Стоит ли нагружать ребенка дополнительным занятиям в летние каникулы
Некоторые родители воспринимают летние каникулы как период бесполезного отдыха, как время вредной праздности и стремятся наполнить его какими-то правильными, с их точки зрения, занятиями. Например, на лето могут назначать каких-то репетиторов или водить ребёнка в различные кружки, предполагая, что это необходимо для гармоничного развития ребёнка. «Московская газета» поинтересовалась у клинического психолога, основателя академии «ТРИЭТТА» Валерия Ивановского, можно ли назвать правильным такое отношение к каникулам и стоит ли стремиться привлечь ребёнка к какому-то дополнительному труду, оставляя меньше времени для отдыха на природе, прогулок и игр со сверстниками
«Что касается каникул и их содержательного наполнения, необходимо обратить внимание на то, что наиболее продуктивный режим деятельности связан с пропорциональным гармоничным чередованием труда и отдыха. Предполагается, что, если мы говорим о гармонии, периоды труда и периоды отдыха должны быть соотносимы и должны повторяться. То есть, мы наблюдаем какую-то синусоиду, которую можно описать математически. Здесь мы вплотную подходим к циркадным и прочим ритмам. Мы видим, что человек часть суток занимается деятельностью, часть суток он спит. Не буду здесь приводить какие-то точные цифры, но это соотношение составляет примерно четверть суток для отдыха, три четверти – для деятельности. Мы также можем говорить о смене сезонности. У нас есть четыре сезона. То есть, куда бы мы ни посмотрели, в физическом мире, который нас окружает, существует определенная ритмичность. Причём во всех культурных, психологических процессах тоже есть определенная ритмичность и определенная гармония, соотношение частей. И в случае с каникулами тоже необходима определенная гармония в смене этих тактов деятельности и отдыха. И получается, что сами по себе летние каникулы из этой гармонии выпадают, потому что в отличие от всех остальных периодов отдыха, они являются самыми продолжительными. И мы видим, что, возвращаясь с летних каникул, дети, как правило, дезориентированы, они мало мотивированы на дальнейшую учебу. То есть им необходим достаточно долгий период вхождения в учебный процесс», — говорит Валерий Ивановский. —
С другой стороны, по словам психолога, мы видим, что летние каникулы являются настолько неотъемлемой частью нашей жизни для детей и взрослых, что они воспринимаются некой константой, и никто никогда даже не задавался вопросом, почему летние каникулы длятся именно столько, и почему они всегда нужны.
«Но традиционное мышление увязывает это как раз с наступлением определенного сезона, с тем, что ребенок перед этим достаточно интенсивно занимался, ему необходим продолжительный отдых. И всё это связывается именно с научным подходом к процессу обучения. Но исторически летние каникулы мотивированы совершенно другими причинами. И две самые распространённые из них состоят в том, что совершенно недавно большинство стран, так же, как и Россия, были по своему экономическому укладу странами аграрными, и на летние месяцы, начало осени, приходилась самая интенсивная работа по обработке полей и сборке урожая. Именно поэтому в семьях необходимы были все свободные рабочие руки, и дети наравне со взрослыми участвовали в сборе урожая и других сельхозработах. Поэтому достаточно часто родители или ассоциации, их представляющие, выходили с просьбами к руководствам школ, чтобы их детей отпускали на период этих работ. Поэтому летние каникулы и образовались. То есть они были нужны не для отдыха, а для того, чтобы дети могли физически работать на полях, убирать урожай. С другой стороны, во многих жарких странах летние каникулы связаны с тем, что на этот период приходится достаточно большая солнечная активность, высокие температуры, что требует больших энергетических и прочих усилий для поддержания комфортного микроклимата в школах. Для того, чтобы эти избыточные расходы не нести, а также обезопасить детей от возможного теплового воздействия, их отправляют на каникулы. С этой точки зрения такие большие летние каникулы не обусловлены вопросами обучения и лучшего усваивания материала, они обусловлены другими причинами, с обучением не связанными», — объяснил психолог.
Специалист предположил, что, возможно, более логичным было бы перенести часть летнего времени отдыха на каникулы, проходящие в другие сезоны, в частности, на зимние, весенние и осенние, чтобы сделать распределение периодов труда и отдыха более равномерным.
