Новость общества

Российский автопарк продолжает стареть, но одновременно обновляется

Российский автопарк продолжает стареть, но одновременно обновляется

Фото © «Московская газета»

22.06.2024 в 11:23:00
1137

Средний возраст легкового автомобиля в России превысил 15 лет

Данные на протяжении последних лет демонстрируют явную тенденцию к старению парка легковых автомобилей в России. В 2021 году их средний возраст составлял 14 лет, сегодня превысил 15,2 лет. Для сравнения в 2015 году средний возраст используемого легкового автомобиля в России составлял 12,4 лет. По мере увеличения ключевой ставки ЦБ РФ стоимость автокредитов также вырастет, что потенциально может привести к росту спроса на машины с пробегом, сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК «АВТОДОМ».

Почему растет спрос на подержанные авто, ведь на рынке много новых китайских моделей? Наблюдается ли тенденция старения парка легковых авто в России или, скорее, идет обновление? Следует ли ждать, что возможное повышение ставки Центробанком усилит спрос на бывшие в эксплуатации авто?

«Российский автопарк стремительно стареет. Как показало недавнее исследование рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», которое проводилось в пяти крупнейших городских агломерациях (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Челябинск), доля машин возрастом от 30 лет и старше на российских дорогах впервые составила 2%. Раньше эта цифра приближалась к нулю. Почти четверть активного автопарка страны приходится на машины старше 15 лет. А вот количество новых авто (возрастом до 5 лет), наоборот, заметно уменьшилось. Если рассматривать статистику по городам, то больше всего «постарел» автопарк Челябинска – за 2 года сразу больше, чем на 5 лет. Если в 2022 году средний возраст челябинских авто составлял 9,2 года, то в этом году – 14,6 лет. Самые «молодые» автомобили в стране ездят по дорогам Москвы, но и столичный автопарк тоже стал старше, правда, только на 2 года, если рассматривать медианный показатель. Такая ситуация объясняется несколькими факторами. Во-первых, это уход с российского рынка большинства западных автоконцернов, во-вторых, резкое снижение продаж новых машин. Дефицит за последние два года составляет уже почти 2 млн автомобилей и продолжает расти. Поэтому все чаще автомобилисты вводят в эксплуатацию машины, которые годами стояли в гаражах и не использовались в силу своего возраста. Также наше исследование показало, что чем старше автомобиль, тем больше вероятность того, что владелец не исполняет обязанность по страхованию гражданской ответственности. В основном именно владельцы возрастных авто старше 16 лет пренебрегают покупкой ОСАГО. Хотя, учитывая их зачастую весьма скромное финансовое состояние (экономия на автомобиле для многих вынужденная мера), именно им рискованнее всего становиться виновником ДТП – без «автогражданки» им придется оплачивать ремонт пострадавшего автомобиля из своего кармана. А с учетом роста стоимости запчастей даже небольшая царапина может вылиться в приличную сумму», — сказал «Московской газете» руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» сообщили, что с начала 2024 года в России было продано 2,25 млн автомобилей с пробегом, что в 4 раза больше, чем новых:

«Рост спроса на рынке авто с пробегом связан с более низкой стоимостью в массовом сегменте и наличием в ассортименте европейских и американских брендов. Общее количество автомобилей в возрасте до 7 лет сократилось на 7,9%, однако со временем парк обновится. Сейчас на рынке автомобилей с пробегом появляется больше китайских машин 2020-2022 гг. выпуска, что способствует расширению модельного ряда. Возможное повышение ключевой ставки не приведет к усилению спроса на автомобили с пробегом в ближайшие месяцы, так как рост цен на новые модели не будет стремительным. Потенциальное изменение ставки ЦБ РФ приведет лишь к подорожанию автокредитов, что спровоцирует падение спроса на автомобили, в том числе на вторичном рынке».

Могут ли китайские автомобили полностью закрыть потребность россиян в недорогих и качественных машинах? 

«Рост продаж на авторынке, конечно, положительно влияет на российскую экономику, пока ставка ЦБ РФ остается на прежнем уровне, граждане стремятся обновить свой автомобиль, выбрать наиболее оптимальный выбор при соотношении «цена-качество», при этом не всегда новые транспортные средства в полной мере отвечают требованиям. Далеко не все выбрали бы согласно опросам новый китайский автомобиль, потому что их отличает недостаточно плотный металл и неподходящая для российских дорог подвеска. Зато все опрошенные отмечают широкий модельный ряд, наличие запасных частей для ремонта и низкую стоимость страховки. Каждый пятый отмечает невысокое качество лакокрасочного покрытия и проблемы с электроникой, которые проявляются в холодную погоду. Следовательно, требуется адаптация китайских моделей к особым погодным условиям», — поделилась своим мнением с «Московской газетой» доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

«Рост спроса на подержанные автомобили в России, несмотря на увеличение предложения новых китайских моделей, обусловлен рядом экономических и социальных факторов. Во-первых, это свидетельствует о продолжающемся снижении реальных доходов населения. Потребители ищут более доступные варианты для удовлетворения своих транспортных потребностей, и подержанные автомобили часто оказываются оптимальным выбором с точки зрения соотношения цены и качества. Во-вторых, наблюдается определенное недоверие к новым китайским брендам. Несмотря на их растущее присутствие на рынке, многие покупатели предпочитают проверенные временем модели известных марок, пусть и с пробегом. Что касается тенденции старения автопарка, данные свидетельствуют о том, что этот процесс действительно имеет место. Увеличение доли автомобилей старше 30 лет до 2% и рост среднего возраста автомобилей в крупных городах указывают на серьезные структурные изменения на рынке. Это связано не только с экономическими факторами, но и с уходом с российского рынка многих западных производителей. Однако нельзя говорить об однозначном тренде. Параллельно со старением парка идет и процесс его частичного обновления за счет новых китайских моделей и сохранившегося, хоть и сократившегося, импорта других иностранных марок. Относительно влияния потенциального повышения ключевой ставки ЦБ на спрос на подержанные автомобили можно предположить, что это действительно может усилить данную тенденцию. Повышение ставки приведет к удорожанию автокредитов, что сделает новые автомобили еще менее доступными для значительной части населения. В такой ситуации подержанные автомобили станут еще более привлекательной альтернативой. Важно отметить и риски, связанные со старением автопарка. Помимо экологических проблем и вопросов безопасности дорожного движения существует и экономический аспект: владельцы старых автомобилей чаще отказываются от страхования ОСАГО, что может привести к росту экономических потерь в случае ДТП. В долгосрочной перспективе для оздоровления ситуации на автомобильном рынке потребуется комплекс мер, включающий стимулирование развития отечественного автопрома, поддержку покупательской способности населения и, возможно, программы утилизации старых автомобилей», — отметил доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
авто, автопарк, легковое авто
Поделиться
Похожие новости