Психологи рассказали, как лучше вести себя в токсичной информационной среде
Исследовательская компания Mediascope, изучающая аудиторию медиа и рекламы в России, обнаружила, что после 24 февраля россияне стали тратить в два раза больше времени на чтение новостей в интернете и просмотр новостных телепередач, сообщил «Интерфакс». В апреле жители России в возрасте от 12 лет проводили в интернете — в основном в мобильном — около 3 часов 40 минут в сутки
«Безусловно, тревожность в российском обществе после 24 февраля выросла», — сказала «Московской газете» психолог, доцент РГУ им. А. Н. Косыгина Анастасия Никольская. «Для всех нас происходящее является стрессом, шоком и т. д. К тому же контент происходящего очень противоречивый: украинские СМИ преподносят одну картину, российские — другую, — отметила психолог. — Люди пытаются разобраться». «И, наконец, разговоры о возможности применения тактического ядерного вооружения вызывают ещё большую тревогу», — подчеркнула Анастасия Никольская.
Тревога в большей степени растёт среди молодёжи, отметила психолог. «Старшее поколение уверено в правильности выбранного государством пути и готово страдать, принимая на себя все побочные эффекты российского режима и международной ситуации. Молодёжь не переживала даже 90-е годы, сейчас происходит первый кризис в их жизни», — объяснила специалист.
Собеседница издания также подчеркнула, что уровень невротизации российского общества сейчас очень высокий, особенно среди молодёжи. «Я с молодёжью работаю, вижу, как они всё переживают, — рассказала Анастасия Никольская. — Задают вопросы: «А что теперь будет? А что, если будет использовано ядерное оружие? Я этого боюсь». Дело ведь не в том, что они не могут прожить без «Макдоналдса». Могут, и сами это признают. Просто весь их привычный мир сейчас рушится. Исчез не только «Макдоналдс», исчезли, например, бренды производителей одежды. Для молодёжи наступает что-то новое и незнакомое, они не понимают, что происходит, они растеряны. Если девочка плачет из-за того, что пропали прокладки, дело ведь не в прокладках, дело в том, что рушится привычный мир. Неопределённость будущего вызывает серьёзную тревогу».
Самая острая реакция на происходящее — у молодых людей от 18 до 25 лет, отметила психолог. «Это не значит, что те, кто постарше, не переживают. Но такой растерянности, слёз, дрожащих рук, как у молодёжи, в более старшем возрасте я не встречала. Хотя, на самом деле, этот стресс переживает большинство из нас, включая и меня саму», — призналась Никольская.
Отвечая на вопрос о том, как можно бороться со стрессом в текущей общественно-политической обстановке, собеседница издания советует меньше погружаться в новостную повестку. «Надо, к сожалению, поменьше читать эти самые новости, переключаться на то, что именно ты можешь сделать здесь и сейчас, — посоветовала психолог. — Надо делать то, что зависит лично от тебя. Конечно, стоит оставаться в курсе происходящих событий — но не перегружать психику. От нас ничего не зависит, происходят события, на которые мы никак влиять не можем. Поэтому надо по минимуму узнавать новости. В идеале, эти новости должны преподноситься безэмоционально. «Произошло то-то и то-то». Чтобы люди, по возможности, сами понимали, как им к этому относиться».
Психолог подчеркнула, что не надо вступать в споры с родственниками, придерживающимися иных взглядов. «Вот как раз это — очень серьёзный удар по молодёжи, они часто мне говорят: «Мы не понимаем, как наши родители, наши бабушки и дедушки могут придерживаться тех взглядов, которых придерживаются». Различие во взглядах огромное», — заметила собеседница.
Никольская затруднилась оценить токсичность российского информационного пространства. «Ничего не могу сказать про федеральные новостные и аналитические телеканалы, я много лет их не смотрю. Но отмечу, что у нас на разнообразных политических ток-шоу нет дискуссии. Какие-то выкрики, перебивание, грубость. Отсутствие дискуссии приводит к мысли, что она в принципе невозможна, а это не так. А в интернете всё зависит от того, какой контент человек себе выбирает. Можно выбирать аналитический контент, предполагающий возможность критически мыслить и критически высказываться. Ведь интернет хорош тем, что ты выбираешь то, что тебе подходит. Если ты выбираешь что-то токсичное, значит, по какой-то причине хочешь ещё немножко отравиться», — объясняет Анастасия Никольская.
«Усиленный просмотр новостей — это желание человека найти достоверную информацию, которая поможет ему принять те или иные релевантные решения для дальнейшего поведения в сложившейся ситуации», — рассказал «Московской газете» клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский. «Человек пытается выбрать наиболее эффективные паттерны, которые позволят ему наилучшим образом приспособиться к существующим условиям окружающей среды», — объяснил психолог.
