Психологи предположили, что могло двигать проводницей, высадившей кота Твикса в сильный мороз
История с гибелью кота Твикса, который умер после того, как его высадили из поезда на станции в Кирове, получила широкий резонанс. Петиция на портале Change.org за увольнение проводницы, выбросившей животное в 30-градусный мороз, к 22 часам 21 января по московскому времени набрала более 320 тысяч подписей
Причина народного гнева отчасти кроется в беспомощности несчастного кота, к тому же молодого и «любящего сладкое». Второй момент – отношение проводницы, которая не могла не знать о нахождении животного в вагоне в сопровождении перевозчика. Как пишет «Комсомольская правда», все сведения о пассажирах, включая животных, внесены в систему идентификации и обслуживания пассажиров (СИОП); причем, животные отражаются в разделе «Багаж». Очевидно, что эти данные сотрудница РЖД не удосужилась проверить. И даже если бы согласно СИОП в её вагоне на тот момент не было животных, ей следовало бы обратиться к начальнику поезда за дальнейшими инструкциями: возможно, кот прибежал из другого вагона.
О том, что могло двигать проводницей, высадившей кота в тридцатиградусный мороз, как характеризует человека его отношение к животным, и почему история с Твиксом вызвала столь широкий общественный резонанс, «Московская газета» поговорила с кандидатом психологических наук Кристиной Иваненко и ассистентом кафедры психологии и педагогики РУДН, кандидатом психологических наук Марией Кущазли.
— Кристина, трудно заставить кого-либо любить животных по принуждению. Но, может быть, стоит отбирать проводников с учётом еще и этого критерия? Тем более, что у РЖД все вагоны поделены на те, где можно провозить домашних питомцев (символика вагона – отпечаток лапы животного) и на те, где провоз животных запрещен.
— Действительно, идея включить в перечень вопросов при приеме на работу проводников пункта о любви к животным не лишена смысла. «Любите ли Вы животных? Есть ли у Вас домашние питомцы? Возможно, Вы не переносите кошек и собак? Есть ли у Вас аллергия на шерсть?» — учет ответов на эти вопросы при ранжировании проводников был бы очень корректным условием их работы. Действительно, есть люди, которые не переносят на дух животных.
— В целом любовь к животным как-то характеризует человека?
— Да. Что в детском возрасте, что во взрослом отношение к животным, хоть и очень субъективный, не верифицированный крупными исследованиями, но все же рабочий критерий такого понятия, как «доброта». Животные чаще всего не могут ответить на человеческую агрессию, и именно поэтому они часто становятся теми существами, на кого эта агрессия направлена.
— Есть же юридическая ответственность за такого рода поступки…
— В юридических кодексах многих стран причинение зла животному – уголовное преступление. Помимо этого, такое поведение является критерием потенциальной опасности и по отношению к людям. Это индикатор агрессии, присутствующей в человеке, и которая могла бы быть вымещена и на людях, если бы не высокая вероятность получить сдачи. На уровне здравого смысла мы можем по отношению к животным оценивать способность к эмпатии, доброту, отзывчивость, чувствительность…
— История с гибелью кота Твикса получила широкий резонанс. Петиция за увольнение проводницы уже собрала более 300 тысяч подписей…
— Думаю, что это не предел. И здесь есть несколько причин. Во-первых, это любовь к котикам в интернет-пространстве. Почти любой контент с котиками набирает тонны лайков. Любовь к котам проявляется в большей степени, чем к любым другим животным, и это удивительный феномен.
Вторая причина – накоплен определенный потенциал гражданского общества, который имеет мирный окрас. В этом случае общество встало на защиту кота Твикса.
Наконец, третья причина – активное участие СМИ в освещении ситуации. История Твикса подавалась со щемящими душу подробностями: мы знаем, что он получил свое имя, потому что любил сладкое; его взяли из приюта; он перед самой поездкой перенес операцию; он молодой и ласковый котик и так далее. По особенностям функционирования нашей эмпатии мы больше сочувствуем тому, кого больше знаем, чем некоему абстрактному существу. И даже при сборе денег на людей, в частности, на больных детей, благотворительные организации стараются показать видеосюжеты или как минимум разместить фото ребенка, который нуждается в помощи.
— Не прослеживается ли здесь чрезмерной реакции?
— Нет смысла оценивать реакцию. Ее можно лишь воспринимать как индикатор состояния общества. В обществе накоплена боль, желание сопереживать и желание помогать, желание справедливости в том числе.
— То есть, призыв уволить проводницу — это запрос на справедливость?
— Да, именно так. Надо отметить, что РЖД в этой ситуации ведет себя максимально корректно: планирует ввести новое требование для проводников о недопустимости высаживания животных на остановках. Если это войдет в тренинги для проводников, войдет в протокол их действий, то это можно расценить как некий результат. Жизнь кота Твикса не прошла даром. Котика очень жалко…
Ассистент кафедры психологии и педагогики РУДН, кандидат психологических наук Мария Кущазли в беседе с «Московской газетой» отметила, что наше общество «очень любит проявлять жалость к беззащитным — и не только людям, но и к животным». Поведение проводницы, по мнению специалиста, могло быть вызвано стрессом.
«Полагаю, что в данной ситуации, все-таки, с одной стороны, у проводницы присутствует страх наказания со стороны начальства. А, с другой, сработала эмоциональная перегрузка. Проводница волновалась и переживала за пассажиров, и не только своего вагона, но и других вагонов состава. Ведь кот мог перебежать куда-либо еще», — считает Мария Кущазли.
Кроме того, по мнению психолога, не стоит снимать ответственность с человека, перевозившего кота.
«Невнимательность и безответственность перевозчика налицо. Вопрос отношения проводницы к домашним животным в данном случае неуместен. И нельзя забывать про человеческий фактор», — заключила ассистент кафедры психологии и педагогики РУДН.
Интересно, что хозяин выброшенного из поезда кота Твикса Эдгар Гайфуллин рассказал, что для животного был куплен билет; несмотря на этот факт, проводница не проверила проездной документ при посадке. По словам Эдгара Гайфуллина, с котом ехал его знакомый Евгений, в то время как сам он летел самолетом. Твикса решили перевозить поездом, чтобы не подвергать его лишнему стрессу после перенесенной операции.
-
В AppStore и Google Play появилась новая версия официального мобильного приложения ОАО «РЖД».18.12.2017 в 18:14:004436
-
В кассах дальнего следования на семи столичных вокзалах билеты можно будет приобрести через новый сервис.05.12.2017 в 11:55:003458
-
РЖД запустила регулярное движение в рамках тестовой эксплуатации.20.09.2017 в 13:11:003637
-
Создание ВСМ в России позволит объединить создаваемую в Европе сеть «Euro Carex» со скоростями до 300 км/час...16.12.2016 в 14:21:003414
-
Со следующего года ОАО «РЖД» планирует предоставить пассажирам возможность планировать поездки по России за ...10.11.2016 в 12:37:003165
-
ОАО «РЖД» и Ассоциация железнодорожной промышленности Swissrail (Швейцария) заключили соглашение о нау...22.09.2016 в 15:50:003084