Новость общества

В каких ситуациях растрата и отказ от себя — необходимое условие успеха

В каких ситуациях растрата и отказ от себя — необходимое условие успеха

Фото © «Московская газета»

02.11.2023 в 14:39:00
3023

Комментируют клинический психолог Валерий Ивановский и публицист Елена Янушевская

Одним из сложных жизненных опытов можно назвать необходимость движения вперёд ценой усилий на грани возможного, серьезных изменений в жизни, а иногда и сознательных жертв ради достижения самотождественности, а значит, эмоционального благополучия. Почему это важно, и какие ресурсы получают при этом люди, рассказали эксперты-гуманитарии — клинический психолог Валерий Ивановский и поэт и публицист Елена Янушевская

Валерий Ивановский, клинический и нейропсихолог, основатель академии «ТРИЭТТА» пишет на своей странице в соцсети «ВК»: «Куда бы вы не шли, вы идете или к себе, или от себя. Как бы не были сформулированы ваши цели, если вы на пути к себе, каждый шаг и каждое действие будет сопровождаться удовлетворением, радостью, оптимизмом и предвкушением. Если наоборот, то неудовольствием, страданием и тревогой. Уважение, любовь и самореализация — это три спутника, которых вы обретете на пути к себе, они помогут познать счастье. Они же помогут узнать, что, только отказавшись от себя, вы обретете весь мир».

— Этот отказ от себя в одних ситуациях означает очищение от житейской «накипи», которую человек по инерции приучился отождествлять со своим подлинным Я. В других ситуациях — сознательную жертву собой сегодняшним, даже вполне благополучным и, казалось бы, счастливым ради себя в перспективе будущего. Кажется, это просто. На самом деле далеко не всегда. Идти вперёд человеку мешает привычка накапливать. И дело тут не только в приобретении балласта, о котором сказано выше. Любой результат, даже не объективированный материально, может быть понят как сгусток остывшей энергии, которую человек вложил в некое дело. И вот результат есть, энергии нет. Человек остаётся со своими приобретениями, но опустошенным. Избавить его от этого состояния, как ни парадоксально это звучит, может только ещё большее опустошение — обнуление.

Не от всего, разумеется, необходимо освобождаться. Речь не идёт о таких константах, как полноценная семья, связанная духовными узами, настоящие друзья или истинное призвание. Но вот заигрываться в старые игрушки — опасно. Вы отождествляете себя со своими достижениями и перестаёте меняться, развиваться, то есть исчерпывать свой потенциал. Вот в этом смысле отказываться от себя почаще не только можно, но и нужно. А иначе жизнь заходит в тупик. Открытие нового жизненного горизонта — разве это не полдела в достижении успеха, если мы подразумеваем под ним экзистенциальный триумф?

Елена Янушевская, поэт, публицист, кандидат философских наук:

— Существует много причин, в силу которых людям не всегда удается совпасть со своим внутренним камертоном. Это могут быть в том числе жёсткие внешние ограничения, которые человек не выбирает. Представления в духе магического идеализма, согласно которому, всего лишь моделируя желаемую реальность в воображении, мы «выбираем» свою жизнь утопичны. Генетическая обусловленность, бесспорно, является одним из основных факторов формирования личности. Мы не можем быть абсолютно свободны от того, как влияет на наше сознание наша собственная анатомия, младенческий опыт и глубокие психологические импринты. Вместе с тем как существо, наделённое разумом и волей, человек, безусловно, обладает способностью к саморазвитию, а значит, и возможностью корректировать свою судьбу. Эти мысли банальны, но сказанное необходимо отметить, чтобы отчётливее высветить одну удивительную закономерность, которая всегда прослеживается в положительных жизненных сюжетах.

Все знают принцип. Хочешь получить — отдай. Его, как правило, распространяют прежде всего на область человеческих отношений. Также он понимается как некая универсальная модель отношений человека с миром. Но, когда дело касается гармоничного взаимообмена с конкретным человеком, смысл этого закона представляется однозначным, не требующим уточнений. Что же тогда имеют в виду, говоря об «отдаче» миру? Конкретные поступки, этические установки, целостную жизненную стратегию, ориентированную на осознанное поддержание равновесия между «брать» и «давать»: не адресно, а насколько необходимо для гармонизации окружающей среды. Тот факт, что эта программа не осознаётся подавляющим большинством примитивных личностей как необходимость, на самом деле не придает ей выдающегося значения. Будучи условием выживания человека как вида, ее реализация должна, скорее, оцениваться как нечто само собой разумеющееся, естественное для каждого относительно благополучного жителя нашей планеты.