Он добавил, что в современных условиях у человека не хватает аналитических способностей, чтобы правильным образом анализировать и синтезировать поступающую информацию. Ведь количество источников, средств доставки информации и различных центров её интерпретации сейчас огромно. «Все это порождает ситуацию, в которой человек чувствует неспособность ориентироваться в новостях, принимать правильные решения, это порождает дезориентацию и тревожность», — подчеркнул Ивановский. «Мы воспринимаем любую информацию, исходя из наличных доминант, которые детерминируют наше поведение. Доминанты являются целиком и полностью продуктом социального научения и воспитания, то есть все наше мировоззрение, мысли, ценности, установки, которые непосредственным образом влияют на наше поведение, на наше приспособление к окружающим условиям, закладываются в нас социумом в сенситивный период, который длится условно первые 18 лет нашей жизни», — отметил собеседник. «Потом сквозь призму этих доминант, этого научения мы так или иначе воспринимаем окружающий мир. То есть мы в любом случае никогда не бываем объективны, мы пристрастны. Эта пристрастность, как определенная призма, формируется социальным заказом. Соцзаказ реализуется как раз через общественно-государственные институты: родителей, школу, окружение человека», — добавил специалист.
Психолог напоминает, что более старшее поколение формировало мировоззрение в условиях принципиально другого социального заказа — при другом государственном строе и идеологии. «Призма, через которую смотришь на мир, система доминант, которая позволяет выхватывать определенную информацию из потока, интерпретировать ее определенным образом — все это зачастую весьма и весьма разнится у людей более старшего поколения и у молодежи. Поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что эти люди живут в параллельных реальностях, одну и ту же информацию воспринимают абсолютно по-разному, делают совершенно различные выводы и ведут себя потом абсолютно разным образом», — заключил Валерий Ивановский.
Эксперт отметил, что в последнее время было проведено немало релевантных социологических исследований, говорящих об уровне невротизации российского общества. «Они показывают, что уровень невротизации общества достаточно велик. Это связано с обилием разнородной, подчас противоречивой информации, которая так или иначе воспринимается как угрожающая. Эта информация интерпретирует геополитическую ситуацию, в которой оказалась Россия, и экономическую ситуацию, которая воспринимается как основа жизни человека, потому что в условиях санкций нарастает давление на российскую экономику и, соответственно, много новостей о подорожании групп товаров с возможным дефицитом. Это все воспринимается как угроза физическому выживанию, что само по себе вызывает тревогу и может вызвать невротические состояния. Дальше наша мысль о безопасности и тревоги за собственную жизнь переходит на мысли о судьбе своих близких, родственников. Это вызывает вторичное усиление тревоги и дальнейшую невротизацию», — объясняет психолог.
В такой ситуации неизбежно встает вопрос, что же делать дальше? Чтобы ответить себе на этот вопрос, человек пытается дотянуться до всех доступных источников информации, чтобы посмотреть, как одни и те же события излагаются в разных СМИ и соцсетях. «Но информации так много, что у человека возникает ощущение бессилия. Он не может сориентироваться. Вот эта тревога за свою жизнь и жизнь близких, невозможность проанализировать информацию накладывает отпечаток на верное поведенческое решение. Происходит взаимное психическое заражение тревожными состояниями. При этом, что у российской, что у мировой информационной среды, уровень токсичности примерно одинаков. Количество фактов и аргументов, механизмы интерпретации практически одинаковы везде. Невротическое состояние вынуждает более жадно потреблять информацию, впитывать и реагировать не рационально, а эмоционально. Отсюда возникает иллюзия того, что информационная среда токсична», — подчеркнул Валерий Ивановский.
«Важно всегда помнить, что бы в этой жизни ни происходило, все обстоятельства, жизненные траектории, их развитие и получаемые результаты зависят только от нас. И как бы экстравагантно это не звучало, данное утверждение относится и к индивидуальному существованию, и к жизни в социуме. Тревога и невротизация начинаются с того, что человек вдруг решает, что ключи от его жизни находятся в чьих-то других руках, а это не верно», —добавил эксперт.
-
В российском образовании снова встает вопрос о профессионализме педагогического состава11.01.2022 в 10:17:004567
-
Новогодние праздники – удовольствие, за которое приходится расплачиваться не только головной болью, набранными кил...05.01.2022 в 16:58:004869
-
18% россиян не против сменить себе имя и фамилию. Таковы данные соцопроса, проведенного в декабре этого года специалиста...08.12.2021 в 19:14:0070660
-
Наверняка почти каждый знаком с ситуацией, когда ежедневно или с регулярной периодичностью он получает в соцсетях или ме...08.11.2021 в 15:58:002480
-
Как сообщает RosTender.info, ежедневно на сайте будут размещаться не менее 80 новостей ...17.12.2020 в 14:41:003950
-
Пользователи смогут отправить на проверку любую сомнительную информацию.16.12.2016 в 09:04:002204