Новость общества

«Зияющая дыра»: почему в России нет профилактики менингита

«Зияющая дыра»: почему в России нет профилактики менингита

Фото © «Московская газета»

06.08.2023 в 20:36:00
3769

В Саратовской области происходит вспышка так называемого энтеровируса, в ряде случаев приводящего к менингиту, большинство заболевших – дети. «Московской газете» удалось связаться с мамами заболевших в регионе детей и услышать их мнение о происходящем. Также издание запросило официальный комментарий у Министерства здравоохранения Саратовской области. Сопредседатель Союза пациентов Ян Власов и директор института им. Гамалеи Александр Гинцбург рассказали о том, почему в России на данный момент нет профилактики менингита

В Саратовской области происходит вспышка так называемого энтеровируса, в ряде случаев приводящего к менингиту, большинство заболевших – дети, передаёт «МК».

«Вспышка сейчас в основном происходит в городе Энгельс, большая часть заболевших – именно отсюда, — рассказала «Московской газете» жительница Энгельса Нина, мать четырёх детей, заболевших менингитом. — Из числа только знакомых мне семей в Саратовской областной инфекционной больнице сейчас лежат на лечении с подтверждённым менингитом 12 человек – 11 детей, включая моих четверых, и один взрослый. И каждый день туда поступает по 7-10 человек. Лежат в коридорах уже, в боксах не хватает мест. Двое моих младших детей посещают детский сад, который так и не закрыли на карантин, при этом оттуда уже 10 детей находятся на лечении».

По мнению жительницы Энгельса, городские медучреждения не могут своевременно отслеживать симптомы менингита у заболевших.

«Врачи-педиатры при посещении детей по вызову на дом утверждают, что признаков менингита у детей нет, что необходимости в госпитализации – нет, — говорит Нина. — На деле же зачастую получается, что упускается время для лечения болезни. Насколько мне известно, во Второй городской больнице в Энгельсе нет диагностики менингита, там почему-то не делают пункцию (забор спинномозговой жидкости из поясничного отдела позвоночника, – прим. авт.), а это, как нам сказали в областной больнице, единственный надёжный метод определения менингита. Я слышала, что из Второй городской больницы Энгельса дети после выписки так же попадают в областную больницу, но уже с запущенной болезнью. Врачи указывают, что при менингите должны быть температура, рвота, сильная головная боль. Но у всех моих детей были совершенно разные симптомы: у кого-то похоже было на ОРЗ, у кого-то на кишечную инфекцию, а младший ребёнок, можно сказать, симптомов и не имел, кроме зажатых мышц шеи. Во второй городской больнице Энгельса берут анализы на энтеровирус (род кишечных вирусов, вызывающих лихорадку и другие разнообразные симптомы, — прим. авт.) – вот он у нас и подтвердился, а перерос в серозный менингит».

«Врачи в Саратовской областной больнице в разговорах называют цифры около 100 заболевших менингитом, — рассказала жительница Саратова Нелли. — У меня два ребёнка, один попал в больницу с менингитом, второй – с энтеровирусом. В палатах не хватает мест, многие заболевшие лежали в коридорах, в том числе один из моих детей. Я видела в окно больницы, как с улицы завозят всё новых и новых больных. В городе говорят, что источник заболевания – вода: кто-то заразился в Волге, кто-то выпил воды из-под крана. Городские пляжи не закрыты, купание не запрещено».

«Пляжи не закрывают, люди продолжают купаться, инфицируются, в том числе, и через воду, — подтвердила жительница Энгельса Нина. — Знакомые из соседних регионов – Пензы, Самары, Волгограда, Ульяновска – говорят, что у них пока ничего подобного нет. Энтеровирусный менингит в Энгельс циклично приходит раз в 3-4 года, но в прошлые годы таких масштабов заболевания не было. Энтеровирус появляется, как только начинает «цвести» Волга. В Саратове постоянно что-то сливают в Волгу, даже в районе нового пляжа. Есть сливы и под мостом. Да и у нас в Энгельсе вода часто имеет неприятный запах. По всему городу течет рекой канализация и так же попадает в водоёмы. Каждый раз в группах города пишут противоречивую информацию: то болезнь передаётся через водоёмы, то через бассейны, то воздушно-капельным путём. Наша семья водоёмы, турбазы, бассейны не посещала, единственный маршрут – сад, детская площадка у дома, дом».

В Саратовской областной инфекционной больнице менингит лечат оперативно, отметила Нина.

«Сразу делают капельницы и дают препараты. Лежать надо минимум 14 дней, до повторной пункции. Больница очень современная, это огромный плюс. Она огромная. За эту неделю врачи приходили на обход вовремя, капельницы и процедуры тоже делали вовремя. Если обратиться с вопросами — реагируют быстро. Несмотря на то, что уже так много людей лежит с болезнью. Однако, если больные будут поступать в таком же темпе, не знаю, как будут успевать врачи. У них на каждом этаже свой состав сотрудников, пока действуют очень оперативно, больных принимают очень быстро, не надо сидеть и ждать в приёмном отделении. Несколько раз привозили больных на вертолёте, который базируется на территории больницы», — рассказала жительница Энгельса.

