Новость общества

Время ли «раскручивать гайки» в сфере трудовой миграции?

Время ли «раскручивать гайки» в сфере трудовой миграции?

Фото © «Московская газета»

15.02.2023 в 22:26:00
3573

Рынок трудовой миграции в России может нуждаться как в определённой либерализации, так и в усилении контроля за миграционными потоками. Собеседники «Московской газеты» высказали разные точки зрения по этому поводу

Как сообщил «Ъ», Совет по правам человека при президенте РФ выступил с критикой миграционных законопроектов, разработанных правительством РФ и МВД. СПЧ видит в этих законопроектах риски разрастания теневого сектора и коррупции в сфере миграции, а также потенциальную угрозу национальной безопасности РФ, передаёт издание.

«Московская газета» обратилась по этому поводу в СПЧ, а также поговорила с миграционным экспертом.

Назад к ФНС

Необходимо различать консолидированную позицию СПЧ и мнение отдельных членов Совета, сказал «Московской газете» правозащитник, член СПЧ Александр Брод.

«Позиция СПЧ формируется в специальных заявлениях и документах по итогам заседаний Совета. Насколько я помню, специальных заседаний у нас по теме миграции за последнее время не было. Было выступление Кирилла Кабанова (члена СПЧ, — прим.авт.) на недавней встрече с президентом, где он выразил своё личное мнение, высказав несогласие с миграционной политикой», — рассказал Александр Брод.

Что думает об этой политике собеседник издания?

«Есть концепция миграционной политики России, утверждённая президентом. Там чётко оговорены задачи в сфере экономики: пополнение рынка труда, решение демографических проблем. Важно, что в вопросах экономики и трудоустройства приоритет отдаётся жителям России. Но, как часто бывает, в реализации этой политики случаются перекосы. Идут жалобы от мигрантов, что по приезду в РФ их «душат» поборами, не предоставляют должной социальной поддержки, работодатели не хотят платить зарплату официально, есть сложности с информированием мигрантов, их обучением. В то же время мы понимаем, что далеко не все мигранты добросовестно подходят к исполнению российского законодательства, есть криминал и с их стороны, нарушения правовых и этических норм. Я считаю, что должна быть скоординированность ведомств, отвечающих за миграционную политику, прозрачная и чёткая картина потребностей нашего рынка труда, в которой прописаны по регионам те сферы, в которых требуются мигранты. Необходимы усилия по адресному набору мигрантов, как это практиковалось в советские годы в республиках Центральной Азии, поиск специалистов через российские посольства, НКО, торгово-промышленные палаты. Приток мигрантов в страну не должен быть стихийным. Надо знакомить их с российским законодательством и предварительно обучать еще в тех странах, откуда они уезжают. Должен быть контроль за исполнением миграционной политики со стороны органов прокуратуры, пресечение поборов и ненадлежащих условий по приёму мигрантов. Те законопроекты, которые представило МВД через правительство в Госдуму, я считаю во многом здравыми, они направлены на снижение бюрократических барьеров, усиление учёта мигрантов. Отмечу, что требуется дополнительное общественно-экспертное обсуждение при рассмотрении и принятии этих законопроектов. Время показало, что не так уж плоха была Федеральная миграционная служба, сочетавшая в себе комплекс подходов для решения миграционных проблем. Для того, чтобы решить задачу набора, адаптации мигрантов, нужна специальная служба, дополнительные кадры. И здесь мы, по сути, возвращаемся к тому, чем занималась ФМС», – подчеркнул Александр Брод.

Глобальные риски…

«Московская газета» связалась с членом СПЧ Кириллом Кабановым, чтобы услышать его мнение об актуальной миграционной политике в России.

«Начну с того, что правительственный миграционный законопроект передаёт слишком большие, системные полномочия по контролю за миграционным процессом коммерческим организациям, то есть – МВД ФГУП «Паспортно-визовый сервис» и столичный Многофункциональный миграционный центр, – сказал Кирилл Кабанов. – На мой взгляд, это создаёт повод для злоупотребления полномочиями и для коррупции. Мы знаем, что есть организации и сообщества, которые незаконно оформляют миграционные документы, вплоть до гражданства. По имеющейся у меня информации, стоимость одного патента, полученного таким путем, – 40 000 рублей. Представляете, какие деньги проходят через миллионные потоки трудовых мигрантов в Россию?»

Есть позиция по усилению контроля за миграционным процессом и есть позиция правительства, которая, в первую очередь, учитывает интересы бизнеса, отметил эксперт.

«Бизнеса, а не граждан. И в этой позиции не учитываются глобальные риски. Нам говорят, что мигранты – это дешёвая рабочая сила, необходимая экономике. Но, во-первых, эта рабочая сила не такая уж и дешёвая, и никто не доказал, что она нам нужна. Неконтролируемым потоком мигрантов мы убиваем внутренний рынок труда», – считает член СПЧ.

