Новость общества

В Госдуме рассказали о планах снизить плату за очное обучение в период пандемии

В Госдуме рассказали о планах снизить плату за очное обучение в период пандемии

Фото © «Московская газета»/Жанна Гавшина

01.12.2020 в 12:02:00
1833

При зарплате ректора в 40 млн рублей, вузы могли бы найти средства для компенсации потерь от дистанционного обучения, считают в ЛДПР

В Госдуме рассматривается законопроект о внесении изменений в статью 54 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Документ предполагает перерасчет стоимости обучения в вузах для очников, которых из-за пандемии перевели на дистанционное обучение. 

«Очевидно, что качество образования с дистанционными методами обучения сильно упало. Таким образом, фактическая вовлеченность обучающихся в процесс обучения снизилась в разы и не позволила передать обучающимся знания и навыки в полноценном виде, как и проверить усвоение этих знаний», — говорится в пояснительной записке к документу.

Как рассказал «Московской газете» один из авторов законопроекта, зампред думского комитета по образованию и науке, член фракции ЛДПР Максим Зайцев, если в силу объективных причин качество образования снижается, то, соответственно, должна снижаться и плата за такое дистанционное обучение. 

«Наше предложение связано с тем, что качество знаний, которые получают студенты, находясь на дистанционном режиме обучения, гораздо ниже тех, которые они могли бы получать при очной форме. Кроме того, это сейчас международная практика, когда во многих странах вузы самостоятельно начали делать перерасчет при вынужденной дистанционной форме», — отметил депутат. 

Вопрос о перерасчете ранее уже поднимали как сами студенты, так и общественные организации. В то же время, как рассказал «Известиям» первый проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Карасев, при переходе на дистанционное обучение вуз сохранил объем контактной работы преподавателя со студентом. При этом нагрузка на преподавателей даже возросла. По его словам, научно-педагогическим работникам приходится больше времени тратить на подготовку к занятиям, регулярно отвечать на вопросы студентов в чатах или личных сообщениях, поступающих через различные каналы коммуникации. 

«Можно понять и представителей высших учебных заведений, — продолжает Зайцев. — Особенно тех, которые отвечают за финансовую составляющую вузов. Да и нагрузка на преподавателей действительно увеличилась, но в то же время роль других структур, которые выполняют в университетах поддерживающую функцию, сейчас гораздо ниже. И в первую очередь все же нужно отталкиваться от интересов студентов, а никто сейчас из специалистов не может подтвердить, что знания, получаемые ими при дистанционной форме обучения, составляют хотя бы половину от тех, которые студенты получали при очной форме обучения».

По словам парламентария, «в России, конечно, есть вузы, где система дистанционного образования более-менее неплохо организована, но таких с десяток на всю страну (это МГУ, Высшая школа экономики ещё ряд центральных вузов). Все остальные либо вообще не могут организовать дистанционное обучение, либо просто отправляют студентам по почте уроки, что, конечно, говорит о низком качестве образования». 

«Это ситуация заставила задуматься также и о уже существующей заочной форме: почему разные форматы обучения — очное, заочное или дистанционное — должны давать разный уровень знаний, если это одно и то же высшее учебное заведение? При этом мы понимаем, что вузы сейчас сами могли оказаться в непростой экономической ситуации будучи вынужденным в условиях пандемии снижать стоимость обучения. Но если они смогут обосновать свою необходимость в дополнительной помощи, то, как мы считаем, государство обязано будет оказать им такую же поддержку, как и другим сектором экономики, которые пострадали в этот период. В то же время, при правильном подходе оптимизации можно будет изыскать средства и во внутренних резервах. Например, недавно мы обсуждали зарплаты в учебных заведениях высшего преподавательского состава и, в частности, ректоров. К примеру, некоторые ректоры получают от 7 до 40 млн рублей в год, что наводит на мысль, что финансовое обеспечение вузов лежит еще и в плоскости правильного распределения ресурсов», — считает Зайцев.

Ранее при обсуждении темы стоимости обучения в российских вузах депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфенов заявил «Московской газете», что ее вообще нужно отменить. 

«В Москве очное обучение в некоторых вузах доходит до полумиллиона рублей в год! Но получается, что человек заплатил большую сумму за очное обучение, а в итоге его переводят на «дистант» и обучают заочно. Вузы не только должны сократить стоимость обучения, но и вернуть очникам деньги в связи с «дистанционкой», — считает Денис Парфенов. — Насколько мне известно, уже есть прецеденты обращения студентов в суды с исками о возврате части полученных за обучение средств. Думаю, эта тенденция будет нарастать. Что касается платного обучения в целом, в России его вообще не должно быть».

По словам члена ЛДПР, его фракция никак не обсуждала этот вопрос с КПРФ. 

«В данном случае ЛДПР уже вносила законопроект, который касается бесплатного обучения студентов. Мы предлагаем всех студентов зачислять бесплатно на первый курс, а потом уже по итогам сессии отчислят тех, кто показывает плохие результаты успеваемости. Или переводить их на платную основу», — заключил Максим Зайцев в беседе с журналистом «Московской газеты».

Против дистанционной формы, но уже школьников, ранее выступала общественная организация «Родители Москвы». Как рассказала ее пресс-секретарь Инна Гориславцева, «непозволительно уравнивать очную и дистанционную форму обучения».

«Дистанционная форма должна обрести свой официальный статус и быть легализована. Но только как инструмент дополнительного образования детей, как инструмент реагирования местных властей и органов власти субъектов Федерации на случай, если вводятся какие-то чрезвычайные обстоятельства. Или на случай, если родители сами выбирают для своих детей подобную форму обучения, например, потому что ребенок маломобилен или находится на какой-то очень удаленной территории и не имеет возможности очно присутствовать в учебном заведении», — подчеркнула Ирина Гориславцева.

Автор: Денис Калугин
ТеГИ
вузы, плата за обучение, дистанционное обучение, законопроект, Госдума
Поделиться
Похожие новости