Новость общества

Психолог Ивановский объяснил, почему дети жалуются на живот, когда надо в школу

Психолог Ивановский объяснил, почему дети жалуются на живот, когда надо в школу

Фото взято: ВКонтакте/ Валерий Ивановский

12.08.2024 в 13:32:00
1609

В преддверии начала учебного года некоторые школьники испытывают негативные эмоции от того, что скоро предстоит возвращаться с каникул в учебные будни. Специалисты констатируют, что начало учёбы может быть серьёзным стрессом особенно для учеников младших классов, которым приходится серьёзно менять привычный ритм жизни. И от того, что родители начнут нагружать ребёнка дополнительной моральной ответственностью, внушая необходимость хорошо учиться и быстрее становиться взрослым, ситуация психологического дискомфорта рискует лишь ухудшиться. В лучшем случае ребёнок будет ходить в школу без удовольствия, а в более серьёзных ситуациях может начать симулировать болезнь, чтобы хоть на день-два избежать учёбы, или даже столкнётся с реальными проблемами со здоровьем из-за стресса. Пожалуй, самой распространённой отговоркой является жалоба на боль в животе, после которой ребёнку с большой вероятностью разрешат остаться дома и поправляться

Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский рассказал «Московской газете», почему некоторые дети в принципе не любят ходить в школу и почему именно жалобы на боль в животе стали одним из самых популярных способов устроить себе лишний выходной.

По словам психолога, обсуждение данной проблемы можно разбить на два подвопроса: во-первых, почему дети с приближением 1 сентября всё чаще высказывают недовольство и нежелание идти в школу, с чем связаны такие эмоции по отношению к школе, а во-вторых, почему в попытках избежать учёбы чаще всего дети ссылаются именно на боли в животе.

«Дело в том, что живот занимает в жизни ребёнка достаточно важное место и часто находится в фокусе внимания. Это связано с активным желанием родителей контролировать процесс питания, чтобы приёмы пищи происходили по распорядку, и чтобы ребёнок съедал достаточное количество пищи. Поскольку дети зачастую не хотят поступать так, как этого хотят родители, значительная часть жизни проходит в борьбе за этот распорядок питания. Кроме того, проблемы с ЖКТ, различные расстройства желудка являются достаточно распространённым явлением, и, если дети имеют скудный опыт взаимодействия с врачами, это первое, что приходит им в голову. К тому же они видят, что их здоровье является одним из важнейших приоритетов для родителей, что любое недомогание приводит к повышенной тревожности родителей и к их стремлению избавить ребёнка от этих проблем со здоровьем. Поэтому, руководствуясь своим практическим опытом манипулирования родителями, дети часто и ссылаются на боли в животе, используя это в качестве аргумента, чтобы не идти в школу», — объяснил Валерий Ивановский.

Клинический психолог призвал в любом случае внимательно относиться к подобным жалобам и руководствоваться принципом «не навреди», чтобы за попытками симуляции не упустить возможную реальную симптоматику какой-то болезни.

«Что касается нежелания ребёнка идти в школу, это связано с ненадлежащей мотивацией. Благодаря своему жизненному опыту взрослые понимают всю важность школы и, воспринимая ребёнка как «миниатюрного взрослого», негодуют, что ребёнок вроде бы тоже должен это понимать, но почему-то всё равно пытается манкировать процессом обучения. Между тем, дети – это не уменьшенные взрослые, а индивиды, находящиеся только в процессе формирования личности. Дети только познают мир и его сложные взаимосвязи. В том числе и язык ребёнка отличается от языка взрослого человека, ребёнок может вкладывать в те же самые слова совсем иные смыслы. Дети с трудом воспринимают абстракцию, вербально-логические связи. Язык ребёнка ситуативно-конкретен, и мышление тоже находится в плену конкретной ситуации. Поэтому, когда мы объясняем, что учёба – это один из приоритетов, от которого зависит будущее, ребёнку в этом объяснении непонятно ровным счётом ничего. Ему необходимо увидеть, буквально почувствовать очевидные взаимосвязи», — пояснил психолог.

По словам Валерия Ивановского, чтобы объяснения были результативными, необходимо говорить с ребёнком на одном языке. А многие родители не могут предложить ничего, кроме этих звенящих лозунгов, словоформ вроде того, что «учёба важна и от неё зависит будущее».

«В ответ на прямой вопрос о том, зачем нужны учёба и знания, что они дают и что позволяют делать, родители зачастую не могут дать развёрнутого, доходчивого и убедительного ответа. Поэтому, когда мы говорим о недостаточной мотивации детей к учёбе, в равной степени стоит задать вопрос и родителям, почему они не смогли грамотно замотивировать ребёнка», — подчеркнул психолог, добавив, что в более широком контексте вопрос о причинах необходимости учиться связан и с такими глобальными темами, как смысл жизни, правильное поведение и наиболее успешные способы взаимодействия с окружающим миром для того, чтобы быть результативным и, в конечном счёте, счастливым.

«Проблема недостаточной мотивации ребёнка находится в плоскости осознанного поведения родителей, того, могут ли они найти результативные способы прививать ребёнку правильное, социально одобряемое мировоззрение. Ведь родители занимают в жизни ребёнка важное место, могут его воспитывать и передавать ему свой результативный опыт. И если ребёнок не хочет ходить в школу, нужно прежде всего обратить внимание на себя, попытаться доходчиво и убедительно объяснить сперва себе, а потом и своему ребёнку, зачем ему нужно обучение. С другой стороны, и школа порой не может заинтересовать ребёнка, показать ему, что это то место, где он с пользой и положительными эмоциями может проводить своё время. Поэтому главное, если возникает проблема с нежеланием ребёнка идти в школу, и он даже прибегает к симуляциям каких-то болезней, нужно найти правильные аргументы, доказать, чем важна учёба, и таких ситуаций станет меньше», — заключил клинический психолог.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Психолог, Валерий Ивановский, школьники, дети
Поделиться
Похожие новости