в Новосибирске сняли в ноябре 2022 года сюжет о нелегальной торговле топливом, в котором вырисовывается целая цепочка этого бизнеса, напомнил исполнительный директор Российского топливного союза.

«Чтобы торговать бензином нужно ведь где-то его взять. Кто-то закупает где-то нефть, не совсем законным образом организуется переработка нефти, технологический уровень такой переработки – низкий, контроль качества на таком мини-заводике – тоже. Всё это не попадает под налогообложения, реализуется по ценам гораздо ниже рыночных и влияет на общий заправочный бизнес. Ведь в конечную цену топлива для потребителя закладываются все издержки, которые продавцу необходимо оплатить, включая налоги, акцизы, НДС и т.п. Если всё это исключить, то понятно, что можно продать бензин по гораздо более низкой стоимости, чем могут предложить АЗС», — пояснил собеседник «Московской газеты».

По мнению Георгия Сергиенко, ситуация с экспортом российских нефтепродуктов всё-таки влияет на стоимость топлива на внутреннем рынке.

«Ситуации непростая: производители пытаются реализовать продукцию и ищут пути сквозь юридические дебри и логистических проблемы. И это, естественно, влияет и на розничные цены, ведь экономика нефтяной компании состоит из нескольких факторов: это и возможность экспорта, и возможность реализации на внутреннем рынке, и из того, как складывается конъюнктура по обоим направлениям, складывается уровень цен. Если отпускная цена с нефтеперерабатывающего завода повышается, заправки должны поднять свои цены ещё выше. Потому что бензин на заправку надо привезти, реализовать в продажу, понести все издержки и при этом ещё и заработать. Так работает бизнес, это законы рынка», – заключил исполнительный директор Российского топливного союза.

Получается, экспортные потери российской нефтепереработки повышают отпускные цены на топливо, заправочные сети, чтобы покрыть свои издержки, поднимают цены ещё выше, и тут начинают демпинговать нелегальные заправки?

Чтобы получить некоторое представление о нелегальных продажах топлива, достаточно заглянуть на сайт Avito. Можно найти продажи бензина напрямую от нефтебазы или – с АЗС «по будням».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
топливо, заправки, бензин
Поделиться
Похожие новости