Новость политики

Итоги саммита НАТО могут изменить структуру международной безопасности

Итоги саммита НАТО могут изменить структуру международной безопасности

Фото © «Московская газета»

28.06.2022 в 21:57:00
2805

В Мадриде открывается исторический саммит Организации Североатлантического договора (НАТО), на котором 30 стран-членов альянса, а также кандидаты на вступление и ключевые партнёры будут обсуждать стратегическую концепцию развития до 2030 года, новые вызовы и угрозы глобальной безопасности и роль объединения в меняющемся мире

Саммит проходит на фоне крупнейшего со времён Второй мировой, военно-политического кризиса в Европе и предчувствия ещё больших потрясений. Похоже, что три державы альянса – США, Великобритания и Франция – всерьёз озаботились укреплением своих вооружённых сил, а глава британского генштаба генерал Патрик Сандерс прямо заявил, что армия должна быть готова в любой момент вступить в войну в Европе.

На саммите будут присутствовать не только руководители стран, являющихся полноправными членами НАТО, но и близкие союзники, не входящие в блок. В частности, для участия в совещании и для двусторонних встреч с коллегами, в испанскую столицу прибыли главы Южной Кореи, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Во встрече также примут участие президент Финляндии Саули Ниинистё и премьер Швеции Магдалена Андерссон, чьи страны уже являются официальными кандидатами на вступление в альянс.

Некоторые предполагаемые итоги уже известны, и они могут изменить структуру международной безопасности.

Одной из ключевых, хотя и не главной, темой саммита станет расширение НАТО на север. Финляндия и Швеция надеются наконец уладить противоречия с Турцией, чья позиция до сих пор тормозит процесс их полноценного принятия в члены организации.

Президент Эрдоган обещал документально подтвердить лицемерие Стокгольма и Хельсинки, которые якобы борются с терроризмом лишь на словах. Турция требует от этих двух стран признания террористической организацией Рабочей партии Курдистана и прекращения оказания поддержки её представителям.

Есть ли другие препятствия для вступления этих стран в альянс, неизвестно: стороны надеются урегулировать этот спорный момент в ближайшее время. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявлял, что переговорный процесс активно продолжается, но он не может дать никаких обещаний по поводу его завершения. Формулировка очень дипломатичная, хотя и излишне осторожная.

В руководстве НАТО всячески дают понять, что мнение Турции для них важно, и никакого давления на Анкару оказываться не будет. Но в реальности весьма вероятно, что противоречия будут преодолены. По крайней мере, ещё месяц назад Эрдоган заявлял, что с финнами и шведами ему говорить вообще не о чем, а теперь встречи на высшем уровне запланированы, и никто от консультаций не отказывается.

Впрочем, вопрос о Финляндии и Швеции уже можно считать внутренним натовским делом, а значит он для России большого интереса не представляет. Гораздо важнее, как альянс намерен выстраивать взаимоотношения с внешним миром, к которому относятся РФ, Китай и другие страны. Аналитики американского издания The Hill отмечают, что основным предметом обсуждения может стать скоординированная и долгосрочная поддержка Украины.

Для президента США Байдена и других лидеров альянса важно продемонстрировать единство всех 30 стран в оказании помощи Киеву в сфере финансов, вооружений и т.д. В совещании по видеосвязи примет участие и президент Украины Владимир Зеленский, который должен озвучить свои соображения о будущем ходе конфликта и той помощи, которую НАТО могло бы оказать дополнительно к уже сделанным шагам.

Позиция по украинскому кризису автоматически тянет за собой коренное изменение отношения к России и необходимость комплексного повышения обороноспособности восточного фланга альянса. Что касается российского направления, то здесь итоги саммита предсказуемы.

Ещё до официального принятия стратегической концепции развития блока было объявлено, что Россия в этом документе будет названа противником НАТО и угрозой миру и безопасности. До сих пор действует концепция 2010 года, где прописано стратегическое партнёрство с РФ. Теперь формулировки меняются на прямо противоположные.