Закономерность, о которой я сказала выше, имеет совершенно другую природу, другой смысл, другую событийную фактуру. Нет ничего проще, чем отдавать, когда ты сам находишься в равновесии или, как сейчас принято говорить, «в ресурсе». Совсем иное дело, когда жизнь ставит человека перед необходимостью чем-то жертвовать. И вот тут возникает одно важное обстоятельство. Определенный баланс «утрат» и «обретений» человек должен поддерживать и по отношению к самому себе.

Проиллюстрировать это обобщение можно самыми разными примерами. И библейским Иовом, заслужившим награду смирением перед выпавшими ему испытаниями, и банальным примером походов в спортзал, когда дискомфорт, усталость и мышечная боль становятся естественной платой за выносливость и улучшение физической формы.

Разница в этих случаях, Иова и спортсмена, в то же время разительна. Иов не выбирает путь потерь. Этот путь его выбирает сам. Любой нормальный человек испытывает страх перед такой судьбой, которая была уготована Иову. Но его историю можно интерпретировать не только с житейской, обыденной точки зрения.

В чем заключалось испытание Иова Богом? Конечно, не в том, чтобы заставить библейского старца усомниться в благости последнего. Это были испытания на готовность оставаться, несмотря ни на что, в состоянии постоянной потенциальности, готовности находить в себе силы идти по жизни без защитного слоя материальных и социальных преимуществ, которыми обрастают социально благополучные люди с возрастом. И вот принятие не лишений даже, а именно экзистенциального модуса «лишенности» и символизируется, конечно, утрированной библейской фигурой.

О том и речь,
что не сберечь
души иной ценой.

Так эту идею выразил английский поэт Уильям Батлер Йетс. Ветхозаветный Бог учит Иова находить в себе силы, чтобы постоянно выходить из тупиковой жизненной стратегии обладания. Почему «обыденный человек» рано или поздно заходит в этот тупик? Его заводят в него мелкие, но множественные духовные компромиссы, необходимые для достижения прагматических целей. Великий смысл подлинной религиозности заключается именно в этом: в непрерывных самоиспытаниях-сверках с идеей подлинности жизненных целей. А каковы они? Это духовная потенциальность. Богу от человека нужно прежде всего, чтобы он был его соавтором, сотворцом. Только «потенциальный» человек может любить — это акт растраты. И торить — это тоже акт растраты. Но это растраты, наполняющие нас многократно больше, чем мы отдаем. И вот иногда в жизнь человека приходят какие-то, на первый взгляд, ужасные встряски и потери, и человек начинает им сопротивляться, рвать волосы на голове, вместо того чтобы утишиться и задуматься: а действительно ли я теряю? Может быть, освобождаюсь? Прохожу путь очищения? Становлюсь сильнее, стряхивая с себя ненужный груз?

Существует один бесспорный критерий для понимания, что приходит в вашу жизнь. Невосполнимая утрата или очистительный кризис. Это переход на новый уровень личной ресурсности. Ветхозаветному Иову, как известно, Бог вернул все сторицей. Это было воздаяние за понимание метафизического смысла выпавших на долю Иова испытаний. В Новом Завете в уста Христа вложена загадочная фраза: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25).

Ее интерпретировать можно так.

Когда человек выбирает «растрату» по своему умыслу, он называет это усилием. Когда отдавать приходится, он называет это жертвой или потерей. Но, если вдуматься, суть у этих явлений одна: мы тратим свои ресурсы. В последнем случае мы часто просто не понимаем, что «трата» — это внесённый аванс. И именно он становится первым шагом к чему-то великому. Делает, к примеру, человек выбор по сердцу, но сопряжённый с материальным ущербом или отказом от тех или иных преимуществ, и люди называют его: дурак. А «дураку» потом везёт, он получает больше того, от чего отказался. И вот люди не понимающие, что человеком был сделан серьезный духовный выбор, потом говорят: «дуракам всегда везёт». А везет, как известно, тому, кто везет. Кто вкладывается, не боится тратить себя, «душу терять», идет на риск подлинности в тех жизненных сферах, в которых без этого не обойтись.

Иногда, отдавая по доброй воле свои «запасы», мы точно так расчищаем место для чего-то значительно большего и плодотворного на более простом, бытовом уровне. Не стоит, однако, ограничиваться утилитарным смыслом такой модели поведения. Неэгоистичный выбор – это всегда самая прибыльная «инвестиция», потому что она создает будущее. Евангельское выражение, процитированное мной, касается спасения души в специфическом религиозном смысле. Подразумевается обретение «вечной жизни» для христианина. Но надо понимать, что это универсальный принцип. Мы прогрессируем, пока способны генерировать неопредмеченную психическую энергию.

ТеГИ
триэтта, ивановский, янушевская, психология
Поделиться
Похожие новости