Новость общества

Психолог Ивановский оценил предложение внедрить специальность «детский аниматор» в учебные заведения

Психолог Ивановский оценил предложение внедрить специальность «детский аниматор» в учебные заведения

Фото © «Московская газета»

14.12.2023 в 17:29:00
1652

Депутат Госдумы Татьяна Буцкая направила запрос министру просвещения Сергею Кравцову с предложением интегрировать в учебные программы школ и вузов специальность «детский аниматор». Соответствующий документ парламентарий опубликовала в своем Telegram-канале

В тексте обращения Буцкая подчеркнула необходимость оценки профессиональной деятельности специалистов, которые занимаются организацией детского досуга. Также её запрос содержит просьбу разъяснить, к какой профессиональной группе могут быть отнесены люди, работающие в этой сфере.

По мнению Буцкой, инициатива внедрить образовательную программу «детская анимация» в учебные заведения среднего и высшего образования актуальна для педагогических, психологических, театральных учебных заведений.

«Проведенный нами анализ дает основания отнести любую деятельность, связанную с организацией взрослыми игр с детьми, к сфере воспитания. Важно, чтобы с нашими детьми проводили игры люди, знающие основы детской психологии, педагогики, конфликтологии и норм законодательства» — написала парламентарий.

Политик обратила внимание на то, что работа аниматоров обладает всеми признаками профессиональной деятельности, однако при их найме не требуется соответствующего образования.

Профессия аниматора пользуется большим спросом в компаниях, специализирующихся на организации праздничных мероприятий, в туристических агентствах и отелях. Многие аниматоры предпочитают работать самостоятельно. Уровень дохода в этом сегменте рынка зависит от сезонности, достигая пика в летние месяцы и в период новогодних праздников. В остальное время аниматоры фокусируются на проведении детских дней рождения.

Основные обязанности аниматора, как правило, включают написание сценария мероприятия, придумывание конкурсов и соревнований, организацию праздника под ключ, проведение конкурсов, викторин и других развлекательных мероприятий, составление и контроль графиков выступлений и репетиций, поиск и подбор необходимых реквизитов, включая декорации и костюмы.

Сегодня специального образования для получения работы аниматора не требуется. Тем не менее большинство работодателей предпочитает нанимать студентов театральных вузов и актеров.

На рынке также существуют организации, которые проводят курсы для детских аниматоров, по окончании которых выдают соответствующий сертификат.

Клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский, комментируя предложение депутата Буцкой на своей странице в соцсети «ВК», отметил, что однозначно оценить эффективность и своевременность этой инициативы вряд ли возможно.

«И наука, и здравый смысл говорят нам о том, что период детства является наиболее существенным и чувствительным этапом социализации, подготовки человека к тому множеству социальных ролей, которые ему предстоит выполнять в жизни. Время детства является наиболее подходящим для того, чтобы привить человеку нормы, ценности и установки, которые позволят ему быть, с одной стороны, результативным и эффективным, а, с другой стороны, счастливым. При этом нужно понимать, что социализация происходит не в безвоздушном пространстве, а под влиянием других людей, в случае с ребёнком, прежде всего, взрослых. Взаимодействие с взрослыми людьми постоянно меняет ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, заставляет вести себя немного по-другому», — написал психолог.

Валерий Ивановский напомнил, что первой формой социального научения для ребёнка является игра:

«Именно в ходе игры ребёнок может опробовать разные социальные роли, познакомиться с их правилами, совершить первые волевые акты и добиться результата. Потом к игре добавляется учёба, которая в какой-то мере тоже есть игра. И позднее, по мере взросления, человек уже начинает выполнять свои социальные функции без каких-то вспомогательных инструментов. Учитывая чувствительность этого периода социализации, профессиональные навыки, базовые знания о педагогике и детской психологии при взаимодействии с ребёнком чрезвычайно важны. Ведь аниматор находится с детьми достаточно длительное время. К тому же в это время ребёнок восторжен, эмоционален, это время насыщено игрой в коллективе, и поэтому оно может оказаться очень плодотворным для социализации. В этой связи аниматорам, конечно, нужно обладать определёнными навыками, умениями и научной базой, чтобы понимать, как и для чего нужно действовать, избежать каких-то ошибок при взаимодействии с детьми и вплести в игру элемент научения».

Клинический психолог также подчеркнул, что инициатива должна быть своевременна и грамотно реализована.

«Если появляются такие новые требования к аниматорам, то они сами должны стать активными участниками процесса освоения новых навыков. Эти изменения должны стать не только результатом внешних требований под угрозой наказания, но и быть плодом изменения внутренних установок самих аниматоров, которые осознают, что им это действительно необходимо, потому что они несут ответственность перед детьми, перед обществом. Если же это будет только результат внешнего давления, то с большой вероятностью такое нововведение не приведёт к изменению внутренних установок, к глубинному приятию, и не вызовет ничего, кроме раздражения и внутреннего противодействия, что не лучшим образом скажется на качестве взаимодействия с детьми. Потому что паттерны поведения меняются, прежде всего, при реорганизации внутренних установок, а исключительно посредством внешнего давления, наказаний и поощрений на них повлиять вряд ли получится, по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе», — считает Валерий Ивановский.

В этом случае, по мнению психолога, одного желания законодателей будет мало.

«Необходима очень серьёзная разъяснительная и просветительская работа. Некоторые люди видят в работе законодателей такой тренд на повсеместную регламентацию, причём запретительную, когда реакцией на любое негативное событие являются запреты, призванные не допустить повторения этого события. Вот чтобы эта инициатива не воспринималась как часть такого тренда необходимо проводить научно-просветительскую работу. При этом и возможности просвещения повлиять на внутренние установки людей также небезграничны. Поэтому нужно приложить большие усилия, чтобы сами люди воспринимали эту идею не как ограничение или попытку наступления на их свободу, а как желание сделать их труд лучше и более результативным», — объяснил специалист.

Валерий Ивановский добавил, что в условиях дефицита времени и сложившегося мировоззрения многих людей директивное внедрение новации может оказаться даже более предпочтительным. Однако в любом случае инициатива, направленная на расширение кругозора и получение новых знаний, должна приветствоваться, поскольку в среднесрочной и долгосрочной перспективе она сулит позитивные последствия, даже если на начальном этапе её воспримут с некоторым раздражением.

Автор: Евгений Савин
ТеГИ
психолог, ивановский, буцкая, дети
Поделиться
Похожие новости