Новость общества

Рост рынка электромобилей в России может оказаться временным

Рост рынка электромобилей в России может оказаться временным

Фото © «Московская газета»

08.12.2025 в 15:33:00
83

В ноябре 2025 года россияне приобрели 1602 новых электромобиля, что на 57% превышает показатель за тот же месяц прошлого года. Лидерами топа брендов оказались отечественные Амберавто и Evolute, а также китайские марки Zeekr, Xiaomi и BYD

Примерно такие же цифры продаж новых электромобилей были зафиксированы и в октябре – 1614 машин, что на 20% больше октября 2024-го. Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в качестве одного из факторов, поспособствовавших такому росту, назвал начало производства в Калининграде сравнительно недорогого седана Амберавто А5, который и стал лидером рынка. По словам директора по коммуникациям ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Анны Уткиной, при достаточно больших габаритах и современном оснащении эта модель сохранила привлекательную стоимость, чему помогает отечественная сборка, упрощающая логистику, а также субсидирование от государства и льготные условия кредитования.

Ещё одним, возможно, важнейшим фактором стало то, что покупатели российских электрокаров избавлены от необходимости платить утильсбор. Именно с резким повышением ставок утилизационного сбора, вероятно, связан последний всплеск спроса на электромобили в России. Ведь в целом за 11 месяцев 2025 года их продажи снизились на 31% — до 11200 единиц, и на этом фоне последние два месяца выглядят ярким исключением. Целиков напомнил, что повышенный утильсбор, вступающий в силу с 1 декабря, распространяется на автомобили, которые ввозятся физлицами из-за рубежа, если мощность их двигателя выше определённого порога. Для бензиновых авто этот лимит составляет 160 л.с., а вот для электромобилей и последовательных гибридов – 80 л.с., что фактически отсекает от льготных ставок абсолютное большинство зарубежных моделей. Поэтому все, кто в принципе планировал такую покупку, поспешили приобрести электромобили до введения новой ставки. Аналогичный эффект наблюдался и на рынке автомобилей с ДВС, а значит результаты последних месяцев вряд ли можно трактовать, как устойчивый рост спроса на экологически чистый транспорт в России.

Динамика рынка также кратно отстаёт от целевых показателей, заложенных в концепции развития электротранспорта, которая была разработана Минпромторгом и Минэкономразвития в 2021 году и действует до 2030 года. Согласно этому плану, в текущем году российский автопром должен был выпустить 44 тыс. электромобилей, однако на практике за январь-ноябрь удалось реализовать лишь около 4 тыс. единиц. Правда, с прошлого года выросла доля российских моделей в общем объёме проданных электрокаров – с 20% до 33%, однако в абсолютных цифрах производство и продажи по-прежнему остаются низкими. В Минпромторге пояснили, что отставание от показателей концепции в 10 раз связано с международными санкциями, наложенными на Россию, и высокими ставками по кредитам. Этих проблем на момент принятия концепции ещё не существовало. Впрочем, высокая стоимость автокредитов во многом нивелируется госсубсидиями, предоставляемыми на покупку отечественных электромобилей. Они могут составлять до 925 тыс. рублей или не более 35% стоимости машины. Кроме того, для владельцев отечественных электромобилей во многих регионах предусмотрены такие льготы, как нулевой транспортный налог, бесплатная парковка и безвозмездный проезд по платным трассам. По идее, это также должно стимулировать спрос на «зелёный» транспорт.

По мнению главного редактора журнала «За рулём» Максима Кадакова, рынок электромобилей в России в ближайшие годы всё-таки будет расти, но гораздо менее высокими темпами, чем прописано в правительственной концепции. Автоэксперт заявил, что планы выглядели сильно завышенными даже без учёта тех неблагоприятных условий, которые сложились в последние годы. Многие автолюбители действительно интересуются электрокарами. Но между заинтересованностью и покупкой есть большая разница, особенно если учесть, что бензиновый автомобиль в среднем на 30-40% дешевле аналогичного по размерам и оснащению электромобиля. 

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин и вовсе считает, что полностью электрические авто не подходят для российских географических и климатических условий, а попытка развития этого рынка – лишь дань моде, которая скоро может уйти в прошлое. Эксперт сослался на международный опыт, и в последнее время в ряде стран действительно наблюдается спад интереса к чистым электрокарам. Так, в Евросоюзе по итогам 2024 года впервые произошло снижение доли электрокаров в общем объёме новых автомобилей. 

Однако многие проблемы, связанные с электромобилями, решаются с помощью гибридных силовых установок. Такие машины наносят значительно меньший ущерб окружающей среде, чем с ДВС, и при этом менее зависимы от зарядных станций, а также лучше переносят холодный климат, поскольку у аккумулятора всегда есть страховка в виде бензинового мотора. И если в статистике учитывать также гибриды, перспективы экологичного транспорта в России становятся куда более позитивными. Сергей Целиков опубликовал прогноз, согласно которому к началу 2026 года в России будут зарегистрированы 175 тыс. электромобилей и гибридов против 117 тыс. в начале текущего года. И основной прирост обеспечат именно подзаряжаемые гибриды, дающие своему владельцу выбор – использовать помощь ДВС или передвигаться исключительно на электротяге с последующей зарядкой аккумулятора.

Аналитики компании Sitronics Electro считают, что к 2030 году в России будут эксплуатироваться до 1 млн электромобилей и гибридов. Правда, этот прогноз может реализоваться лишь в том случае, если господдержка этого рынка не только сохранится, но и расширится, а число зарядных станций вырастет с нынешних 6,5 тыс. до 15 тыс. 

Что касается полностью электрических автомобилей, их положение на российском рынке наверняка останется непростым. Показательной является стагнация вторичного рынка электромобилей. Владельцы, купившие новую машину 3-4 года назад, зачастую не могут перепродать её без радикального снижения цены. Помимо таких перечисленных выше проблем, как недостаточно развитая инфраструктура для зарядки и холодный климат, снижающий пробег электромобилей, свою роль играет рост цен на электроэнергию. Зачастую стоимость кВт/ч на зарядных станциях превышает 20 рублей, и разница с ценой бензина становится не столь очевидной. Вкупе с дорогостоящим техобслуживанием и высокими, в сравнении с традиционными автомобилями, ставками страховки это фактически обнуляет те преимущества, ради которых многие готовы были покупать электромобиль. В будущем технический прогресс самих электромобилей и развитие инфраструктуры поможет решить многие из этих проблем, но переход к экологически чистому транспорту, вероятно, окажется значительно более долгим, чем ожидалось, и точно не произойдёт в ближайшие годы.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
электромобиль, автомобиль, климат, утильсбор
Поделиться
Похожие новости