Новость общества

В Госдуме предложили переселение соотечественников поставить на паузу

В Госдуме предложили переселение соотечественников поставить на паузу

коллаж «Московской газеты»

14.02.2022 в 17:36:00
5807

По мнению депутата Госдумы Сергея Миронова, соответствующая программа превратилась в торговлю паспортами

Глава думской фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов предложил приостановить действие программы по содействию добровольному переселению соотечественников в Россию до момента, когда будет наведён порядок в миграционной политике нашей страны.

С таким заявлением политик выступил в своём Telegram-канале. Политик назвал правильными действия калужского губернатора Владислава Шапши, который ранее объявил о выходе своего региона из этой федеральной программы.

Напомним, глава региона обнаружил, что некоторые участники этой программы, которая позволяет получить российское гражданство в упрощённом порядке, не владеют русским языком, хотя и получили соответствующий сертификат о знании русского. Губернатор приостановил участие Калужской области в программе и запретил мигрантам работать в целом ряде сфер. Поступить таким же образом призвал и Миронов.

«Идея переселения соотечественников здравая. Но на практике она превратилась в торговлю паспортами и другими документами, которые дают право на проживание и работу в России. Ясно, что без масштабной проверки, в том числе антикоррупционной тут не обойтись», — написал глава фракции.

Депутат напомнил, что СРЗП неоднократно предлагала ввести визовый режим с государствами Центральной Азии для контроля за миграционными потоками и содействовать внутренней миграции, привлечению населения в регионы, где требуются дополнительные трудовые ресурсы.

О том, что сфера регулирования миграции является областью высоких коррупциогенных рисков, эксперты говорят не первый год. Ещё в 2016 году проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики НИУ ВШЭ выпускала комплексное исследование коррупции в госорганах, занимающихся вопросами миграции. ФМС прекратила своё существование, а её функции были переданы МВД, но проблемы, по мнению специалистов, остались прежними. Эти проблемы, как отмечали авторы доклада, носят системный характер и частично проистекают из норм законодательства, предоставляющих чрезмерно широкие полномочия ответственным лицам и возможность для произвольного толкования закона, а также недостаточно охраняющих права иностранных граждан, въезжающих в РФ с целью работы или дальнейшего получения права на постоянное жительство в РФ.

Прозрачность деятельности миграционных органов также оставляет желать лучшего. Из-за этого зарубежные гости вынуждены регулярно сталкиваться с нарушением своих прав, а миграционные потоки во многом оказываются в теневой сфере и не поддаются полноценному учёту. От неэффективности системы в целом страдает и конкретная федеральная программа по переселению соотечественников. Критика в её адрес звучит тоже достаточно давно. Ещё в 2019 году, ссылаясь на данные госстатистики, «Коммерсант» подвёл неутешительные промежуточные итоги её реализации. Программа на тот момент действовала уже 13 лет, но по ней на историческую родину вернулись лишь 800 тысяч человек, хотя общее количество соотечественников за рубежом по разным оценкам может достигать 55 миллионов.

Депутат Госдумы от «Единой России» Константин Затулин, назначенный в 2019-м уполномоченным по правам мигрантов при нижней палате парламента, объяснял, что участникам этой программы крайне сложно пройти через все бюрократические формальности, а региональные власти, на которые возложена ответственность за принятие переселенцев, банально саботируют эту инициативу. В субъектах РФ готовы принимать соотечественников из-за рубежа не по факту желания самих людей и их соответствия всем критериям, а по потребностям рынка труда конкретного региона, тем самым подменяя смысл всей программы.

«Даже то, что деньги им рано или поздно вернут, не вызывает у региональных властей желания принимать у себя переселенцев. Напротив, они всячески стараются выскользнуть из программы. Например, Бурятия в 2018 году вернула в бюджет неизрасходованных 87 миллионов рублей, которые были ей выделены на обустройство переселенцев. Просто не захотела их принимать. А все потому, что нынешняя ситуация в сфере миграционной политики России далека от совершенства — излишние перестраховки, драконовские нормы, всякого рода «узкие места» в законах, создающие среду для коррупции...

Ведь не секрет, например, что очередь в Центральный миграционный центр в Сахарово в Новой Москве продается! Некоторые тратят годы на то, чтобы получить или сдать какую-либо бумажку, ждут месяцами уже проштампованного разрешения или справки», — констатировал Затулин.

