Новость общества

Робусты недосчитались, арабику переоценили: что будет с ценами на кофе

Робусты недосчитались, арабику переоценили: что будет с ценами на кофе

Фото © «Московская газета»

06.04.2024 в 15:12:00
3075

Цены на зелёный кофе в мире поднялись до максимума за последние 15 лет. Собеседники «Московской газеты» рассказали, почему так произошло и как это повлияет на стоимость кофе для российского потребителя. Эксперты разнятся в оценках. Гендиректор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия считает, что долгосрочные прогнозы в этой ситуации делать сложно, а потребитель может ощутить её последствия только через 4-6 месяцев. Гендиректор компании Greencofe Пётр Жуковский прогнозирует подорожание кофе на полках магазинов в пределах 2 месяцев. Руководитель направления «Потребительский рынок» агентства INFOLine Светлана Силенина рассказала, от каких издержек зависит стоимость кофе, и сообщила о росте рынка за 2023 год

В мировой торговле имеют значение 2 вида кофе – арабика и робуста, рассказал «Московской газете» гендиректор Ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия:

«Когда СМИ говорят про подорожание кофе, имеется в виду подорожание робусты. Потому что ожидается падение экспорта робусты из Вьетнама на мировой рынок. Это второй производитель кофе в мире и крупнейший производитель робусты. Из-за прогнозов, что мировой рынок не досчитается до 20% кофе робуста, это вид кофе и подорожал. Вслед за робустой дорожает и арабика. Назначение нынешнего уровня цен на контракты по арабике находится в нижней границе верхнего ценового коридора. При этом пиковые значения стоимости арабики в 2021 г. – начале 2022 г. не достигнуты, и такого резкого взлёта пока ничто не предвещает».

Мы живём в условиях высоких цен на кофе последние два года, и рынок к этому адаптирован, рассказал гендиректор «Росчайкофе».

«Это означает снижение потребления, — заметил Рамаз Чантурия. — За 2023 г. мы предполагаем снижение потребления кофе по сравнению с 2022 г. Но если биржевая стоимость кофе фиксируется на длительный период, это отражается на рынке только через 4-6 месяцев. У большей части операторов рынка большая часть поставок законтрактована в предыдущие периоды с помощью фьючерсных контрактов. Когда компании начнут покупать кофе по новым ценам, это начнёт отражаться на себестоимости. В России, как и во всём мире, фактор сырья – не единственный из факторов, влияющих на стоимость кофе. И не всегда самый существенный. Есть ещё фактор логистики, в том числе сырьевой; мы знаем о ситуации в Красном море, которая повлияла на морские перевозки. Есть ещё производственные факторы, упаковка, заработные платы на фабриках, бензин, электроэнергия, инфляция; курс доллара, наконец. Сложно сказать в долгосрочной перспективе, что будет с курсом рубля, стоимостью электричества, с налоговой нагрузкой. 3-4 года назад стоимость кофе выросла, а доллар упал, и укрепление рубля скомпенсировало ряд остальных факторов. А когда сырьё стабильно, а доллар растёт, компании вынуждены пересчитывать стоимость, потому что рублёвую выручку они конвертируют в доллары, чтобы закупать сырьё, и это отражается на рублёвой стоимости продукции».

Биржевые цены на кофе поднялись в два раза, рассказал «Московской газете» гендиректор компании Greencof Пётр Жуковский:

«Потребитель пока не ощутил на себе новую реальность, индустрия пока имеет запас кофе по старым ценам и полностью не переложила возникшее бремя на потребителя; но с горизонтом в 2 месяца будет вынуждена это сделать. Это будет касаться как натурального кофе, так и растворимого. У робусты лучше экстракция, чем у арабики, поэтому её используют для производства растворимого кофе. Ситуация может быть достаточно драматичной: цены могут подняться на 50%, причём это будет касаться и растворимого кофе».

Сейчас на стоимость кофе влияют фундаментальные факторы, отметил Пётр Жуковский.

«Фундаментальные факторы – это некая объективность, связанная с балансом спроса и предложения и количеством кофе. На мировом рынке есть дефицит робусты, и этим оправдан рост цен. Мы не видим выхода из создавшейся ситуации в ближайший год. Урожай во Вьетнаме будет в ноябре, но он не покроет сложившийся дефицит. Это не первый год, когда Вьетнам снижает поставки на рынок, но «по щелчку» производство не восстановить, надо несколько лет, чтобы кофейное дерево начало плодоносить. К тому же, во Вьетнаме относительно небольшие фермы по выращиванию кофе, это сказывается на эффективности производства, плюс, на эти фермах выращивается много альтернативных продуктов для сбыта в Китай, на которые вьетнамский производитель часто переключается. А вот в ситуации с арабикой мы не видим фундаментальных факторов, которые оправдывают текущую цену. Поскольку кофе – это биржевой товар, на его цену влияют и технические факторы – игра фондов на повышение. Видя то, что произошло с какао и с робустой, фонды переоценили стоимость арабики. Основная интрига – хватит ли предложения арабики при текущем ценовом уровне, который привлекателен для фермеров, чтобы на рынок вышло достаточно количество кофе, и цена снизилась. На данный момент мы не можем гадать на хрустальном шаре, что будет завтра, но, возможно, кофе как категория недооценена в смысле рисков производства, та её часть, которая попадает в страну происхождения, недостаточна для поддержания стабильного производства», — рассказал гендиректор компании Greencof.

В новой ценовой реальности разница между робустой и арабикой уменьшится, и, возможно, продолжительное время мы будем видеть дорогую робусту, прогнозирует эксперт.

В 2023 году производство кофе в России выросло до 192 тыс. т (+5,7%), сообщила «Московской газете» руководитель отдела «Потребительский рынок» агентства INFOLine Светлана Силенина:

«Выпуск жареного кофе увеличился на 15,5%. Несмотря на снижение производства заменителей кофе (-2,6%), их доля в общем производстве составляет более 54%».

Кофе – продукт 100% импортный, и его стоимость напрямую зависит от курса рубля к доллару, который сейчас сильно ослаб, и это влияет не только на непосредственно стоимость самого кофейного зерна, но и на логистические издержки для его доставки, отметила аналитик.

«Положительным моментом служит то, что в нашей стране на ввоз зелёного (не обжаренного) кофейного зерна нулевая пошлина. Крупные российские компании предпочитают покупать кофе непосредственно на плантациях. Кроме производителей упакованного кофе для продажи его в ритейле значимым игроком на рынке кофе является общепит. Большинство крупных и средних игроков имеет либо собственные обжарочные мощности, либо постоянного партнера. Также не стоит забывать про сети АЗС: так, в прошлом году только одна сеть АЗС «Газпром нефть» продала 40 млн чашек кофе (+7% к прошлому году). К сравнению, одна из крупнейших сетей кофеен реализовала в 2023 году более 22,4 млн чашек кофе. Производители зависят от импортных материалов для производства продукции. В 2022-2023 гг. производители кофе столкнулись с нехваткой алюминиевых и пластиковых капсул. Производители чая были вынуждены искать новых поставщиков ниток и алюминиевых скрепок для чайных пакетов, а также материалов для фильтрации, находящихся под санкциями на ввоз в страну как продукция двойного назначения», — добавила руководитель направления «Потребительский рынок» агентства INFOLine.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Арабика, кофе, цены
Поделиться
Похожие новости