Новость общества

Станет ли газомоторное топливо «светлым будущим» российского автопарка?

Станет ли газомоторное топливо «светлым будущим» российского автопарка?

Фото © «Московская газета»

04.07.2022 в 22:13:00
3822

После Петербургского экономического форума, прошедшего в середине июня, активизировались обсуждения о необходимости более быстрыми темпами переводить автомобили как в госсекторе, так и в частном владении на газомоторное топливо. Природный газ в качестве топлива для авто государством продвигается ещё с 2013 года, когда был обнародован перечень поручений президента по данной тематике. И темпы развития соответствующей инфраструктуры действительно значимы

По состоянию на конец 2021 года в России насчитывалось 734 газозаправочные станции, к концу этого года их должно стать 892. За 10 лет число автомобилей на метане и других видах природного газа выросло с 71 тыс. до 259 тыс. штук. Правда, это количество всё ещё очень мало. В общем по стране в ГИБДД зарегистрировано свыше 64 млн автомобилей. Однако, согласно государственной стратегии, до 2024 года число газомоторных автомобилей должно вырасти ещё вдвое. Сейчас в лидерах этого процесса находятся Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край, Ростовская и Кемеровская области.

Замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов отметил, что в бюджете уже заложено 3,3 млрд рублей на стимулирование спроса на газовые автомобили. При этом его коллега, вице-премьер Юрий Борисов считает, что госсубсидии необходимо увеличить как минимум до 10 млрд рублей, чтобы достичь целевых показателей. От того, найдёт ли государство эти дополнительные средства, во многом будет зависеть успех программы. Одним из путей её реализации может стать закупка коммунальной техники, работающей на газе. Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков привёл в пример Италию, где коммунальщики используют спецтехнику с метановыми двигателями, а многие тяжёлые грузовики работают на СПГ. Однако итальянские власти покрывают из бюджета разницу между стоимостью производства традиционной (бензиновой или дизельной) машины и автомобиля на газе, поскольку выпуск таких моделей обходится дороже. Таким образом, процесс перехода на газ может быть достаточно успешным, но только при соответствующей господдержке.

Зачем же государство так настойчиво способствует газификации транспорта?

Дело в том, что перевод значительной части автомобилей на газ задуман в качестве промежуточного этапа «зелёного энергоперехода». У таких автомобилей уровень выбросов в 1,5-3 раза ниже в зависимости от конкретного типа вредных веществ, а уровень задымлённости ниже в 9 раз. К тому же переход на газ способен продлить ресурс двигателя в полтора раза. А учитывая изобилие природного газа в России, это ещё и экономически выгодно как для государства, формирующего таким образом внутренний спрос на «голубое топливо», так и для граждан, экономящих на заправке своего авто. Весной текущего года стало известно, что на газ свои автомобили стали переводить даже владельцы машин премиальных брендов, таких как Mercedes и Lexus. В прежние годы такое решение принимали почти исключительно обладатели бюджетных моделей. Кстати, это ещё один плюс газомоторного топлива – на него можно сравнительно легко перевести фактически любую обычную машину, установив соответствующее оборудование.

В пресс-службе ООО «Газпром газомоторное топливо» объясняли рост популярности газовых авто льготами, которые предоставляет государство. В некоторых регионах для таких машин снижен транспортный налог, а бюджет покрывает часть затрат на переоборудование. Впрочем, одновременно усложнился процесс регистрации газобаллонного оборудования в ГИБДД, что удерживает часть автовладельцев от такого шага.

Экономия непосредственно при заправке действительно остаётся существенной. При стоимости бензина Аи-95 около 50 рублей за литр, метан обойдётся в 20 рублей, а пропан-бутан (ещё один довольно популярный вид газового топлива) около 30 руб. В соответствии с госполитикой в этой сфере газовые заправки поднимают цены на топливо только в пределах инфляции.

Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков считает, что в целом при эксплуатации автомобиля экономия для владельца будет заметной лишь при стоимости газа вдвое ниже бензина. Это соотношение в случае с пропан-бутаном уже превышено. Дело в том, что автомобиль на газе требует некоторого дополнительного обслуживания. Так, в замене каждые 10 тыс. км пробега нуждаются газовые фильтры. Также у двигателя при переводе на газовое топливо снижается мощность и возрастает расход на 5-10%, что тоже съедает часть экономии. Кроме этого, газовые баллоны, особенно метановые, занимают значительную часть багажника, в который их нужно устанавливать. Наконец, по мнению эксперта, есть и опасность возгорания оборудования, которая превышает такую вероятность у бензиновых и дизельных авто.

Управляющий партнёр ГК «Гарант-Газ» Арно Багирян подтверждает, что такая угроза существует, хотя её можно свести к абсолютно минимальным значениям при соблюдении всех пунктов техрегламента. Тем не менее, из-за способности газа при утечке скапливаться внизу, а не рассеиваться в атмосфере, газомоторные авто вполне могут не допустить на некоторые подземные паркинги.

Кадаков добавляет, что сеть заправочных станций для таких машин по стране всё ещё неразвита. Из-за этого многие владельцы просто не хотят переоборудовать машины на газ, поскольку вблизи их дома нет соответствующих заправок. Не обошлось и без бюрократии. После изменения правил регистрации ГБО и запуска цифровой платформы «Каркоин» желающим зарегистрировать газовое оборудование на своём авто бывает приходится ждать до полугода. Недостаточно технических лабораторий, в которых оборудование проверяется на безопасность.

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова отметила, что для бизнеса возможный простой и издержки просто могут быть критичны, поэтому каршеринг и такси пока оставили идею перевести свои машины на газ.

Эксперты журнала «5 колесо» подсчитали, что самостоятельно на газ есть смысл переходить лишь тем автовладельцам, которые в год проезжают не меньше 30-40 тысяч километров. В иных случаях даже при вдвое меньшей цене газа экономия в сравнении с бензиновыми авто будет почти нулевой. Таким образом, наиболее выгоден такой переход как раз для предпринимателей, активно эксплуатирующих свои машины по работе, но именно их отсеял в том числе бюрократический барьер. Для частников негативным моментом может стать низкий спрос и невысокая цена на газомоторные авто при продаже.

Многие из перечисленных выше недостатков неактуальны для коммунального или общественного транспорта. Автобусам или снегоуборочной технике, работающим в крупных городах, гарантированы большие пробеги и близость заправочных станций, а повторная продажа им как раз не грозит, и о пресловутом пространстве, которое займут баллоны, заботиться не нужно. Поэтому, наверное, именно для такой техники наиболее выгоден переход на газовые моторы. Это и экологию в мегаполисах может хоть немного улучшить. В ООО «Газпром газомоторное топливо» отмечали, что после экспериментального перевода 350 автобусов на газ в Новокузнецке выбросы от общественного транспорта снизились на 85%. Для угольного региона со сложной экологической обстановкой такой эффект крайне важен. Но в этой сфере вся полнота расходов ложится на государство, и от него зависит, как будет развиваться газомоторный сегмент.

Частным владельцам и бизнесу нужно, чтобы жёстко контролировались цены на топливо, стремительно росла сеть заправок и были сняты излишние регистрационные сложности. Тогда и в этих секторах популярность «газового перехода» может возрасти. Но эксперты сомневаются, стоит ли увлекаться переходом на газ и развитием соответствующей инфраструктуры, чтобы потом делать тоже самое уже для электромобилей.

Руководитель направления «Климат и энергетика» в Greenpeace – Россия Василий Яблоков уверен, что Россия задержалась с газомоторными инициативами. Часть европейских стран переходят с бензина и дизеля сразу на электричество, без промежуточных этапов, а там, где газовое топливо получило популярность уже несколько десятилетий назад, как в той же Италии, от перевозок на газе тоже уже отказываются. Яблоков не видит смысла задерживаться на газовой ступени — по его мнению, не исключено, что это повлечёт лишние расходы и потерю времени.

Изменится ли подход к переходу на газомоторное топливо в правительстве, где программу газификации транспорта вынашивают уже 10 лет, и тем более в «Газпроме», который в этой программе очень заинтересован – пока вопрос.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
газомоторное топливо, автопарк, инфраструктура
Поделиться
Похожие новости