Председатель Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина советует не игнорировать этот основополагающий, хотя и во многом декларативный документ. «Не стоит обесценивать важность и серьезность этой концепции несмотря на то, что она будет осуществлена на декларативном уровне. Следствием этого явится дальнейшее укрепление восточного фланга объединения. Для понимания: если до 24 февраля там находилось 4,5 тысячи натовских сил, то уже сейчас 40 тысяч. Впервые на восточном фланге и в Европе развернуты силы быстрого реагирования альянса. Более того, речь идет о серьезном усилении присутствия и вооружений. Причем в условиях, когда ни одна из сторон не выходила из основополагающего акта 1997 года. На бумаге он еще формально существует. Если в этом документе говорилось о возможном присутствии натовских подразделений на ротационной основе, то сейчас, видимо, речь пойдет о присутствии на постоянной основе», – объясняет эксперт.

Генсек организации подтвердил что основной задачей станет именно укрепление восточных рубежей, а военные контингенты в Польше и странах Балтии кардинально вырастут. Конкретных цифр Столтенберг называть не стал, но вскоре они появились в западных СМИ со ссылкой на собственные источники. Предполагается, что численность сил быстрого реагирования, развёрнутых в Европе, может вырасти с 40 до 300 тысяч человек, что станет крупнейшим наращиванием военной мощи со времён холодной войны.

Восточноевропейские страны настаивают на размещении на их территории бригад или даже дивизий вместо нынешних батальонных групп, состоящих из 1-1,5 тыс. человек. Такие подразделения будут иметь более тяжёлое вооружение и большую свободу для самостоятельных действий, в случае вооружённого конфликта.

Расширение военно-политического сотрудничества также может не ограничиться Украиной, Швецией и Финляндией. Ещё одной постсоветской республике, декларирующей курс на евроатлантическую интеграцию, также обещана дополнительная поддержка. Речь идёт о Грузии.

Миссия НАТО в Тбилиси будет расширена, а, кроме этого, альянс продолжит оказывать помощь стране в сфере кибербезопасности и проводить совместные военные учения. Укреплять оборону НАТО собирается не только на востоке, но и на юге.

Недавно заместитель генерального секретаря альянса Хавьер Коломина побывал с визитом в Мавритании, где договорился с местными властями об активизации сотрудничества. Регион Северной Африки расположен географически близко к странам юга Европы и при этом известен активностью в ряде стран террористических группировок. Помощь в борьбе с терроризмом также объявлена одной из главных целей деятельности альянса.

Наконец, последним из значимых внешних направлений, находящихся в поле зрения Североатлантического блока, является Китай. В прошлой стратегической концепции КНР вообще не упоминалась, однако сейчас Поднебесную могут обозначить как системный вызов блоку НАТО.

Более жёсткие формулировки лоббируют прежде всего США и часть их партнёров в регионе, среди которых Австралия и Япония, чувствующие опасность от чрезмерного усиления китайского влияния в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также в Тихом океане.

Вашингтон, Канберра и Токио обеспокоены возможными планами Пекина по силовому взятию контроля над Тайванем, а также последствиями недавно заключённого между Китаем и Соломоновыми островами пакта о безопасности, который может открыть путь к созданию китайских военных баз на тихоокеанских архипелагах. Страны Западной Европы, напротив, выступают против чрезмерной конфронтации с КНР, результатом чего и стала компромиссная формулировка о «системном вызове», а не о «прямой угрозе».

Также в ходе совещания будут обсуждаться меры реагирования на общие вызовы более глобального характера, такие как климатические изменения, недопущение размещения оружия в космосе и защита киберпространства.

Но главные итоги уже примерно ясны: альянс, вероятно, укрепляет внутриблоковую солидарность. В 1990-е и 2000-е годы смысл дальнейшего существования военно-политического союза был практически утрачен, равного по силам противника, с распадом СССР и Варшавского договора, более не существовало. Страны постепенно сокращали расходы на оборону, не дотягивая до целевых 2% от ВВП, а НАТО постепенно превращалось в некий форум по вопросам безопасности. Теперь же ситуация изменилась.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
саммит, нато, безопасность, структура
Поделиться
Похожие новости