По мнению Кирилла Кабанова, есть и другие глобальные риски, которые не в полной мере учитываются законопроектами правительства и МВД: «Заявлено, что необходимо усиливать контроль за миграцией, привлекать людей, максимально адаптированных к нашей культуре, наших настоящих соотечественников, которые знают русский язык. Но в реальности зачастую это выходцы из Средней Азии с самым низким уровнем квалификации и высоким уровнем агрессии. Откуда берётся агрессия? Запад как «прокачивал» в этом смысле Украину, так «прокачивает» и Среднюю Азию. Ситуация чревата также расползанием наркотрафика и созданием молодёжных преступных группировок. Не хотел бы прибегать к «теориям заговора», но мигрантов можно использовать и в политических интересах для дестабилизации обстановки. Напомню, что у России есть общественно-национальные интересы, и в их свете либерализация миграционного процесса не нужна».

По мнению собеседника издания, заявленных в законопроектах правительства и МВД технических средств по контролю за миграцией на данный момент пока нет в наличии.

«И это не вина МВД. Оно пытается выстроить что-то среднее между интересами правительства и интересами безопасности. В этом случае МВД даже может играть роль «крайнего», – отметил Кирилл Кабанов.

Приезжать в страну на заработки и приезжать в страну жить – разные вещи, считает правозащитник.

«Отмечу, что новый закон вводит для мигранта статус «долгосрочного пребывания» – 10 лет. И тогда мигрант может приезжать с семьёй, привозить в страну своих родственников. Зачем, если мы говорим о трудовой миграции? Мигранты приезжают в Россию не просто работать, а жить и получать социальные льготы, которых нет в их странах: образование, здравоохранение, выплаты, пенсии. В итоги мы платим за них налоги, потому что они в большинстве своём работают в чёрную. При этом тяжёлая работа мигрантов уже не так привлекает», – добавил Кирилл Кабанов.

И разговоры о глобальных рисках

«Всё с точностью, да наоборот», – прокомментировала «Московской газете» позицию Кирилла Кабанова по новым законопроектам миграционный эксперт, заведующий лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских.

«В новых законопроектах меняется режим проживания мигрантов в России, но миграционный контроль теоретически должен стать более результативным. Предполагается широкое использование цифровых сервисов, регистрацию мигрантов. Контроль должен быть очень жёстким. Никакой либерализации контроля за миграционным процессом, на мой взгляд, в законопроектах нет, наоборот, в них заложены механизмы, которые будут работать строже, чем действующие ныне», – сказала Ольга Чудиновских.

При этом «паспортные столы» – это часть органов по вопросам миграции, отметила эксперт: «Почему не передать им бумажную работу, если конечное решение по каждому мигранту всё равно будет принимать МВД? Да и дактилоскопия – чисто техническая процедура, которую эти организации тоже могут выполнять. Даже в МФЦ вы контактируете с сотрудником, который относится по ведомственной подчинённости к МВД, а не к мэрии Москвы».

Разговоры о различных «смутах» и «дестабилизации ситуации» в России малосодержательны, пока под ними нет строгой доказательной базы, считает Ольга Чудиновских.

«Я лично общаюсь с мигрантами, которые приходят ко мне домой: люди заняты своими судьбами и живут обычной человеческой жизнью. Доля преступлений мигрантов, согласно официальной статистике, которую МВД ведёт с 2003 года – менее 4%. Мигранты приносят серьёзную пользу, занимая нишу тяжёлого, непрестижного труда и работая больше часов в неделю, чем россияне. Можно, конечно, составить себе политическое «реноме» на антимигрантских настроениях. Но они никак не отражают реальное положение дел», — подчеркнула эксперт.

Время «раскручивать гайки»?

В свете того, о чём говорят собеседники «Московской газеты», возникает мысль, что либерализация миграционного процесса при всех её рисках имеет вполне понятные резоны. Поток трудовых мигрантов в Россию в текущей ситуации может и сократиться, об этом «Московская газета» уже писала и неоднократно. При этом российской экономике, находящейся сейчас в непростом положении, недорогая рабочая сила в любом случае пригодится. А если мигрантам облегчаются условия для того, чтобы крепко обосноваться там, куда они приехали на заработки, может быть, за этим стоят и демографические проблемы?

«Мы не знаем, какова будет трудовая миграция в РФ, и какая будет экономическая обстановка. Экономика ещё не вышла из зоны турбулентности. Мы не знаем, каковы будут потребности России в мигрантах, и насколько страна будет для них привлекательна. Разговоры о том, что мигрантов надо строже контролировать, циркулировали всегда, но они были уместны 10 лет назад. Сейчас ситуация совершенно другая. Во-первых, люди понимают, что если они едут на заработки в страну с неопределёнными экономическими перспективами, то теряется смысл миграции, главным драйвером которой является экономическая выгода, которую мигрант может получить. Сейчас за мигрантов идёт конкуренция, Центральная Азия – по крайней мере, Узбекистан, – начинает переориентироваться на азиатские рынки труда, на Юго-Восточную Азию. Поэтому «закручивание гаек» в этом направлении, мягко говоря, не оправдано. К тому же, у нас плохая демографическая обстановка, и будет только увеличиваться дефицит групп в активных рабочих возрастах. Мигранты нужны для арифметического пополнения рабочей силы, без них сокращение численности трудоспособного населения будет для нас болезненно», – подчеркнула Ольга Чудиновских.

Что же перевешивает на весах российской действительности: риски миграционной коррупции, помноженные на смутную угрозу беспорядков, или экономико-демографическая нужда в работниках из Средней Азии?

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
спч, мигранты, миграция
Поделиться
Похожие новости