Новость общества

В России растет потребление алкоголя, но вино в этот список не вошло

В России растет потребление алкоголя, но вино в этот список не вошло

Фото © «Московская газета»

24.06.2024 в 11:37:00
2015

Эксперты алкогольного рынка проанализировали его тенденции и динамику потребления алкоголя среди россиян к 2024 году. Характер роста акцизов на алкоголь определяет будущее рынка, считают эксперты

Вопреки прогнозам и ожиданиям Минздрава, потребление алкоголя в России растёт, рассказал «Московской газете» директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз:

«Имеется в виду учёт продаж в магазинах, без учета баров, кафе, ресторанов и нелегальной продукции. Но об алкоголизации населения говорить не стоит: если раньше мужчина выпивал 100 грамм водки, теперь он выпивает 104 грамма, и всё. Рост потребления вызван, во-первых, напряжённым психологическим состоянием общества. Алкоголь как был, так и остаётся ведущим бытовым антидепрессантом для россиян. Вторая причина — средний класс осел в России, за рубеж ездит в два раза реже, поэтому всё, что выпивал там, теперь выпивает здесь. По сравнению с 2021 потребление алкоголя в России выросло на 10%».

При этом тихие вина в бутылках по 0,75 литра выросли в потреблении по сравнению с 2023 годом всего на 3,3%, отметил Вадим Дробиз:

«У нас один из самых низких в Европе уровней потребления вина: меньше 5 литров в год на душу населения. Даже в Северной Европе выпивают около 20 литров. В сравнении с советским периодом мы пьём вина в 4-5 раз меньше. Правда, по игристым винам произошёл рост потребления на 14% по сравнению с 2023 годом. Но это связано с тем, что больше 10 лет назад рынок потребления игристых вин в России сократился. Сейчас мы потребляем только 30% от того объёма игристых вин, который потребляли в прошлых годах. Если всё будет нормально, к этому уровню мы сможем выйти только к 2030 году. Сейчас на 80% вино — женский продукт. С другой стороны, относительно Советского Союза мы в два раза нарастили потребление пива».

Водка в 2024 выросла в потреблении на 2%, коньяк — на 8%, крепкий алкоголь в целом — на 6%, сообщил эксперт.

«И в помине нет того тренда, что россияне отказываются от крепкого алкоголя и переходят на вино. Потребление винодельческой продукции сократилось. Рост потребления слабоалкогольной продукции к 2024 году закончился. С 1 мая государство утроило ставку акциза по слабоалкогольным напиткам. Вообще, слабоалкогольные напитки — хорошая альтернатива крепкому алкоголю. Но государство сейчас занимается в первую очередь фискальной политикой, ему нужны поступления от акцизов, а это крепкий алкоголь», — заключил директор ЦИФРРА.

Ранее СМИ писали, что потребление вина в России за 47 лет сократилось более чем в два раза: по данным на 2022 год, на душу населения приходится 6,2 л вина/год, в то время как пик потребления пришелся на 1975-й — около 13 л вина/год.

Пока изменений в потреблении алкоголя по сравнению с прошлым годом нет, но они в 2024 году однозначно будут, сообщил «Московской газете» директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

«С 1 мая существенно повысились акцизы на целый ряд алкогольных напитков, особенно на 9-градусные слабоалкогольные коктейли, тихие и игристые вина. Поэтому объём производства и продаж по этим позициям в текущем году снизится от 5 до 16% в розничных продажах. На этой коммерческой почве вырастут продажи пенных напитков, потому что часть производителей слабого алкоголя уже выпускает свои коктейли как 7-градусные пивные напитки. Акцизы на вино и слабоалкогольные напитки выросли в 3 раза, а на крепкий алкоголь (в первую очередь, водку) и пивные напитки не выросли. Поэтому можно прогнозировать, что их продажи вырастут», — заключил Максим Черниговский.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
алкоголь, вино, потребление, напитки
Поделиться
Похожие новости