Новость общества

В Сети появилась петиция с предложением присвоить Путину статус «отца нации»

В Сети появилась петиция с предложением присвоить Путину статус «отца нации»

Фото © «Московская газета»

26.04.2020 в 22:25:00
7438

Наряду с этим появляется множество петиций против действующей власти

На портале общественных инициатив Change.org появилась петиция с призывом присвоить президенту России Владимиру Путину статус «Отца нации». Как отметил ее автор, «все прекрасно понимают, что Владимир Владимирович останется президентом впредь на неопределенный срок».

«Данная инициатива дает Путину дополнительное пространство для политического маневра и закрепляет за ним политическую инициативу по бесконечному улучшению уровня нашей жизни», — говорится в тексте обращения.

Петиция адресована Валентине Терешковой и пока она не нашла особой поддержки у интернет-аудитории.

Управляющий партнер консалтингового агентства «Lutsik, Shlimazl & Potz» («LSP Consulting») Венера Люцик считает, что петиция может быть банальным троллингом.

«Как известно, любая идея, возведенная в абсолют, становится абсурдом. Думаю, что автор хотел показать абсурдность ситуации с несменяемостью власти, и сделал это довольно тонким образом», — говорит Венера Люцик.

Вместе с тем, в интернете стали появляться общественные инициативы, выражающие несогласие граждан с политикой действующей власти. Так жители Забайкальского края создали петицию-ультиматум против электронных пропусков. По их мнению, ввод цифровых пропусков — это «электронное рабство», мера, которая нарушает не только российскую Конституцию, но и международную Конвенцию «О защите прав и свобод».

Авторы другой петиции потребовали запретить журналисту Владимиру Соловьеву вести политические ток-шоу на ТВ и радио. По их мнению, Соловьев в своих передачах якобы «сеет дух вражды» среди общества, а также не следует правилам журналисткой этики. Петиция вызвала довольно широкий отклик — ее прокомментировал даже сам Владимир Соловьев.

«Петиции, создающиеся на Change.org, — зарубежном ресурсе, где голосовать может кто угодно, в том числе и иностранные граждане, — не внушают никакого доверия. И потом, на телевидении принято голосовать кнопкой. Никто же не заставляет смотреть», — цитирует «Ридус» слова Соловьева.

Политические онлайн-дискуссии ведутся не только в формате петиций. 20 апреля по городам России прокатилась волна виртуальных митингов с использованием сервисов Яндекса — граждане ставили «точки» на карте и оставляли критические замечания по режиму самоизоляции и требовали поддержки от государства.

Кремль прокомментировал эти необычные акции протеста: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что власть очень внимательно отслеживает появление разных форматов народной активности в интернет-пространстве и очень внимательно относится к сообщениям, где граждане говорят о трудностях, которые они сейчас переживают.

Управляющий партнер «LSP Consulting» Венера Люцик считает, что в период вынужденной самоизоляции роль виртуальных площадок в коммуникации «власть-народ» возрастает. И этот формат уже показывает свою эффективность.

«Обратите внимание: ведь Владимир Соловьев абсолютно прав, говоря о проблемах верификации на Change.org. Также он прекрасно понимает, что петиции на этом ресурсе не имеют никаких правовых последствий. И все же счел необходимым прокомментировать петицию с требованием запретить ему вести политические программы. На виртуальные «разговорчики» на Яндекс.Картах ответил пресс-секретарь главы государства. Хотелось бы верить, что это не спонтанная реакция, а новый тренд в поведении власти и близких к ней людей: реагировать на общественные инициативы, особенно на протестные. Также надеюсь, что в ближайшее время будут приняты какие-то системные решения, в противном случае, боюсь, митинги против самоизоляции перестанут быть виртуальными», — отметила эксперт в беседе с журналистом издания.

По мнению политолога Андрея Перлы, роль различных технологий, связанных со Всемирной паутиной, как коммуникативных площадок, все время возрастает. И по мере того, как эта роль возрастает, они охватывают все более широкие слои населения: «Если мы помним время, когда интернет был, в общем-то, делом немногих — в начале нынешнего века, то сейчас интернет доступен практически всему населению, и огромная часть населения научилась пользоваться его возможностями. Ситуация, когда люди большую часть времени проводят дома, когда традиционные митинги стали не то что бы совсем невозможными (Владикавказ нам показал, что они вполне возможны), но, во всяком случае, их проведение очень затруднено. В этой ситуации виртуальные митинги стали вполне доступным и понятным, и простым, удобным способом донести до власти свое недовольство».

Андрей Перла считает «цифровые» митинги не феноменом времен самоизоляции, а новой действенной технологией мобилизации протестного контингента, которая останется на долгие годы». Эксперт назвал главным отличием виртуальных митингов от реальных — то, что люди, которые на эти митинги выходят, уверены в своей абсолютной безопасности.

«Понятно, что в реальности существуют статьи по поводу экстремизма, и в реальности они не вполне безопасны, но пока граждане этого еще не понимают. И в целом можно сказать, что все это может стать элементами дестабилизации российского общества. Есть очень существенные группы оппозиции, которые заинтересованы в этой дестабилизации гораздо больше, чем в том, чтобы добиться каких-то улучшений для людей», — сказал эксперт.

По мнению политолога, проблема российской власти заключается в том, что она все время находится в положении обороняющегося по отношению к оппозиции и, как он отметил, «защищаться гораздо сложнее, чем нападать, потому что инициатива всегда на стороне нападающего».

«Оппозиция использует некие новые приемы — власть некоторое время к ним приспосабливается. Только приспосабливается, возникают еще новые приемы. Сейчас инициатива в очередной раз на стороне протеста. Протест осваивает очередные новые технологии, власть некоторое время будет думать, что с этим делать, а потом научится. Она научится и выделять зачинщиков, и вменять им совершенно реальные и совершаемые ими преступления и т.д. И в связи со всем этим вынудит их снова искать новые технологии через какое-то время», — говорит собеседник издания.

При этом, как отметил Андрей Перла, «власть прекрасно умеет разговаривать с различными социальными группами», но на других коммуникативных площадках.

«Что сейчас, по сути, происходит: возникают новые коммуникативные площадки. На некоторых из этих коммуникативных площадок в данный момент у оппозиции есть некоторое ситуативное преимущество. Оно закончится через какое-то время, и оппозиция снова будет его пытаться приобретать на новых коммуникативных площадках. Собственно, политика в этом и заключается. Никогда не бывает так, чтобы политика все время шла, не меняясь», — заключил политолог.

Автор: Алексей Нилов, Жанна Гавшина
ТеГИ
петиция, протесты, интернет
Поделиться
Похожие новости