Новость общества

«Старуха-процентщица как прогнившая система»: психолог Ивановский об архетипах героев самого известного романа Достоевского

«Старуха-процентщица как прогнившая система»: психолог Ивановский об архетипах героев самого известного романа Достоевского

Фото © «Московская газета»

30.11.2021 в 14:49:00
3960

Социально-психологический роман Достоевского «Преступление и наказание» впервые был опубликован в 1866 году, но поднятые в нем проблемы актуальны до сих пор. Что хотел сказать или показать писатель поступками героев своего романа, а также об их образах «Московской газете» рассказал клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский

— Валерий Валерьевич, как справедливо отметил булгаковский кот Бегемот, Достоевский бессмертен. Почему его произведение «Преступление и наказание» так современно?

— Совершая свое развитие по спирали, Россия по многим параметрам вновь подошла к периоду 60-х годов XIX века. И тогда, и сейчас в обществе созрели запросы на изменение парадигмы существования российского государства, как никогда остро стоит вопрос, кто мы и куда идем. Достоевский как писатель и гений чувствовал свое время острее, чем другие. Поэтому преступление, убийство, нравственные метания главного героя книги «Преступление и наказание» составляют самый поверхностный слой произведения. Его ядро скрыто гораздо глубже. Главные герои романа, конечно, архетипичны.

— Что знаменует собой убитая Алена Ивановна?

— Старуха-процентщица олицетворяет трухлявую, прогнившую, отвратительную систему, которая выжимает из человека саму жизнь: его соки, энергию, деньги. Таким как Родион Раскольников, то есть новому поколению, подобное не давало простора для действий и мысли. Недаром Достоевский вводит символ часов, которые закладывает Алене Ивановне Раскольников. То есть отжившая свое старуха пожирает время молодых.

— Каков архетип Родиона Раскольникова?

— Его фамилия – от слова «раскол»: общества, парадоксальный, мировозренческий. История России поделилась на старое и новое. Родион – не просто студент и мечущийся юноша, который пытается найти себя в этой жизни. Он олицетворяет собой весь нарождающийся класс людей, который пытается жить в другой парадигме и понимает, что существуют иные государственные уклады. И поэтому его «тварь я дрожащая или право имею?» рассматривается не просто в том, может ли он отнять жизнь у человека. Ведь если мы соотносим процентщицу с государственным строем, то дерзновение Раскольникова гораздо страшнее – он покушается на основы существующего режима, пытается его расшатать, изменить, уничтожить.

В этой связи также архетипичен следователь Порфирий Петрович: он отражает всю карательную систему, стоящую на страже старухи. Да, определенное настроение в народе в 60-е годы позапрошлого века уже бродило, но для революции было еще рано. Поэтому попытка Раскольникова и терпит крах: он был предтечей, первым революционером, тем, кто проторил дорогу остальным. И мы знаем, чем это закончилось позже, в 1917 году.

— Почему именно Соня Мармеладова несет в себе божественное начало, способное оживлять других людей?

— С одной стороны, Софья представляет собой буквально изнасилованное общество. В этом плане она является прямым дополнением Родиона, но если Раскольников – пассионарная часть общества, то Соня – пример традиционной русской способности перенести любые лишения. С другой стороны, Софья олицетворяет собой любовь, которая является смыслом жизни человека и фундаментом, строящим социальные отношения. Ведь социум отличается от биологии тем, что человек готов забыть свои потребности ради другого, и в таких отношениях растут и обретают счастье оба. Поэтому Сонечка Мармеладова – краеугольный камень произведения и определяющий весь роман герой. Она знаменует собой общество и показывает, что несмотря на все переходящие грань понимания невзгоды, которые сваливаются на Россию, наша страна способна перенести их без репутационных потерь для себя, обновиться и дать новую надежду, новую жизнь.

Ранее Валерий Ивановский объяснил, как справиться со страхом перед будущим.

Автор: Евгения Попова
ТеГИ
Валерий Ивановский, Достоевский, преступление и наказание, разбор
Поделиться
Похожие новости