Новость общества

Психолог Валерий Ивановский: «Между нами и богатством стоят только наши собственные мысли»

Психолог Валерий Ивановский: «Между нами и богатством стоят только наши собственные мысли»

«Московская газета»/Жанна Гавшина

18.08.2020 в 19:55:00
2990

Эксперт рассказал, почему многие россияне не могут достичь финансового успеха

Наверное, каждому приходилось слышать словосочетание «психология бедности»: оно о том, что материальная неуспешность человека проистекает из его образа мыслей. В противовес этому на рынке появилось множество предложений обучить людей «психологии успеха»: то есть, как правильно думать, чтобы стать богатым. Этому же посвящено огромное количество книг…

Существует ли в действительности «психология бедности», равно как и психологические «настройки» на финансовый успех? Об этом «Московской газете» рассказал нейропсихолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский.

— Валерий Валерьевич, действительно ли «психология бедности» преграждает людям путь к финансовому успеху, или ее придумали коучи, чтобы заработать на простаках?

— Любой человек по основному своему набору социальных качеств является штампом того общества, в котором он живет. При этом в некоторых образцах народного творчества, пословицах, поговорках, афоризмах, отражено отношение россиян к богатству: «Не жили богато — нечего и начинать», «Богат, да крив; беден, да прям», «Богатому не спится: богатый вора боится», «Богатому ни правды, ни дружбы не знавать», «Гол, да не вор; беден, да честен». Кто хочет — может найти десятки, если не сотни похожих примеров, говорящих о том, что исторически русский человек относится к богатству с какой-то опаской, как к чему-то чужеродному, предпочитая обходиться малым достатком.

Я думаю, первопричиной здесь может быть не мировоззрение, которое сделало нас такими, а некие внешние обстоятельства, сформировавшие такое отношение к материальному достатку как некую форму коллективного приспособления. Если ретроспективно взглянуть на историю нашей страны, она практически вся наполнена войнами с внешними врагами или внутренними смутами. Данные исторические обстоятельства имели одну характерную общую черту: люди в это время быстро и тотально теряли свою собственность. И, вероятно, в качестве своеобразного психологического иммунитета у нашего общества выработалось отношение к богатству, как к чему-то эфемерному, преходящему, в какой-то мере даже недостойному. Помнится, совсем недавно одно высокое должностное лицо сравнило предпринимателей с жуликами. Так стоит ли удивляться, что в результате травмирующего коллективного опыта у нас сформировалось довольно-таки небрежное отношение к институту частной собственности, в отличие от тех же западных традиций, где это понятие — краеугольный камень гражданского общества?

— Но разве не было похожих травматических факторов у других наций, по крайней мере, европейских?

— Были. Но поскольку формирование капиталистического общества в Европе началось гораздо раньше, чем в России (а в США оно изначально было капиталистическим, правда, с рабовладельческим уклоном), то и социальные ценности данной общественной формации сложились уже давно, в отличие от нашей страны. И сейчас, когда современная массовая культура во главу угла ставит консьюмеризм (потребление), когда потребление стало самодовлеющим, когда член общества вроде бы должен копить и потреблять, иногда даже напоказ, это противоречит всему нашему историческому опыту. И поэтому многие россияне оказались сейчас в невротизирующей ситуации; отсюда и появляются какие-то искусственные самооправдания насчет самобытности, духовных скреп. Я думаю, это своего рода попытка компенсировать тот факт, что мы некоторым образом идем вразрез с современным движением мира.

— Но каким образом этот исторический компенсаторный механизм работает сейчас?

— Как мне кажется, в настоящее время данный исторически выработанный компенсаторный механизм стал фактором декомпенсации, приводящим к нарушению взаимодействия человека с окружающей средой. Обратите внимание на официальную информационную политику: с одной стороны, постоянно звучат заявления о том, что «не надо кошмарить бизнес», с другой — на высшем уровне бизнесменов сравнивают с жуликами. Судя по всему, своей опорой власть считает в основном людей с небольшим достатком, и периодически проявляет по отношению к ним патернализм: увеличивает пенсии, другие социальные выплаты. А так называемый «средний класс» — активные люди, нацеленные на приумножение материальных благ, на их накопление, находится в очень странном положении: эксплицитно (внешне) ему выказывается поддержка, а имплицитно (скрыто) — осуждение, порицание. То есть мы по-прежнему видим амбивалентное отношение к материальному достатку: с одной стороны, редкий человек не хочет быть богатым, с другой — многие связывают богатство и порочность. Про состоятельного мужчину многие скажут: «Наворовал!». Про состоятельную женщину — что она заслужила все это при помощи некоторых частей своего тела…