По словам собеседницы издания, уже есть летальные случаи заболевания. В соцсетях Саратова действительно можно встретить информацию о детской смертности, в том числе, опубликованную родителями погибших детей.

По поводу всего услышанного «Московская газета» отправила подробный запрос в Министерство здравоохранения Саратовской области. В Саратовской областной инфекционной больнице ситуацию комментировать не стали, во Второй городской больнице Энгельса сказали, что могут дать информацию о вспышке менингита только в личной беседе, не для публикации.

Ситуацию нехватки вакцин в Саратове ИА «Свободные новости» прокомментировали в пресс-службе Министерства здравоохранения региона. Чиновники отметили, что вакцинация против менингококковой инфекции не предусмотрена национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Минздравом РФ.

Об источниках заражения менингитом и причинах того, почему в России периодически происходят вспышки этого заболевания, «Московской газете» рассказал сопредседатель Союза пациентов Ян Власов:

«Основной прирост по заболеваемости менингитом дают мигранты из стран Центральной Азии, где в течение многих лет не проводилась вакцинация. У нас нет надлежащего выявления этого заболевания, имеются проблемы с прикреплением заболевших к территориальному органу оказания медицинской помощи. То есть, дело здесь в том, как работают эпидемиологическая и миграционная службы. Ну и наконец, на сегодняшний день в Российском календаре профилактических прививок отсутствует менингококовая вакцина. По приказу Минздрава производство этой вакцины будут запускать только в 2025 году, хотя Союз пациентов просил запустить её с 2023 года. В списке заболеваний, которые профилактируются с помощью вакцин, менингокок отсутствует. Поэтому надо вносить изменения в ФЗ 157, о чём мы уведомили Госдуму и Минздрав. Надо также проводить информационную работу с населением, её должны осуществлять органы здравоохранения, поликлиники, представители профильных кафедр медуниверситетов. Необходимо распространять в медучреждениях материалы о необходимости вакцинации и широко информировать об этом массы. Дети – основная группа риска этого заболевания».

Вакцины от менингита в России есть и иностранные, и отечественные, но они не помещены в программу бесплатной вакцинации, в календарь прививок, отметил сопредседатель Союза пациентов

«Можно купить и французскую, и отечественную вакцину, они хоть и недешёвые, но и не запредельной стоимости. Однако производители отечественной вакцины страдают от того, что себестоимость производства вакцин в 10 раз дороже закупочной стоимости, по который их покупает Минздрав. Поэтому данное направление не развивается. А ведь выручку от продажи вакцин надо вкладывать в создание новых российских вакцин, более высокого качества и с меньшими побочными эффектами. Любые вакцины обладают побочными эффектами. Но чем более инновационна вакцина, тем этих эффектов меньше», — рассказал Ян Власов.

Половина всех пациентов, заболевших менингитом, имеют высокий риск летальности, отметил эксперт.

«Недооценка этого обстоятельства бьёт по безопасности граждан – заболевание менингитом проходит тяжело. Интоксикация от этого заболевания очень высокая, всё может кончиться когнитивными нарушениями и нарушениями витальных функций. В случае с детьми возникает ещё и риск инвалидизации, когда перестают работать сосуды рук и ног, из-за чего они могут быть ампутированы. Принятием решения о вакцинации от менингита должен заниматься специализированный врач, для детей это педиатр. Сначала делается определённое исследование, потом – вакцинация, потом проходит мониторинг за состоянием пациента. Надо отметить, что основные «антиваксеры» – это зачастую родители, но с ними и не ведётся никакой просветительской работы. Когда надо спасать ребенка, тогда родители начинают лихорадочно действовать, но уже поздно делать вакцину, ребёнка надо лечить», — подчеркнул сопредседатель Союза пациентов.

Отечественная вакцина от менингита – это «зияющая дыра», которую надо закрывать героическими усилиями и большими деньгами, сказал «Московской газете» директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург.

«Дело в том, что для профилактики менингита применяется особая конъюгированная вакцина, в которой молекула сахара объединяется с молекулой белка-носителя. Такая конструкция нужна, чтобы создать полноценный долгосрочный иммунитет. И современные вакцины от менингита, которые мы закупаем на Западе, именно такого состава. В России таких пока нет. Когда весь мир занимался их разработкой, и мы в институте Гамалеи тоже, в период нахождения Михаила Зурабова в должности министра здравоохранения программу закрыли. Теперь у нас либо покупные вакцины от менингита, либо закупается субстанция для вакцины, а расфасовывается препарат уже здесь. Разработать новую отечественную вакцину от менингита сейчас пытается Федеральное медико-биологическое агентство», — рассказал директор НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи.

Вспышка энтеровируса происходит сейчас и в Тюменской области. Что касается инфекционного менингита, в июле заболевание было зафиксировано на территории распределительного центра Ozon в Екатеринбурге. А в ноябре 2022 – на подмосковном складе Ozon. Инфекционный менингит приводил к гибели россиян в Башкирии и в Калининградской области в 2018 году. В апреле 2023 российские эпидемиологи говорили о вероятности новых вспышек заболевания.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
менингит, болезнь, профилактика
Поделиться
Похожие новости