Новость общества

Протесты в России всколыхнула реанимация объектов по уничтожению химического оружия

Протесты в России всколыхнула реанимация объектов по уничтожению химического оружия

Фото из социальных сетей

29.10.2019 в 17:20:00
5742

Экологический аспект добавится к экономическим причинам. Если народ не начнет богатеть, то протест будет нарастать, считают эксперты

Толпы людей-мутантов на улицах городов как следствие катастрофического состояния экологии — привычный антураж развлекательного кино. Однако в некоторых уголках нашей страны о подобных проблемах сейчас все чаще говорят совсем не в развлекательном формате…

Последние пару лет протестное движение в столице и регионах отличается кардинально: если в центре активность политизирована, то в провинции обычно вызвана более приземленными, материальными обстоятельствами: социальными или экологическими.

Хотя протесты из-за пенсионной реформы оказались слабее ожидаемого, самые масштабные акции случались там, где к социальной тематике добавлялись экологические риски, отмечают политологи.

До середины текущего года народ бунтовал в основном из-за пенсионной и мусорной реформ, поскольку обе привели к усилению финансовой нагрузки на рядовых граждан. Когда Москва была озабочена выборами в Мосгордуму, рассуждала о политической жизни некоторых известных персон, в нескольких регионах вопрос жизни и смерти встал почти, что в прямом смысле слова. Новая проблема возникла после решения властей на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия разместить комплексы по утилизации отходов I и II класса опасности, так как на данный момент соответствующей инфраструктуры не существует. Реализацией проекта займется «Росатом» и непосредственно подконтрольная ему структура – «РосРАО». Предполагается создать несколько таких комплексов: «Марадыковский» (п. Мирный, Кировская область), «Камбарка» (г.Камбарка, Удмуртия), «Щучье» (г.Щучье, Курганская область), ФКП «Горный» (п.Горный, Саратовская область).

«Проблема пока не получила резонанса в масштабах страны, но вызвала значительную протестную волну на конкретных территориях с попытками межрегиональной консолидации и почти мгновенной политизации», — говорится в докладе  Агентства политических и экономических коммуникаций «Неполитический протест в регионах».

На всех этих территориях проходят регулярные митинги протеста, которые собирают от 100-200 до нескольких тысяч человек. Так, например, в конце июня в Кирове на митинг протеста вышло от 1,5 до 2 тыс. человек.

«Показательно, что в риторике протестующих против строительства комплексов по обращению с радиоактивными отходами уже заметен кумулятивный эффект от пенсионной и «мусорной» реформ. Кроме того, протестующих поддерживают местные отделения партий парламентской оппозиции, прежде всего КПРФ и в меньшей степени ЛДПР. На митингах протеста звучат лозунги солидарности с другими регионами, которые попали под действие нового решения», — отмечают эксперты агентства.

Этот новый, так сказать, радикально экологический мотив может усилить протестную активность. Тем более, что территориальная локализованность экологических митингов уже преодолевается – например, акции против мусорного полигона на севере России, в Шиесе, были поддержаны не только в близлежащих регионах, но и в Москве и Санкт-Петербурге.

Недалеко от Шиеса до сих пор остается загадкой происшедший 8 августа инцидент на испытательной базе ВМФ у Нёноксы в Архангельской области. Пассивность местного населения не позволила там потребовать у власти ответов, хотя экологи высказывают сомнения в том, что радиационный фон в поселке сохраняется в норме. О протестах и говорить нечего, хотя потенциально эта тема остается актуальной.

Пока федеральные власти смогли экологическую повестку вокруг полигона обратить даже себе на пользу, учитывая антиамериканский настрой в обществе — спецслужбы вычислили трех американских дипломатов, которые отправились к полигону, чтобы собрать информацию.

В столице пока власти массовое народное недовольство не признают объективным явлением, считая его порождением неких врагов общества. В первопричинах разбираться не принято. Бороться с этим можно только усиливая репрессивную функцию, считают чиновники. Как сообщала «Московская газета», вчера мэр столицы Сергей Собянин, говоря о летних несанкционированных акциях протеста в Москве, добрым словом помянул роль, которую тогда сыграли правоохранительные органы. Благодаря силовикам эти митинги не привели к таким тяжелым последствиям, как это произошло в других мегаполисах мира, отметил градоначальник.  

«Произошел целый ряд несанкционированных митингов, которые привели к серьезным проблемам на улицах Москвы, и то, что они не переросли в тяжелые последствия, какие мы видим в других городах, это не заслуга их организаторов — наоборот, они хотели эти события довести до критической черты — это заслуга правоохранительных органов, которые обеспечили порядок на московских улицах», — сказал Собянин.

Собянин в качестве плохого примера привел «тишайший город Барселона, европейский образцовый город, и там очень серьезные столкновения, беспорядки, кровь».

Социальный протест в регионах может политизироваться из-за консолидации различных групп и объединения требований в условиях их длительного неудовлетворения, пояснил СМИ гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: «Возможность политизации протестов высока и в условиях конкурентной избирательной кампании, проходящей в условиях конфликта элит. Различные элитные группы могут сделать ставку на протестных игроков».

Бедность и плохая экология могут стать основным фактором на ближайших выборах.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
протесты, Россия, экология
Поделиться
Похожие новости