Меж тем, для человека, как для биологического существа, вполне естественно создавать и пополнять запасы. На физиологическом уровне такими «закромами» является подкожная жировая клетчатка и, кстати, во многих древних культурах и традициях маркером состоятельности мужчины был небольшой живот. С развитием социума роль символического жира стали выполнять деньги и различные материальные ценности, суть же не изменилась: человек стремится к формированию «резерва». Поэтому общество сейчас сигнифицирует деньги: они — показатель статуса, полноценности, «альфовости», как нынче принято говорить. То есть, стремление человека к богатству естественно и неискоренимо, но деньги в данном случае не первичны. Это видоизмененная энергия жизни наряду с эросом, если хотите.

— Насколько корректны советы коучей в духе «чтобы стать богатым, нужно думать правильно»: визуализировать свое богатство, читать аффирмации типа «я купаюсь в миллионах»? Можно ли вообще исправить свою финансовую ситуацию психологическими мерами?

— Кто-то очень метко назвал подобных коучей «инфоцыгане», и на самом деле доля истины в этом определении есть. Поискав полчаса в интернете, вы найдете с десяток «уникальных» практик обогащения. Каждая из них по-своему прекрасна, только у них есть один общий изъян: они не работают. Почему люди на них клюют? Как мне кажется, в нашей коллективной культуре мало практик успешного и легального накопления богатств (прошу не путать с количеством разными способами обогатившихся людей). Вот россияне, не имея исторического опыта, и хватаются за то, что кажется им привлекательным.

Относительно коучей: если бы достичь богатства было так легко, как они описывают, то, наверное, наша страна изобиловала бы состоятельными людьми, однако мы наблюдаем прямо противоположную картину. Думаю, авторы предлагаемых методик в числе прочих советов «забыли» дать главный: чтобы разбогатеть, нужно работать. Очень много работать. А вот в качестве приложения к этому можно использовать и другие техники: визуализацию, позитивное программирование и так далее.

— Боюсь, не всем этот путь придется по душе…

— Другого просто нет. Да, есть люди, которые не согласны с этим «категорическим императивом», они пытаются искать другие пути обогащения: кто-то увлекается азартными играми, кто-то покупает лотерейные билеты, дамы, случается, ждут принца на белом коне. Проблема в том, что такие пути чаще всего ведут в никуда.

В этой связи вспоминается юный Саша Корейко (герой Ильфа и Петрова), ожидавший, что в один прекрасный день найдет кошелек с круглой суммой, и очень удивлявшийся, когда не находил его. Интересна его эволюция: от бесплодных мечтаний Корейко перешел к вполне конкретным действиям, в результате которых с нуля стал обладателем десяти миллионов. Да, он использовал для обогащения не вполне законные методы, но речь сейчас не об этом, а о том, что богатство — это производная труда. Исключения бывают, но они лишь подтверждают правило.

— И все же, как «настроить» себя на богатство?

— Важно осознать, что существует только одно препятствие между нами и самореализацией: наши мысли. Наш страх неудачи, боязнь осуждения со стороны общества, особенно со стороны близких людей. Необходимо снимать какие-то внутренние блоки, обусловленные нашей исторической памятью и культурой, настраивать себя на то, что можно приобрести достаточно компетенций для достижения нужного результата практически во всех областях, и это действительно так. Все внешние обстоятельства разрешимы, а препятствия устранимы, если, конечно, есть желание их преодолевать, а не искать оправдания бездействию. Иными словами, нам все по плечу. Важно понять: все зависит только от нас, и в этом как раз и заключается самое мощное волшебство нашего мира. И, повторюсь, всегда нужно помнить о том, что есть только один способ много зарабатывать — это работать. Работать много, результативно, постоянно заниматься самосовершенствованием, стараться быть лучше в своей профессии, а не на уровне «так сойдет». И здесь в очередной раз уместно вспомнить о «великой триаде» самосовершенствования: развитие тела (спорт), развитие интеллекта и гигиена мыслей (узнавать больше нового, улучшать профессиональные навыки), гигиена эмоций (например, не завидовать ближнему, а направить душевную энергию на познание мира).

