Новость общества

Рассматривая автомобиль как инвестицию следует учитывать ряд нюансов

Рассматривая автомобиль как инвестицию следует учитывать ряд нюансов

Фото © «Московская газета»

27.04.2024 в 09:22:00
1569

Эксперты оценили целесообразность покупки авто в качестве «вложения в будущее»

Так сложилось, что в России инвестиции чаще меряют квадратными метрами, но во время последних просадок рубля к недвижимости активно добавляют автомобили. Остаточная стоимость машин превышает цену покупки, а все потому, что амортизация не успевает за нынешними ценниками. Автомобили активно дорожают последние несколько лет, сохраняя достаточно высокую оценочную стоимость. Можно ли на этом заработать в частном порядке — большой вопрос. Об этом сообщили «Московской газете» в пресс-службе банка «Открытие».

Насколько выгодно сейчас приобретать авто в качестве «инвестиции в будущее», в частности, на фоне санкций, ухода мировых брендов из России? В какую сторону изменилась ситуация и будет ли меняться в дальнейшем? Что выгоднее: купить машину на продажу или эксплуатировать ее до последнего?

«Скорее, это актуально для компаний, которые занимаются мелким «серым» импортом. Другое дело, если хочется купить автомобиль на долгое пользование, чтобы «закрепить» цену и сэкономить на будущих подорожаниях (а они обязательно будут, несмотря на текущий откат ценников в виду достаточных складских запасов дилеров и усиления конкуренции между китайскими брендами). Личный бюджет подобная покупка однозначно сбережет, но в качестве инвестиции для продажи в будущем вряд ли поможет. Это касается всех марок, не только санкционных», — добавили в пресс-службе.

Наиболее выгодным может оказаться вложение в автомобиль премиального класса.

«Достаточно сложно покупать легковой автомобиль в качестве инвестиций хотя бы по той причине, что каждый приобретается с использованием заемных средств, количество продаж выросло в два раза по сравнению с показателями прошлого года. Рост цен на наиболее популярные модели (в первую очередь это относится к китайским) составляет до 35%. Вместе с тем мы наблюдаем значительный рост цен на подержанные автомобили, особенно это касается тех фирм, которые ушли с российского рынка. Но в данном случае нужно выделять премиальный сегмент (когда потребители с высоким доходом готовы на рост цен и сложную логистику, чтобы получить автомобиль желаемой марки) и средний сегмент (сложно продать подержанную китайскую иномарку именно с учетом возникающих проблем с ее техническим обслуживанием, недостатком запасных частей, расходов на КАСКО, что обязательно в случае приобретения с помощью заемных средств). По данным агентства «Автостат», в январе 2024 года в России было приобретено более 320 тыс. подержанных машин, что на 10% ниже показателя 2023 года. Объемы реализации автомобилей с пробегом падают каждый месяц. Если в августе 2023 года они вышли на свой пик (551,3 тыс. шт.), то с тех пор неизменно снижаются и достигли минимума в январе 2024 года. До этого еще меньше подержанных машин было продано в первом месяце 2017-го (314,5 тыс. шт.). Следовательно, наблюдается ситуация, когда снижаются покупки автомобилей с пробегом, что заставляет задуматься о возможности удачной реализации приобретенного автомобиля в будущем. Особенно это связано с высокими процентными ставками на покупку не новых машин. Отметим, что примерно четверть вторичного авторынка в начале 2024 года занимает Lada — в прошлом месяце было куплено (более 78 тыс. единиц), на втором месте — Toyota, которая славится своей надежностью, но в настоящее время не обновляет модельный ряд в автоцентрах. Менее существенные показатели у Kia, Hyundai, Nissan (одна треть проданных автомобилей с пробегом относится к одной из этих марок). При этом средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в 2023 году выросла в среднем на одну четверть, а подержанного – менее, чем на одну пятую, за последние четыре года средневзвешенная цена машин с пробегом выросла вдвое, в 2019-м она составляла менее 500 тыс. рублей», — сообщила изданию доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

«Рынок подержанных автомобилей в России переживает сложные времена. Спрос на них падает из-за высоких процентных ставок по кредитам и опасений относительно технического обслуживания иномарок, покинувших российский рынок. При этом цены на новые автомобили растут быстрее, чем на подержанные, что может сделать последние более привлекательными для покупателей со средним доходом. Однако, рассматривая автомобиль как инвестицию, следует учитывать высокий риск обесценения из-за быстрого устаревания и износа. Автомобили не являются ликвидным активом, и их стоимость может резко упасть при изменении рыночных условий или политической обстановки. В текущей ситуации санкций и ухода иностранных автопроизводителей из России инвестиции в автомобили премиум-сегмента могут оказаться более выгодными, так как спрос на них среди состоятельных покупателей остается высоким. Однако для среднего класса приобретение подержанных массовых моделей иномарок сопряжено с высокими рисками технического обслуживания и ремонта. В дальнейшем, если санкции сохранятся, ситуация на рынке может измениться в пользу отечественных производителей, таких как LADA. Такие автомобили будут более доступными и ремонтопригодными для массового покупателя. Однако их ликвидность и инвестиционная привлекательность могут быть ниже, чем у премиальных иномарок. В целом я бы не рекомендовал рассматривать автомобили как надежный инвестиционный инструмент в текущих условиях. Более разумным решением может быть покупка автомобиля для личного пользования, с учетом его функциональности, безопасности и доступности обслуживания», — отметил в беседе с «Московской газетой» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

«Автомобиль для потребителя — это средство передвижения. В качестве инвестиции автомобиль могут рассматривать только профессиональные игроки рынка купли-продажи транспортных средств. Эксплуатация автомобиля снижает остаточную стоимость, а инфляция в свою очередь снизит реальную стоимость денег, вырученных от продажи в последующем периоде. Не стоит забывать про траты на автомобиль, которые многие не учитывают. Сюда относятся ТО, ремонты, страховки и т.д. Все это, даже учитывая рост цен, не делает автомобиль привлекательным с точки зрения инвестиций. Выгоднее всего купить автомобиль оптимальный по потребностям и эксплуатировать до момента возможности поменять его на новый с гарантией или на более свежий экземпляр с пробегом», — поделился своим мнением с изданием директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АВТОДОМ» и ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Гришаков.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автомобиль, инвестиции, покупка, стоимость
Поделиться
Похожие новости