С годами ситуация мало поменялась к лучшему, а сейчас ко всем прочим бедам добавилась и пандемия с её периодическими ограничениями, перерывами в работе госведомств и т.д.

Затулин приводил пример с беженцами из Украины, покинувшими страну в ходе вооружённого конфликта. Многие из них, несмотря на безупречное владение русским языком и желание связать свою дальнейшую судьбу с Россией, так и не смогли легализоваться ни через пресловутую федеральную программу, ни как-либо ещё. Одним словом, те, кого изначально хотели привлечь в Россию, реально воспользоваться «щедрым приглашением» могут далеко не всегда.

Но недавнее резкое решение губернатора Калужской области обострило и другую часть проблемы — программой могут воспользоваться те, для кого она, как раз, изначально не предназначалась. Областное правительство обнародовало статистику, согласно которой в последние годы свыше 80% тех, кто переехал в регион по программе переселения соотечественников, составили уроженцы стран Центральной Азии и стран Закавказья. Никто не призывает не допускать в Россию людей по национальному признаку, но сложно отрицать, что гражданин, допустим, Узбекистана, приехавший в РФ на заработки, плохо знающий русский язык и не планирующий полноценно интегрироваться в российское общество, вряд ли имеет право получать гражданство по упрощённой схеме, созданной для иной категории переселенцев. Однако в среде мигрантов решение господина Шапши всё же вызвала острую критику. Глава Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов назвал подобные меры зарабатыванием политических очков и игрой на националистических чувствах коренного населения.

Как представляется, появление таких полярных мнений связано с общей противоречивостью миграционной политики и тем, что строгость требований к иностранцам компенсируется необязательностью их исполнения, разумеется, по договорённости с нечистоплотными должностными лицами. Сначала проблемы бесконтрольной или неправильно учтённой миграции скрыто накапливаются, а потом вдруг выясняется, что некоторые «соотечественники» незнакомы с русским языком и неизвестно откуда взяли свои разрешительные документы.

Необходимость реформ в миграционной сфере подтвердили и на федеральном уровне, для чего президент РФ создал специальную межведомственную комиссию, которую возглавил зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. На первом же заседании Медведев раскритиковал работу местных органов власти, которые, по словам чиновника, не знают, что происходит в диаспорах и не поддерживают связей с мигрантской средой, из-за чего и не удаётся формировать адекватную политику в этой области. Но пока очередная координационная структура только начинает свою деятельность, государство, очевидно, ещё не определилось со своим дальнейшим курсом. Пока глава СК Александр Бастрыкин и Дмитрий Медведев призывают ужесточить контроль за миграцией, власти проводят миграционные амнистии для граждан стран Центральной Азии, вновь разрешая въезд в РФ административно выдворенным лицам.

«Нет адресного подхода в управлении миграционными потоками, отсутствуют реальные меры по интеграции приезжих, растут как криминализация мигрантов, так и ответная мигрантофобия», — заметил член СПЧ Александр Брод, добавив, что в ряде сфер экономики иностранные рабочие руки действительно нужны.

На фоне такой неопределённости во всей миграционной политике приостановка госпрограммы по переселению соотечественников на своеобразную ревизию стала бы разумной мерой. Однако власти на неё вряд ли пойдут, ведь программе идёт пятнадцатый год, а её даже временная заморозка ясно показала бы фиаско многолетних усилий государства по привлечению соотечественников.

К тому же, как видно, вопросов к миграционной политике накопилось столько, что навести порядок в одной отдельно взятой федеральной программе вряд ли удастся без перезагрузки всей системы контроля за миграцией. Визовый режим со странами Центральной Азии также мог бы помочь упорядочить ситуацию, но на это тоже сейчас никто не пойдёт, ведь Таджикистан с Кыргызстаном — ближайшие политические союзники РФ, и с точки зрения геополитических интересов не стоит оскорблять их своим недоверием и отгораживаться от их граждан дополнительными барьерами. Таким образом, слишком много условий и рисков, чтобы в данных условиях федеральные власти решились на кардинальные и комплексные изменения. Видимо, им придётся и дальше балансировать, то вливая в экономику новую порцию трудовых ресурсов, то на время притормаживая миграционные потоки с помощью административных мер. И лишь делом времени остаётся момент, когда очередной регион вынужден будет «хлопнуть дверью», не в силах далее колебаться вместе с причудливой линией миграционной госполитики.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
госдума, переселение, миронов, паспорта
Поделиться
Похожие новости