Новость общества

Рост есть, проблемы тоже: что происходит на российском авторынке

Рост есть, проблемы тоже: что происходит на российском авторынке

Фото © «Московская газета»

11.08.2023 в 18:34:00
2263

Центробанк опубликовал данные мониторинга финансовых потоков по итогам июля 2023 года, по которым можно косвенно судить об увеличении экономической активности в России

В целом объём средств, прошедших через платёжную систему Банка России, оказался на 8,3% выше, чем в среднем за II квартал 2023 года. Положительная динамика зафиксирована в большинстве федеральных округов и во всех укрупнённых отраслевых группах. В частности, в ориентированных на экспорт отраслях рост составил 12,5%. Самое заметное увеличение финансовых потоков пришлось на добычу нефти и газа, а также на нефтепереработку, что связано, в первую очередь, с ростом экспортных цен. Отрицательный вклад в общую картину внесла добыча прочих полезных ископаемых. Потребительский сектор растёт не так быстро, однако также показал увеличение на 5,4%. Драйверами роста стали операции с недвижимостью, финансовые услуги, производство пищевой продукции, выпуск и продажа автомобилей.

Последний пункт выглядит наиболее интересным, поскольку может свидетельствовать об увеличении внутреннего производства автомобилей. Напомним, за 2022 год количество выпущенных в России автомобилей рухнуло на 60%. Всего было произведено 620 тыс. автомобилей, а легковых машин – лишь 450 тыс., что стало самым низким показателем за всю историю наблюдений в современной России. Такое падение связано с тем, что большинство зарубежных брендов закрыли свои заводы на территории РФ, а российские производители испытывали большие сложности с доставкой иностранных комплектующих, в связи с чем объёмы выпуска также сильно снизились. Последние данные дают надежду на постепенное восстановление отрасли.

Наконец, по данным ЦБ, инвестиционные отрасли в июле показали рост на уровне 11,7% в сравнении со средними показателями II квартала. В этом сегменте лидирует сфера строительства зданий и инженерных сооружений. О том, что значит эта статистика для российской экономики в целом, и что в действительности происходит в автопроизводстве, «Московская газета» спросила у экспертов.

Экономист Константин Селянин обратил внимание на то, что можно поспорить со статистической корректностью вышеприведённых выкладок Банка России. Ведь в данном случае сравнивается не квартал с кварталом, а показатели за один месяц со средними показателями за предыдущий квартал. Селянин заметил, что отдельно взятый месяц может выбиваться из общей тенденции, и такая методика повышает риски статистических ошибок.

«Тем не менее, могу сказать, что, на мой взгляд, происходит, в частности, в автомобильной отрасли. После того, как в прошлом году произошло практически катастрофическое падение, когда большинство крупных зарубежных производителей ушло с российского рынка, а «АвтоВАЗ» также испытал серьёзные сложности и вынужден был пожертвовать в том числе безопасностью, началась адаптация к новым условиям. На освободившиеся производственные площади пришли, в основном, китайцы, которые начали постепенно налаживать выпуск своих моделей, «АвтоВАЗ» тоже как-то адаптировался. И сейчас у нас на рынке новых автомобилей создалась ситуация, когда, условно, одну половину занял «АвтоВАЗ», другую половину – китайские марки с небольшими вкраплениями других брендов. На вторичном рынке цены серьёзно выросли, поскольку те, кто не хочет брать Лады или китайцев, берут хотя бы б/у. Понятно, что, когда вы упали почти до нуля, потом будет наблюдаться восстановительный рост с достаточно впечатляющими цифрами. Но означает ли это, что с рынком всё стало хорошо? Скорее всего, нет, потому что для объективности надо, конечно, сравнивать с 2021 годом, чтобы понять, восстановилась ли отрасль», — говорит Константин Селянин.

Ещё одним важным моментом эксперт назвал снижение конкуренции между автопроизводителями.

«Как это всегда бывает, низкая конкуренция приводит к росту цены и нередко — к снижению качества. «АвтоВАЗ» уже третий раз за год объявил о повышении цен, продолжается выпуск недооснащенных моделей. В случае с китайскими машинами о падении качества говорить, наверное, не приходится, потому что в Россию идут модели в тех же комплектациях, что и в другие страны. Но повышение цены точно есть. В России автомобили продаются значительно дороже, чем в самом Китае или на других рынках. Таковы последствия того, как сейчас разделён российский авторынок», — заключил экономист.

Партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто в беседе с «Московской газетой» также обратил внимание на то, что в автопроизводстве речь идёт в большей степени именно о восстановительном росте.

«Обычно такая статистика даётся в сравнении с таким же периодом времени прошлого года, а прошлый год был вообще гиблый. Работал только «АвтоВАЗ», продажи упали на 80%. И даже если сравнивать с предыдущим кварталом этого года, рост производства тоже есть. Сейчас работают все наши традиционные производители – «АвтоВАЗ», ГАЗ, УАЗ, КамАЗ и так далее. Плюс работает завод Haval, который также наращивает производство. Наращивает выпуск завод «Москвич» в Москве, работает «Автотор» в Калининградской области, завод «Соллерс» в Татарстане. То есть у нас есть сразу несколько предприятий, которые работают очень серьёзно», — отметил Моржаретто.

По словам эксперта, рост продаж автомобилей в последнее время можно наблюдать по нескольким причинам:

«В июне-июле мы наблюдали серьёзный рост из-за тревожных ожиданий, потому что должны были повысить, и повысили утилизационный сбор. Да и рубль ведёт себя так, что очень хочется что-нибудь купить».

Собеседник издания добавил, что повышение ставок утилизационного сбора сместит баланс в пользу автомобилей, произведённых внутри страны, поскольку полную сумму утильсбора придётся платить тем, кто ввозит машины напрямую из-за рубежа, и эта сумма тут же будет отражаться на их стоимости. А российским предприятиям затраты на утилизационный сбор частично компенсируют, поэтому на стоимости машин российской сборки новшество отразится не так сильно.

«Параллельному импорту, конечно, станет очень тяжело. Останутся только любители марок, ушедших из России, для которых деньги не так важны, как сам бренд. Потому что, к примеру, BMW X5 сейчас стоит в районе 15 миллионов, и при этих условиях покупать авто по такой схеме будут только поклонники конкретных марок. А у китайцев, думаю, останется около 40% рынка. Но сейчас всё сложнее будет отделить внутреннее производство от ввоза, потому что многие китайские модели собираются или будут собираться на российских заводах», — заключил Игорь Моржаретто.

Ранее аналитики компании «Технологии доверия» прогнозировали полное восстановление российского авторынка в 2024 году. Если в докризисном 2021-м в РФ было продано около 1,5 млн новых авто, то в 2024-м этот показатель может достичь 1,58 млн единиц. А общий рост экономики России, согласно базовому сценарию Центробанка, составит 1,5-2,5% в текущем году и 0,5-2,5% - в 2024-м.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
автомобиль, авторынок, цб, россия
Поделиться
Похожие новости