«Что касается наполненности летних каникул какими-то активностями, тут есть несколько подходов. Первый связан с тем, что психологически ребенок настраивает себя на то, что теперь у него есть время, которое он считает своим, то есть лето — это традиционное время путешествий, рыбалок, игр во дворах, встреч со сверстниками и так далее. Когда на эту психологическую настроенность ребенка накладывается то, от чего он пытается уйти, возникает внутренний конфликт, в результате которого ребенок не мотивирован к тому, чтобы на этих курсах или в кружках психологически вовлекаться в эту деятельность, в эти дополнительные задания. Соответственно, коэффициент полезного действия будет минимальным, в то время как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные негативные последствия могут быть достаточно серьезными. Но в краткосрочной перспективе мы получаем некие конфликтные ситуации с родителями, когда они вынуждены директивно заставлять ребенка летом посещать какие-то дополнительные занятия. А ребёнок и так переживает достаточно непростой период становления, когда происходит развитие высших психологических функций и изменения его организма, рост и созревание различного рода физиологических систем, рост его как личности, познание себя, окружающего мира. И эти процессы сами по себе болезненны. Мы можем вспомнить свои детские и юношеские переживания, и когда к этому добавляется еще раздражение от того, что он вынужден заниматься под давлением чем-то, чем ему заниматься не хочется, это в общем снижает и его эмоциональный тонус, и может разбалансировать морально-психологическое состояние», — говорит Валерий Ивановский.
В долгосрочной перспективе мы формируем негативное отношение к познанию и к познавательной деятельности в целом, потому что у ребенка при усвоении курса обучения возникает стойкая негативная реакция, которая идет из детства. Поэтому стоит предупредить родителей о том, что они должны достаточно осторожно, сдержанно и выверено относиться к таким дополнительным занятиям, отмечает психолог.
По словам Валерия Ивановского, существует много исследований, из которых можно сделать вывод, что уровень интеллектуального развития детей, которые посещают много дополнительных занятий, и тех, кто гармонично сочетает обучение со временем отдыха и личных активностей, фактически не отличается.
«Но это только одна часть проблемы, потому что ситуация гораздо сложнее. Залог гармоничной развитой личности — это активность ребенка, его любопытство, его познавательные способности и желания именно в юном возрасте. Недаром мы говорим, что существует так называемый сенситивный период, то есть период наиболее острого восприятия, готовности всех физиологических и психологических систем воспринимать информацию, интегрировать ее, делать ее руководящими программами в своей внутренней и внешней жизни. И всё это, начиная с учения прямохождению, усвоения языка, усвоения наук приходится именно на первый период жизни, от нуля до 7-11 лет. Именно поэтому мы вспоминаем феномен так называемых Маугли, когда ребенок до 5-7 лет, если он не был в человеческом обществе, не научился говорить, не научился человеческой культуре, уже никогда не сможет стать человеком, он будет до конца жизни тем животным в обличии человека, которого приняли в стаю и выходили какие-то животные. Поэтому во всём опять же необходима гармония. Если ребенок демонстрирует, что у него есть внутренний резерв энергии, что у него есть желание чем-то дополнительно заниматься, помимо программы, конечно надо идти навстречу таким желаниям и давать возможность ребенку познавать что-то новое, заниматься тем, чем ему нужно. Но если такого желания нет, поверьте, что современные программы образования составлены таким образом, что дают ребенку необходимое количество всей информации, всех активностей интеллектуальных и физических для того, чтобы получить гармоничную развитую личность. Поэтому гораздо продуктивнее сосредоточиться на школьных предметах, заданиях, и выполнять их более результативно. В этом будет гораздо больше практического смысла и морального удовлетворения, чем, например, от попыток решить какие-то вопросы образования ребенка, его воспитания с помощью создания каких-то дополнительных кружков и занятий», — констатирует основатель академии «ТРИЭТТА».
Психолог отметил, что практику формирование школьных списков литературы, который учащиеся должны прочитать за лето, можно признать правильной.
