Новость общества

Психолог Ивановский: страх смерти может давать нам огромную силу и энергию

Психолог Ивановский: страх смерти может давать нам огромную силу и энергию

Фото © «Московская газета»

31.08.2024 в 19:03:00
2168

Клинический психолог Валерий Ивановский назвал три страха человека, которые объединяются в тотальный, всепоглощающий страх смерти

Согласно результатам недавно проведённого опроса ВЦИОМ, 78% россиян сталкивались с теми или иными фобиями, сообщает gazetametro.ru. Многие боятся оставаться в темноте, летать на самолётах или испытывают страх при встрече с собаками. При этом фобия отличается от обычного страха тем, что является навязчивым чувством, которое заставляет избегать тех или иных объектов и ситуаций, серьёзно ограничивая жизнь человека.

К примеру, большинство людей не хотят и боятся умирать, но фобией страх смерти можно назвать лишь тогда, когда он преследует человека постоянно и заставляет значительно менять свою жизнь. Психолог Инесса Швацкая отмечает, что бороться с фобиями возможно как самостоятельно, так и при помощи специалистов. В частности, можно поинтересоваться объективной информацией о предмете вашего страха, постараться постепенно преодолеть фобию, например, посещая аэропорты или совершая короткие перелёты при боязни летать. Также стоит пообщаться с людьми, у которых такой фобии нет и которые тесно взаимодействуют с объектом вашего страха. Если самостоятельные меры не дают результатов, необходимо обратиться к квалифицированному психологу.

О причинах всепоглощающего страха смерти и о том, можно ли выработать правильное отношение к ней «Московской газете» рассказал клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.

«Человек боится трёх связанных со смертью обстоятельств: во-первых, боли и страданий, которыми сопровождается какая-то болезнь или ранение, заканчивающееся смертью. Недаром, говоря о смерти, часто используют такие слова, как «мучительная», «страшная» смерть. И человек боится этой воображаемой или реальной боли, с которой ассоциируется смерть. С этим связана разработка большого количества способов такую боль облегчить.

Во-вторых, человек боится недостижения цели. Любая жизнь должна преследовать какую-то цель. Когда рождается биологическое существо происходит его прогнозируемое, поступательное развитие и трансформация с какой-то определённой целью. Существование любого организма целесообразно, а у человека эта цель выражается в виде смысла жизни, который формулируется посредством различных концепций. Одной из таких концепций является пирамида «Маслоу, согласно которой человек поэтапно достигает целей, ранжированных по важности – сначала физиологических, затем социальных и духовных. И даже если человек не может словами описать смысл своей жизни, он интуитивно чувствует необходимость достижения какой-то цели, а смерть является тем непреодолимым обстоятельством, которое не позволяет реализоваться, как будто обесценивая весь накопленный до этого опыт и всё прожитое ранее. Это обстоятельство нашло отражение в известной фразе о том, что жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», — рассуждает Валерий Ивановский.

По словам клинического психолога, данный тезис подтверждается разным отношением людей к смерти. Наиболее болезненно воспринимается смерть детей, жизненный потенциал которых ещё не успел раскрыться. Также боль и страдания вызывает внезапная, насильственная смерть человека, когда жизненный путь прерывается без достижения каких-то целей. Уход человека, многое успевшего сделать и дожившего до глубокой старости, воспринимается всё же более спокойно.

«Третья причина страха смерти кроется в том, что смерть обнажает нашу уязвимость. Во многих психологических концепциях причиной большинства душевных страданий и дезадаптации называется неуверенность в себе и своих силах. Человеку необходимо чувствовать, что у него достаточно сил и средств, чтобы отвечать на вызовы жизни. А смерть является тем абсолютным препятствием, которое невозможно преодолеть. Когда мы сталкиваемся с жизненными вызовами всегда есть надежда их преодолеть, найти выход. Если поставить на место любого другого вызова смерть, то никакой надежды тут нет. Смерть заставляет чувствовать бессилие и никчёмность, и это ощущение порождает те самые страхи боли и недостижения цели, о которых сказано выше», — пояснил Валерий Ивановский.

Именно эти три отдельных страха объединяются в такой тотальный страх смерти.

«Однако при правильном, рациональном подходе страх смерти может давать нам огромную силу и энергию. Ведь если относиться к смерти рационально, становится понятно, что она в любом случае ждёт нас впереди, а в рамках того отрезка времени, который у нас есть до смерти, мы можем сделать многое. Это стимулирует нас структурировать своё время и предпринимать активные усилия, чтобы в имеющихся рамках осуществить всё, что мы должны осуществить, достичь биологических и социальных целей. Также немаловажно, что страх – это очень мощная эмоция. Чем меньше знаний о чём-либо, тем больше эмоций. Тема смерти в обществе достаточно табуирована, и мало кто обладает достоверными знаниями о ней, поэтому знания заменяются таким эмоциональным отношением. Между тем, если осознать, что такое смерть, почему и зачем она наступает, можно испытывать грусть и печаль, но не страх. Приходит понимание, что, если не реализовывать себя, растрачивать время попусту, она придёт, а мы не успеем сделать много важного. В настоящее время в связи с фрагментарностью и неполнотой знаний о разных аспектах смерти в социально-психологической, аксиологической, онтологической и других сферах, мы занимаемся формированием Центра танатологии», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, Валерий Ивановский, ТРИЭТТА, страх, смерть
Поделиться
Похожие новости