Новость общества

Производители керамической плитки в России назвали неутешительные цифры

Производители керамической плитки в России назвали неутешительные цифры

Фото © «Московская газета»

06.11.2023 в 13:01:00
2046

Продолжая тему производства керамической плитки в России в условиях санкций, «Московская газета» выяснила, какова ситуация к лету 2023 года. Представитель отраслевой ассоциации рассказал, почему цены на отечественную плитку растут, а её производство сокращается даже в условиях развивающегося строительного рынка

Производство керамической плитки РФ в январе – сентябре 2023 года составило 121,6 млн кв. м, что на 15,7% меньше, чем за аналогичный период 2022 года, сообщил «Московской газете» директор Департамента исследований и аналитики СМПРО Андрей Черников.

«В том числе производство плитки керамической напольной в январе – сентябре 2023 года сократилось на 9,9% до 74,3 млн кв. м, плитки для внутренней облицовки стен на 25,3% до 40,5 млн кв. м, плитки керамической фасадной на 10,2% до 6,8 млн кв. м. Объем потребления керамической плитки за соответствующий период снизился на 15,2% и составил 125,4 млн кв. м. Доля импорта в потреблении составила 4,2%, что на 0,5 п.п. больше показателя 2022 года. Доля экспорта в производстве составила 1,2%, что на 0,2 п.п. меньше показателя 2022 год. Снижение импорта керамической плитки в январе – сентябре 2023 года составило 4,1% до 5,3 млн кв. м. Экспорт за соответствующий период также показал снижение – с начала 2023 года вывоз керамической плитки составил 1,5 млн кв. м, что на 23,5% меньше соответствующего периода прошлого года. Остатки керамической плитки на складах на конец сентября 2023 года составляет 45,4 млн кв. м, что на 9,0% меньше, чем за соответствующий период 2022 года», — рассказал «Московской газете» директор Департамента исследований и аналитики СМПРО.

Объём производства керамической плитки в России по сравнению с 2022 годом существенно сократился, а цены начали рост, отметил в беседе с изданием директор Ассоциации производителей керамических материалов Альберт Попов.

«По отдельным позициям произошло сокращение производства от 10 до 20%. И это при том, что строительство в России не падает, и есть рынок потребления, и на нем может применяться российская продукция. Но застройщики покупают ту плитку, которая дешевле. И в какой-то момент оказалось, что российская плитка из-за всех издержек ее производства оказалась дороже, чем плитка из дружественных стран: Индия, Иран и в меньшей степени Турция значительно нарастили объёмы экспорта в нашу страну. Иран – в два раза. И российский сегмент сокращает за счет этого объемы производства. Это не совсем правильно, потому что любой импортный продукт – это отсутствие и рабочих мест, и налогов, и т.д. Но у нас больше говорят о том, как выгодно строить логистические коридоры с Югом, куда мы продаём нефть, а оттуда, чтобы как-то отоварить рупии, закупаем, в частности, индийскую плитку. В Индии есть достойный продукт, но в Россию попадает, как правило, самый низкий ценовой сегмент. Если говорить о потребительских характеристиках, то в Россию привозится продукция, главной потребительской характеристикой которой является цена. Производство российского продукта всегда ориентировалось на более высокие запросы потребителя, и стандарты качества у нас достаточно жёсткие. Цена на российскую плитку выросла пока незначительно – от 5-7 до 15-20% по некоторым позициям и ещё не доросла до уровня издержек по всем компонентам. Но, полагаю, будет расти дальше, учитывая также, что сокращается объем производства», — пояснил Альберт Попов.

Директор Ассоциации производителей керамических материалов также рассказал о подорожании сырья и других проблемах производителей керамической плитки в России.

