Новость общества

«Подтянуть рельсы»: на какой стадии сегодня находится строительство Рублёво-Архангельской линии метро

«Подтянуть рельсы»: на какой стадии сегодня находится строительство Рублёво-Архангельской линии метро

Фото © «Московская газета»

28.06.2022 в 13:46:00
6188

Инженерно-геологическими изысканиями на акватории, входящей в зону строительства Рублёво-Архангельской линии (РАЛ) столичного метрополитена, займётся акционерное общество «Гипроречтранс». Информация об этом накануне была опубликована на портале ЕИС Закупки. Теперь от того, каким окажется заключение инженеров, касающееся качества грунтов, будет зависеть окончательная цена этого объекта

Как менялись планы метростроевцев

В 2016 году нынешний заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин рассказывал журналистам, что протяжённость Рублёво-Архангельской ветки составит 20 км. Она будет включать в себя 8 станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Пресня», «Улица Народного ополчения», «Живописная», «Строгино», «Рублево-Архангельское» и «Новорижская».

Однако летом 2017 года трассировку линии изменили. Так метростроевцы отказались от возведения станции «Пресня». Зато запланировали новую – станцию «Троице-Лыково». Её построят между «Строгино» и «Рублёво-Архангельское». Объект будет находиться северо-восточнее Новорижской развязки МКАД. Что касается станции «Новорижская», то авторы проекта пока изменили лишь её название: теперь она «Ильинская».

Весной 2019 года Градостроительная комиссия одобрила проект планировки линии метро от станции «Шелепиха» до «Строгино». Речь идёт об участке, протяжённостью 10 км, там появятся станции «Проспект Маршала Жукова», «Бульвар Генерала Карбышева» и «Живописная». А «Строгино» станет пересадочной станцией с Рублёво-Архангельской на Арбатско-Покровскую линию.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин рассказал «Московской газете», что последние годы менялись не только планы метростроевцев, но также представителей власти и бизнеса.

«В Рублёво-Архангельском сначала хотели построить Международный финансовый центр (МФЦ) и этот участок выкупил Сбербанк, – напомнил Блинкин. – После того, как по ряду причин возведение МФЦ оказалось неактуальным, там решили строить жилой квартал. И, чтобы этот район в Захарковской пойме не превратился в необитаемый остров, стало очевидно, что туда нужно прокладывать линию метро. В противном случае, мы просто не сможем вывезти из Рублёво-Архангельского людей».

Без метро не справимся

Блинкин говорит, что строительство новой линии обсуждалось с 2010 года. По его словам, вопрос стоит очень просто: либо мы возводим в Рублёво-Архангельском жилой массив, но тогда «тянем» туда ветку метрополитена, либо не строим жильё, и в таком случае линия метро не понадобится. Власти выбрали первый вариант. Теперь всё в руках проектировщиков.

«Если мы благословляем там большую жилую застройку, то мы должны «подтянуть» туда рельсы, – говорит руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. – Мы считаем, какой там будет пиковый поток и понимаем, что с таким трафиком вряд ли справится как общественный транспорт, так и личные автомобили горожан».

В беседе с корреспондентом «Московской газеты» Блинкин назвал «очень сложным» трассирование Рублёво-Архангельской линии.

«Там и Москва-река, и Захарковская пойма, поэтому, прежде чем начинать строительство метро, нужно провести тщательные изыскания. Это работа для геологов, инженеров, гидрогеологов. Они могут сказать: «Да, что нам пассажиры? Мы просто метро туда не протащим». Может оказаться, что там плохие гидрогеологические показания или слабые грунты».

Собеседник «Московской» полагает, что есть и другой вариант развития событий: после проведения изысканий специалисты могут прийти к выводу, что смогут построить там метро, но расходы на этот проект, скорее всего, будут очень большими.

Чем займётся «Гипроречтранс»?

АО «Гипроречтранс» – единственный участник аукциона на выполнение комплекса инженерно-геологических изысканий на акватории по объекту: «Рублево-Архангельская линия метрополитена. Речь идёт о подготовительных работах для организации строительства щитовой проходки перегонных тоннелей на участке линии от станции «Строгино» до станции «Живописная». Итоги конкурса подвели 23 июня. На проведение изысканий ГБУ «Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ» готово потратить 21 млн рублей. Инвестором в этом проекте выступает ГУП «Московский метрополитен».

«Инженерные изыскания должны обеспечить получение качественных материалов и данных, которые необходимы и достаточны для работ по дальнейшему проектированию», – говорится в ТЗ аукциона.

Чем конкретно займётся АО «Гипроречтранс»?

Согласно технической документации, во-первых, организация должна изучить материалы изысканий прошлых лет. Во-вторых, получить полный комплект разрешительной документации на выполнение буровых работ в акватории Москвы-реки и Большого Строгинского затона. И третье — это бурение инженерно-геологических скважин колонковым способом. По условиям конкурса, оно должно выполняться со специального самоходного судна, или понтона, который оборудован для таких работ на воде.

«В процессе бурения должны быть отобраны образцы для выполнения последующих лабораторных исследований», – говорится в аукционной документации.

Михаил Блинкин затруднился ответить на вопрос о том, насколько сложным окажется реализация проекта Рублёво-Архангельской линии метро по сравнению с другими ветками, построенными за последнее время в Москве.

«Мы ведь в последние годы очень много строили. И все объекты были разными, – отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. – Была, например, сложная «проходка» в районе метро «Парк Победы». Там пришлось уходить на глубину более 80 метров. Это много, и такое в столице раньше никто не делал. Надо понимать, что классические для столицы глубины — это станция «Маяковская» — 37 метров».

Блинкин объясняет: в Москве «хитрый» рельеф и непростая геология. Поэтому каждая новая ветка метро — это всегда уникальный проект, который трудно сравнивать с другими линиями.

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
метро, метрополитен, госзакупки
Поделиться
Похожие новости