«Дело в том, что, как это не выспорено и парадоксально звучит, вся наша жизнь, всё наше поведение, все наши поступки, все наши морально-нравственные выборы завязаны на «слово», происходят из слова, определяются словом. Мы постигаем мир при помощи себя, при помощи слова, мы формируем свое поведение и поведение других при помощи слова. А в этом плане художественные произведения, литература, это некие сгустки житейского опыта, которые помимо какой-то коммуникации событий, как правило, несут через печать автора спрессованный, концентрированный морально-нравственный опыт и пытаются решить какие-то аспекты, дилеммы в соотношении добра и зла, выбора человека и ответственности за этот выбор. Всё это передаётся через литературу, как раз через слово, заложенное в литературе смыслы, за которые берутся корифеи, литераторы, писатели. Недаром мы испытываем к ним такой пиетет, почет и уважение, потому что в хорошем писателе воедино сливается и страдалец, и мудрый учитель, и психолог, и физиолог, и гуру, и преступник, и палач, и судья, и святой, и грешник. И в этом плане литература — это неоценимое средство для правильной жизни. Недаром и интеллектуальное образование, и просто общую развитость человека мы определяем через оценку уровня начитанности. И сам процесс образования физически построен на том, что мы, используя учебники, читаем, постигаем опыт, мудрость, информацию, которую до нас доносят те, кто ушел в этом направлении достаточно далеко», — рассказал эксперт.
Валерий Ивановский обратил внимание и на то, что три месяца каникул – это беспрецедентно большой срок отдыха, которого во взрослой жизни у человека, скорее всего, уже не будет.
«Такой достаточно протяженный период летних каникул ломает гармонию. Это ещё один проблемный аспект, связанный с дальнейшей жизнью. Ведь достаточно часто дети стремятся на летние каникулы, на каникулы вообще как к некому средству избавления от не очень увлекательной учебы. И вот это формирующая в детстве направленность на такой эскейпизм, то есть на избегание труда и деятельности в пользу желанного отдыха формирует потом не очень правильное отношение к труду и к деятельности. Посмотрите, ведь культ пятницы, например, или культ отпусков, это же то, что идет из этих детских каникул, когда дети скорее пытаются поменять класс с его знаниями, с его возможностями, которые он дает, просто на отдых, т.е. на уход от трудов, от деятельности, от развития, в конце концов. Поэтому в каникулах содержатся в том числе и будущие морально-этические и эстетические предпочтения человека. Когда для него самодовлеющее значение приобретает не результативность его труда, под которой мы понимаем и достижения, которые дает труд человеку, в виде развития, карьеры, каких-то перспектив, и то, насколько труд, который выполняет человек, двигает вперед общество, делает счастливыми других людей, осуществляет желания, удовлетворяет их потребности. У нас достаточно часто делается акцент на то, что труд — это, как правило, совершенно случайно приобретенное, не самая главная, досадная необходимость жизни, которая отнимает много времени, но мы меняем это время на деньги, которые дают нам возможность быть собой, удовлетворять наши потребности. И в этом плане мы скорее пытаемся избавиться от труда для того, чтобы как следует отдохнуть, хотим скорее дожить до пятницы или даже до отпуска. Мы мыслями в начале трудовой деятельности находимся в местах этого отпуска, планируем какие-то маршруты, откладываем деньги и так далее. Получается, как в известной дилемме, мы не едим, чтобы жить, а живем, чтобы есть. Так и здесь мы отдыхаем не для того, чтобы трудиться, а трудимся, чтобы отдыхать. И в том числе такое восприятие формируется через детское восприятие учёбы, как чего-то необходимого, но не вызывающего ни интереса, ни желания, раздражающего занятия, в угоду летним и прочим отдыхам, когда мы можем побыть самим собой. А смысл заключается в том, что и учеба, которая является подготовкой к труду и к жизни, которая формирует человека, и последующая его деятельность — это и есть человек, это и есть его жизнь. А всё остальное сиюминутно и условно. Как в известной пословице «Делу время, потехе – час», — заключил Валерий Ивановский.
-
«Московская газета» изучила вопрос, с кем родители могут оставить своих детей, чтобы спокойно сходить в кино...23.01.2020 в 11:19:0014348
-
Падение из окна является одной из основных причин детского травматизма и смертности20.04.2019 в 14:31:004580
-
«Московская газета» продолжает публикацию серии статей француза Николя Доло «Москва глазами парижанина...01.10.2018 в 14:03:005347
-
В российской столице частным детсадам отдают предпочтение больше родителей, чем в других регионах.04.06.2018 в 15:48:006248
-
По словам уполномоченного по правам ребенка количество таких случаев возросло.12.08.2017 в 16:27:003834
-
Как сообщили в пресс-службе Следственного комитета РФ, с декабря 2013 по май 2016 года в социальной сети «ВКо...15.11.2016 в 16:31:004291