Новость общества

Пострадают ли автовладельцы от ухода с рынка официальных дилеров?

Пострадают ли автовладельцы от ухода с рынка официальных дилеров?

Фото © «Московская газета»

09.06.2022 в 10:32:00
7585

Аналитики подсчитали, что уже до конца нынешнего года в России могут закрыться от трети до половины официальных автодилеров. Такую оценку дала гендиректор компании «Рольф» Светлана Виноградова, добавив, что бизнес нескольких крупных фирм уже выставлен на продажу

Среди причин ухода дилеров с рынка эксперты называют дефицит новых автомобилей на российском рынке и прекращение поставок машин многих европейских, американских и японских марок, а также проблемы с доступностью запчастей. Но одним из главных факторов, грозящих разорением дилерским центрам, стало существенное падение продаж автомобилей в России.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые 5 месяцев 2022 г. в России удалось реализовать около 318 тысяч новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 52 % меньше аналогичного показателя прошлого года. В мае падение и вовсе составило более 83 %, причём резко снизились продажи и отечественных, и китайских, и западных марок.

Замглавы АГ «Авилон» Олег Шамба заметил, что авторынок в России остаётся крайне нестабильным, поэтому прогнозировать конкретные цифры по закрытию дилеров очень сложно. По словам эксперта, наиболее устойчивыми будут крупные компании, занимающиеся продажами машин сразу нескольких марок, а монобрендовые дилеры оказались в зоне наибольшего риска.

Главный редактор автомобильного журнала «За рулём» Максим Кадаков рассказал «Московской газете», что закрытие части дилерских центров для экспертов было ожидаемым, поскольку продажи машин в России сильно упали, а выживать только за счёт ремонта и обслуживания довольно проблематично.

«Сейчас пострадают не только дилеры. Под вопросом и каршеринг, и деятельность компаний, которые предоставляли автомобили по подписке. Всё стало очень дорого, и рушится математика бизнеса, на которой он раньше основывался», — отметил автоэксперт.

Что касается именно дилерских центров, то часть из них действительно вынуждены будут закрыться, но останутся лучшие и наиболее устойчивые компании.

«Перераспределять машины между клиентами в условиях бешеного дефицита — для этого много ума не надо, а вот сейчас наступил своего рода момент истины, когда дилеры должны показать, на что они действительно способны. Те, кто умеет наладить работу с клиентами, останутся. Можно «таскать» в Россию машины с других рынков, можно разрабатывать программы лояльности, много чего можно сделать при желании. Но проблема в том, что некоторые официальные дилеры за последние годы своей беспардонной ценовой политикой потеряли всякое расположение клиентов. После истечения срока гарантии или на его исходе владельцы машин уходят от «официалов» к независимым сервисным центрам», — отметил Кадаков.

Он добавил, что пока непонятно, какая судьба ждёт те или иные компании отрасли. Если дилер просто теряет статус официального представителя марки, но продолжает работать в качестве независимой компании, в таком сценарии нет ничего критичного. Однако если предприятие полностью закрывается, это, конечно, является очень негативным трендом.

«Всё-таки дилерские центры — это и рабочие места, и центры компетенции. К тому же во многих областных центрах у марки есть единственный дилер. И для автовладельцев, которые хотят обслуживаться у официалов, закрытие такого центра станет реальной проблемой. Придётся ехать куда-то в соседние регионы», — добавил эксперт.

С гарантийным обслуживанием автомобилей тех марок, которые покинули российский рынок и чьи дилерские центры будут закрываться, тоже могут возникнуть значительные сложности. Выполнять работы по гарантии будет просто некому.

Кроме того, число официальных дилеров в России постепенно сокращается уже несколько лет, а первая большая волна уходов с рынка произошла ещё в пандемийном 2020 году. Как отмечал тогда исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов, само по себе уменьшение числа игроков на рынке дополнительно толкает вверх цены на машины. Учитывая, что прошедшей весной стоимость новых автомобилей в РФ и без того росла на 2 % в неделю, добавление этого фактора увеличения цен становится ещё одной из многих неприятных новостей для потенциальных покупателей авто.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
автовладельцы, рынок, автомобиль, диллеры
Поделиться
Похожие новости