Новость общества

Россия инициирует новую экспедицию на Венеру

Россия инициирует новую экспедицию на Венеру

Фото © Роскосмос

27.11.2022 в 17:52:00
2796

В НПО им. С.А.Лавочкина одобрили техническое предложение в рамках проекта «Венера-Д» – по созданию космического аппарата для исследования Венеры, готов его эскизный вариант. Цели амбициозны – Россия намерена направить к планете новую исследовательскую миссию, рассчитанную на длительный срок («Венера Долгоживущая»). О подробностях проекта «Московской газете» рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ РАН), кандидат технических наук Натан Эйсмонт

«Сестра Земли»

У Венеры есть и другое название – «Сестра Земли», по ряду показателей, среди которых – масса и размеры – наши планеты схожи. Но есть и кардинальные различия – на Венере бешеный парниковый эффект, на поверхности температура достигает 500 градусов, а в атмосфере висят губительные облака из серной кислоты. Столь жесткие условия на Венере остужали пыл исследователей.

А ещё Венеру называют «Русской планетой», чаще к ней приближались отечественные исследовательские станции. За всю историю к Венере подлетали лишь советские космические аппараты плюс несколько миссий США и единичные – Европы и Японии. Первым к этой планете еще в 1961 году направился советский модуль «Венера-1», затем были полеты наших аппаратов из серий «Венера» и «Вега». Америка ответила своими проектами «Маринер» и «Пионер-Венера». И всё же первую удачную посадку совершил СССР, это был аппарат «Венера-7» в 1970 году.

Именно наши аппараты смогли передать на Землю и первые фотоснимки поверхности Венеры – это сделала в 1975 году «Венера-9». А в 1982-м – и первое цветное фото от «Венеры-13». Впрочем, ни один из аппаратов не смог выдержать в этих условиях планеты больше двух часов. Неслучайно, начиная с 90-х, интерес у исследователей космоса перехватил Марс.

Россия вновь летит к Венере

Однако теперь интерес к Венере возрождается. Проект «Венера-Д» является на сегодня одной из самых успешных наших космических инициатив, причем он уже почти на 100% российский, рассказал Натан Эйсмонт.

По словам эксперта, проект предполагает строительство и посадочного аппарата, и орбитального модуля, причем всё применяемое здесь оборудование – на острие последних достижений науки.

«Планируется то, чего раньше никто не делал. Ученые собираются искать жизнь в серных облаках Венеры, эта идея уже прошла стадию эскизного проекта. И это – только начало освоения пока загадочной для нас планеты, например, планируется получить грунт с поверхности Венеры.

Да, посадки на Венеру были и раньше, но – с тех пор минуло уже полвека, а за это время технологии кардинально шагнули вперед. Запуск миссии к этой планете запланирован на 2029 год. Головное предприятие проекта – АО «НПО Лавочкина» стабильно получает финансирование, здесь всё идет по плану», — рассказал ученый.

Космические аппараты застряли на Земле

По словам Натана Эйсмонта, сегодня у космической отрасли России есть как взлеты, так и падения. Из последних, это, например, отмена запуска посадочного модуля проекта «ЭкзоМарс».

ExoMars – это совместная программа Европейского космического агентства (EKA) и ГК «Роскосмос» по изучению Марса и поисков на этой планете следов жизни. «ЭкзоМарс» включал в себя перелетный и спускаемый модули с марсоходом. Однако в июле с.г. EKA отменила намеченный на эту осень запуск новой миссии в связи с СВО.

И это, по словам собеседника «Московской газеты», серьезная проблема, потому что проведена весомая совместная работа РАН, «Роскосмоса» и Европы с большим количеством научных организаций: «В октябре должен был состояться старт, который пришлось отложить. Однако такого рода миссии не могут быть отложены на день, два – в случае полета к Марсу это почти два с лишним года. Пока же наш космический аппарат застрял где-то в Турине, приборы тоже, будучи полностью готовыми к запуску, зависли в состоянии неопределенности».

«Что будет через это время? Трудно сказать. Хотя Рогозин, будучи ещё директором «Роскосмоса», как-то слишком смело заверил, что мы всё сделаем своё. Ну не знаю… Это слишком большая работа, и далеко не всё можно сделать самим. Потому что в создании научных приборов, как правило, задействована кооперация, в которой участвует весь мир. И если кто-то из этой кооперации выпал, ему уже трудно будет вернуться на борт», – отметил Эйсмонт.

Другая неприятность, по его словам, это проект «Спектр рентген-гамма» — летающая обсерватория, создающая карту Вселенной в рентгеновском диапазоне. Аппарат обладает двумя телескопами – российским и немецким, и оба прекрасно работали, результаты давали потрясающие. Но, увы, европейцы приостановили работу своего телескопа. Ученые ЕС расстроены, но решение принято не ими, политика оказалась сильнее науки, пояснил ученый.

Сотрудничество в космосе продолжается вопреки

Впрочем, как отметил собеседник «Московской», есть примеры и других решений: сейчас на орбите Марса находится другой – орбитальный аппарат «ЭкзоМарс», отправленный к Красной планете ещё в 2016 году с целью поисков признаки жизни, прежде всего следов метана. И в этой части проекта работа продолжается в рабочем порядке. Результаты измерений следует передавать на Землю, а приемные станции, в основном, именно российские.

«Американские ученые, кстати, тоже, как правило, не останавливают совместные проекты с нами. Возьмите МКС, которая работает «без сучка и задоринки»: это и совместные проекты, и перекрестные экипажи. Вообще, МКС – это убедительный пример, показывающий, что наука должна быть вне политики. Иначе получим огромный ущерб, причем ущерб для всех», – подчеркнул Натан Эйсмонт.

Именно поэтому, по словам эксперта, многие проекты продолжают жить. Как продолжается и российская лунная программа, через год планируется запуск автоматической межпланетной станции «Луна-25», затем ещё двух. Здесь тоже работа идет по плану в той мере, насколько это позволяют технологические процессы.

Цель: свои минусы обратить в плюсы

«А вот если говорить об изучении дальних планет, то здесь у нас накопилось серьезное отставание, — считает Эйсмонт. — Причина – недофинансирование ещё прежних лет. Космические исследования – удовольствие очень дорогое. И если мы снижаем уровень вложений, то рискуем свести освоение конкретной технологии к нулю. Так стало и с дальним космосом. Здесь есть амбициозные проекты, например, «Зевс», позволяющий использовать на борту ядерные двигатели, но пока это больше теория».

Ещё одно космическое звено, где мы уступаем, по его мнению, – группировки спутников. Сказалось то же недофинансирование, начиная ещё с 90-х годов. И откликаться такое эхо будет ещё долго. Проблема же системная: здесь и кадровые потери, и устаревшие технологии. Преодоление такого отставания – это дело долгого времени и значительных ресурсов, рост вложений нужен не на проценты, а в разы.

«Окупятся ли такие траты? Конечно! – уверен Натан Эйсмонт. – Вложения в космос дадут мультипликативный эффект развития всей экономике. К тому же есть такой аргумент, как престиж страны. И этот параметр тоже стоит дорого».

Автор: Сергей Смирнов
ТеГИ
россия, космос, венера-д, экспедиция
Поделиться
Похожие новости