Новость общества

Психолог Ивановский объяснил значение погребальных ритуалов

Психолог Ивановский объяснил значение погребальных ритуалов

Фото © «Московская газета»

19.12.2024 в 13:21:00
5707

Уникальные погребальные ритуалы существовали с древних времён и существуют по сей день у многих народов. Об этом напомнили в ГБУ МО «Центр мемориальных услуг»

В очередной публикации из цикла, посвящённого похоронным обрядам разных народов, ГБУ МО «ЦМУ» рассказывает о традициях таких северных народов, как ханты и ненцы, проживающих в нижнем течении Оби. Хоронить умерших там принято в специальных ящиках, именуемых хольмерами, в которые помещается гроб в виде полулодки. Тело укладывают ногами на юг, а рядом с усопшим размещают различные предметы быта и культа, такие как посуда, нож или топор, лыжи, вёсла и идолов. Согласно традициям этих народов, у покойного должно быть всё необходимое для загробной жизни. В ГБУ МО «ЦМУ» отметили, что погребальные обряды северных народов являются уникальным отражением их верований и символом приверженности древним традициям.

О том, какое значение имеют похоронные ритуалы и почему они так важны для многих, «Московской газете» рассказал клинический психолог Валерий Ивановский.

«Ритуал погребения, помимо утилитарной, выполняет мировоззренческую смыслообразующую функцию. Человека волнуют два главных вопроса – смысл жизни и проблема смерти. И несмотря на всю разработанность этих тем ни один из этих вопросов не получил удовлетворительного ответа. Если мы проведём опрос среди наших знакомых, вряд ли мы получим осмысленный аргументированный ответ на вопрос о том, зачем мы живём. То же самое касается смерти. Но если о смысле жизни можно дискутировать, то тема смерти достаточно табуирована. Это связано с неотвратимостью данного события, с безвозвратностью потери и невозможностью ей противостоять», — отметил Ивановский.

По словам психолога, ритуал погребения является попыткой осмыслить смерть и взаимодействовать с ней. Люди не желают осознавать, что это тотальный конец, поскольку такое осознание может оказаться слишком тяжёлым для психики, и пытаются убедить себя в том, что умерший продолжает существовать в каком-то ином бытии. Это подтверждается многими культурными традициями, в которых принято класть в гроб с покойным различные предметы быта.

«С одной стороны, остающиеся пытаются подарить ушедшему некое продолжение жизни в ином мире, который, как они думают, может существовать. С другой стороны, близкие испытывают определённое чувство вины. Оно, во-первых, вызвано несвоевременными словами или действиями, которые могли привести к смерти, а во-вторых, осознанием недостаточной чуткости, любви и заботы, проявленной к умершему родственнику при жизни. Поэтому ритуал погребения, проводимый с максимальной заботой и вниманием, может служить своеобразным компенсаторным механизмом, сглаживающим страдания близких покойного», — пояснил Валерий Ивановский.

Он добавил, что ритуал погребения является важной частью культуры и многое говорит об уровне её зрелости, а также крайне важен для близких покойного, поскольку при правильном проведении позволяет преодолеть период горевания, справиться с внутренней болью и противоречиями.

«С одной стороны, каждый прожитый день приближает нас к дню смерти, но с другой стороны – приближает и к бессмертию. И речь идёт не о материальном наследии, поскольку всё материальное рано или поздно разрушается, а значит обладает ограниченной способностью к сохранению памяти. Речь идёт о памяти, которая сохраняется в виде объективированной информации о том лучшем, важном для других людей, что человек успел сделать за свою жизнь. Писатели живут не в конкретной книге, а в тех идеях, которые содержатся в тексте, и читая эти книги, в каком бы виде они ни были, мы даём их авторам возможность диалога, дарим бессмертие. В этой связи не стоит пытаться хранить память об умершем человеке, привязываясь к чему-то материальному. Ведь тогда создаётся ситуация, когда за деревом мы не видим леса. Сохранение и структурирование памяти должно быть основано на том лучшем, индивидуальном, важном для общества, для его развития и дальнейшего существования, что человек сделал за свою жизнь», — заключил психолог.

Ранее Валерий Ивановский рассказал, с какими тремя обстоятельствами связан свойственный большинству людей страх смерти. По словам специалиста, во-первых, человек боится боли и страданий, с которыми зачастую ассоциируется смерть, наступающая в результате тяжёлой болезни или травмы; во-вторых, — того чувства бессилия и уязвимости, которое возникает в связи с невозможностью предотвратить смерть и избежать такого окончания жизненного пути. В-третьих, люди боятся не успеть достигнуть тех целей, которые они запланировали в своей жизни, ведь любой процесс должен приводить к определённому результату, и человеческая жизнь тут не является исключением. Поэтому наиболее болезненно окружающими воспринимается смерть ребёнка или внезапная смерть достаточно молодого человека, поскольку в этом случае очевидно, что потенциал умершего не успел раскрыться в полной мере и он не сделал очень многого из того, что мог бы успеть. Между тем, Валерий Ивановский напомнил, что, если относиться к смерти рационально, как к неизбежному окончанию жизни, это осознание может придать дополнительных сил и энергии, потому что человек будет хотеть максимально самореализоваться и наполнить каждую минуту жизни полезной и созидательной деятельностью.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, гбу мо
Поделиться
Похожие новости