— Бывает так: вроде все делаешь правильно — трудишься, настраиваешь себя соответствующим образом, и все равно ничего не получается. Словно проклятие круга Сансары, из которого нет возможности выбраться…

— У многих людей существует огромное заблуждение в восприятии работы. Очень часто ее воспринимают, как некую тяжкую обязанность по зарабатыванию  денег для  того, чтобы они потом давали возможность жить полноценной жизнью. Это, как мне кажется, связано с отсутствием системы профориентации. Посмотрите, много ли людей работают по полученной специальности? Меж тем, как мне кажется, должна быть государственная политика, помогающая подростку выявить его профессиональные склонности и способствующая его дальнейшему развитию именно в этом направлении. Однако ее фактически нет; из-за этого и большое количество людей занимаются совершенно случайным, не подходящим им, не любимым делом — и это вызывает у них внутреннее отторжение. А когда ты занимаешься не тем, к чему у тебя лежит душа, возникают тягостные ощущения, разбитость, усталость, эффект белки в колесе.

Есть выражение, приписываемое Конфуцию: «Займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни». В идеале работа должна быть самовыражением человека, его самореализацией. Она должна приносить удовольствие, и тогда не будет никаких неприятных ощущений. Кстати, и вознаграждение в этом случае значительно повысится, ведь когда у человека горят глаза, и он делает что-то с душой, результат получается совсем другим.

— В СССР система профориентации была, хотя и не без изъянов. Сейчас системы выявления профессиональных наклонностей практически нет, а выбор будущей профессии диктуется родителями подростка, соображениями престижа, некими представлениями о том или ином роде деятельности, сформированными массовой культурой. Все это, как правило, оказывается весьма далеким от реалий той или иной сферы человеческой деятельности. Как помочь молодому человеку разобраться в себе, принять правильное решение?

— Несмотря на то, что мы с вами живем в XXI веке и запускаем космические корабли к Марсу, многие люди оперируют примитивными и зачастую неверными представлениями о ребенке и его взрослении, его обучении. Меж тем, предпосылки к успешному и осознанному выбору профессии закладывается в самом раннем детстве.

Во-первых, главное — это не мешать ребенку. Во-вторых, нужно наполнить его детство лаской и общением, по возможности искоренить посредников в виде детсадов. Я считаю, что это была ужасающая практика; впрочем, во времена индустриализации, войны, в послевоенные времена, когда люди работали чуть ли не по 24 часа в сутки, она была обусловлена необходимостью. Но кому пришло в голову, что это может ребенка чему-то научить? Это только невротизирует его, потому что до определенного возраста он должен как можно больше времени проводить в естественных условиях для себя условиях: в семье, с мамой.

В-третьих, существует неверное представление, что ребенка с трех до шестнадцати лет нужно «загрузить», определив его в как можно большее количество кружков и секций. Но в девяти случаев из десяти человек переходит какой-то рубеж и благополучно забывает все эти шахматы, вольную борьбу, уроки игры на гитаре и далее по списку. Меж тем, чрезмерными нагрузками мы ломаем психику ребенка, нарушаем естественный процесс его взросления.

Самое главная задача родителей — научить ребенка познавать себя и окружающий мир, внимательно относиться к своим мыслям и переживаниям. Воспитать самостоятельную личность, стремящуюся к постоянному развитию. Научить его не бояться экспериментировать. В разумных пределах, конечно. Вот тогда у него не возникнет проблем с профориентацией, а напротив, будет внутренняя уверенность, что он занимается любимым и правильным делом. В этом случае все остальное приложится само.

Автор: Беседовал Алексей Нилов
ТеГИ
Валерий Ивановский, человек и богатство, инфоцыгане, работа и развитие
Поделиться
Похожие новости