Новость общества

Ржавчина или небезопасный ремонт «рвут» газопроводы?

Ржавчина или небезопасный ремонт «рвут» газопроводы?

Фото: Егор Алеев / ТАСС

14.02.2023 в 21:10:00
4007

По мнению собеседников «Московской газеты», российская газотранспортная система при всех её проблемах весьма надёжна. Как отметил нефтегазовый эксперт Александр Хуршудов, главных причин для аварий на газопроводах всего две: одна – в коррозии труб, другая – в особенностях их текущего ремонта

На днях возгорания газопровода произошли в Ярославской и Вологодской областях. В 2022 году аварии происходили на газопроводах в самых разных регионах страны. Еще в 2011 году СМИ писали, что износ магистрального трубопровода в России уже на то время мог доходить до 50%.

Какова ситуация сегодня — выяснила «Московская газета».

Действующая газотранспортная система в России, совокупная протяжённость которой превышает 170 тыс. км, включает как участки, введённые в эксплуатацию еще в советское время, так и новые участки, рассказала «Московской газете» гендиректор аналитического агентства «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.

«В «Газпроме» используется современная система планирования капитальных ремонтов, а также контроля за техническим состоянием объектов. Кроме того, там действует комплексная программа перевооружения и реконструкции систем управления технологическими процессами. Такая программа предусматривает замену устаревших участков газопроводов. Диспетчерской службой осуществляется постоянный мониторинг состояния объектов газотранспортной инфраструктуры. Причины возгораний на различных участках газопроводов могут быть определены комиссией по факту проверки с участием технических специалистов различного профиля», — сообщила гендиректор «НААНС-МЕДИА».

Больше всего ещё с советских времён изнашиваются не трубы, а газоперекачивающие агрегаты – компрессорные станции, рассказал «Московской газете» экономист, нефтегазовый эксперт Сергей Хестанов.

«Технически они представляют собой такие… большие реактивные двигатели, – объясняет эксперт. – С советских времён на первых крупных магистральных газопроводах стояли импортные, «роллс-ройсовские» компрессорные станции. Потом отношения с Западом ухудшились, и поставки запчастей для необходимого обслуживания станций сократились. Тогда были созданы отечественные агрегаты: отработавший своё авиационный двигатель советского производства проходил восстановительный ремонт и монтировался на компрессорную станцию. Так что все основные проблемы на газопроводе возникают именно с перекачивающими агрегатами. Их не слишком много, они обычно расположены на расстоянии 100-200 км друг от друга. Их всегда старались размещать в таком месте, где было бы, где жить обслуживающему персоналу. На самих газовых трубах тоже изредка возникали разрывы. Они легко определялись автоматикой, подача газа перекрывалась, и опытная ремонтная бригада за 1-3 суток восстанавливала работу участка газопровода. Плюс, все магистральные трубопроводы обычно выполнялись не в одну, а в две «нитки». А во многих местах, и в четыре «нитки». А рядом с перекачивающими агрегатами зачастую установлены резервные агрегаты».

Какова ситуация в настоящее время?

«В наше время всё обстоит примерно так же. Что с того, что износ магистральных трубопроводов доходит до 50%? Это говорит лишь о том, что аварии будут немного чаще. Понятно, что инфраструктура старая. Надо планировать затраты на её ремонт. В частности, нужно иметь грамотных специалистов по ремонту газопровода – грубо говоря, заложить в бюджете не 5, а 6 квалифицированных сварщиков и платить им хорошие зарплаты. На устойчивость газопроводной системы происходящие аварии не влияют», – сказал Сергей Хестанов.

Аварийность газотранспортной системы РФ очень низкая, сообщил «Московской газете» нефтегазовый эксперт Александр Хуршудов.

«При протяженности газопроводов 172 тыс. км, ежегодное число аварий не превышает двух десятков. Главные причины аварий две: грунтовая коррозия и нарушение безопасности при ремонтных работах», – отметил эксперт.

По его словам, от подземной коррозии газопроводы защищены электрохимической защитой, благодаря чему они служат до 50 лет и более.

«Есть, однако, особо опасные участки, например, пересечения с электрофицированными путями, где нужен особый контроль. Характерно, что коррозионные повреждения обычно обнаруживаются вдали от населенных пунктов. Все газопроводы регулярно проходят обследования, при обнаружении серьезных повреждений они выводятся из эксплуатации для капитального ремонта», – рассказал собеседник издания.

Текущие ремонты магистральных газопроводов опасны тем, что обычно выполняются без сброса давления, на работающей трубе, заметил эксперт.

«В случае негерметичности, утечки газа, опасность взрыва имеется, и, при нарушении техники безопасности аварии случаются. Но это никак не связано с длительностью работы газопровода», – заключил Александр Хуршудов.

Похоже, газовая инфраструктура в РФ действительно обеспечена солидным запасом прочности.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
газопровод, ремонт, авария
Поделиться
Похожие новости