«Сократился экспорт: традиционными покупателями нашей продукции были страны Европы, теперь это направление закрыто. Нас не обошли общие тенденции роста стоимости сырья, в том числе отечественного, роста стоимости оборудования. Мы продолжаем использовать зарубежный инжениринг. Либо параллельным импортом завозится оборудование, либо монтируется из предыдущих поставок, оплаты по которым до сих пор ведутся. Соответственно, есть трудности и с проведением оплат, и с логистикой. За полтора года мы научились работать в таких условиях. Используем в большей степени продукцию и оборудование из дружественных стран. В основном, это Китай. Сырьё – Иран, Индия, Китай, Турция. Глина, полевые шпаты, красители, ингредиенты. Раньше на рынке даже не было информации об этих поставщиках. А отечественные поставщики сырья оказались в той же ситуации, что и вся российская промышленность. Появились проблемы с тяжелой карьерной техникой. Добыча сырья – процесс, во многом сходный с переработкой: поставщики сырья часто занимались шихтованием добываемых пород, мешали их в определённых пропорциях, занимались очисткой. Всё это приводило к повышенному износу оборудования. Всё оборудование у нас до последнего времени было из стран Старого Света. Понадобилась перенастройка рынка, произошел рост цен, который не обошёл и китайскую карьерную технику. На стоимость техники и всей машиностроительной продукции повлиял и рост цен на металл, который является международным биржевым товаром. Огнеупорные и тугоплавкие глины для нашей продукции подорожали от 3 до 6 раз», — отметил представитель отрасли.

Промышленная инфляция затронула всех, при этом продолжался и рост стоимости энергоресурсов, а также повысилась ставка кредитования, добавил Альберт Попов.

«Мы отмечаем тот факт, что российский обрабатывающий сектор очень надеялся на взвешенную политику регуляторов и на то, что экономический и финансовый блок отдают себе отчёт в том, что основная добавленная стоимость в любом продукте создаётся именно обрабатывающим сектором. И мы с сожалением констатируем, что наши надежды не сбылись. Рост тарифов продолжился. И он отразился не столько на потребительском секторе, сколько на промышленном. Произошёл и рост ставок кредитования, это для нас очень злободневный вопрос. Государство вносит свои программы помощи и поддержки, но это не умаляет необходимость использования традиционных банковских ресурсов, стоимость которых значительно выросла. Кратно выросла стоимость заёмных средств. Керамический сектор высококонкурентен, в том числе в международном масштабе. Для наших коллег по международной конкуренции ситуация даже улучшилась, энергоресурсы для них чуть подешевели, а для нас ситуация пока изменилась в худшую сторону, и с точки зрения международной конкуренции мы оказались достаточно уязвимы. Импорт в нашу страну увеличился более чем на 40% в сравнении с 2022 годом. А потребительский рынок в нашей стране такими темпами не растёт. Некоторые наши компании переходят на схему размещения заказов за рубежом. Это больше вопрос к регуляторам, которые и должны отслеживать истории с промышленным индексом. Потому что не одним машиностроением в гособоронзаказе живёт наша экономика. Во всех странах с развитым керамическим сектором его защите уделяется очень большое внимание: льготные кредиты, меры поддержки, экспортные преференции, ограничение присутствия на рынке импортной продукции. И недорогое фондирование. С лета 2023 года у нас для предприятий, в уставном капитале которых доля недружественных стран составила 50% и более, прекратилась возможность использования таких, например, мер государственной поддержки, как льготные займы. Действительно, многие наши компании в предыдущий период использовали оффшорную схему работы, и, не будучи отдельными крупными компания, которые по государственному решению могут перейти в российскую юрисдикцию и в российские оффшоры, они оказались заложниками ситуации. Киприоты не дают им согласия на сделки, счета и регистрации оказались там, на Кипре, перерегистрироваться сейчас через межправкомиссию – это целая эпопея, и все эти компании числятся в реестре как компании из недружественных стран и отрезаны от мер государственной поддержки», — заключил глава АПКМ.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
керамическая плитка, россия, цифры, производство
Поделиться
Похожие новости