Как будет организовано наблюдение на референдуме по поправкам в Конституцию? Представители оппозиции сомневаются в прозрачности процесса
Приближается дата референдума по поправкам в Конституцию, который имеет все шансы стать главным политическим событием 2020 года. Мы слышали много призывов власти прийти на референдум, слышали от оппозиции призывы голосовать против поправок или бойкотировать голосование. Довольно много говорилось и о том, какие меры безопасности будут приняты во время проведения референдума в условиях пандемии COVID-19. Гораздо меньше россияне знают о другом принципиально важном вопросе — как будет организовано наблюдение за проведением референдума и подсчетом голосов
Как известно, во время проведения выборов в органы власти или муниципальных выборов наблюдение обычно осуществляют представители политических партий и кандидатов. Именно это обстоятельство должно обеспечивать честное и прозрачное проведение голосования и последующего подсчета голосов — каждый наблюдатель защищает интересы своего кандидата, сразу же пресекая возможные нарушения в пользу его конкурентов. В случае предстоящего референдума ситуация оказалась принципиально иной. Не существует партий «за» и «против» поправок, которые могли бы назначить своих наблюдателей для участия в предстоящем референдуме.
Ситуация усугубляется тем, что в отличие от выборов в различные органы власти и местного самоуправления, проходящих практически ежегодно, референдумы не проводились в России уже 27 лет. Третий по счету и пока что последний в истории современной России референдум состоялся 12 декабря 1993 года, когда прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ. Уже исходя из этого можно предположить, что у ЦИК, участковых избирательных комиссий и общественных организаций нет опыта организации и проведения референдумов. Все дополнительно усложняется беспрецедентными мерами безопасности, принятыми в связи с пандемией COVID-19.
25–30 июня голосование будет проводиться вне помещений избирательных участков, в Москве и Нижегородской области можно будет отдать свой голос в электронном виде, 25 июня — 1 июля все желающие смогут бесконтактно проголосовать на дому. Сложно представить, сколько работы должны проделать наблюдатели, чтобы обеспечить честное голосование на всех этапах проведения референдума.
По вопросу организации наблюдения на референдуме сразу же разгорелись нешуточные споры. Его юридической базой станет не закон «О референдуме Российской Федерации», а принятый весной этого года «Закон о поправке к Конституции Российской Федерации» и принятый ЦИК России «Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации». Согласно этим документам, наблюдатели назначаются Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Федерации.
Подобный порядок утверждения наблюдателей сразу же вызвал вопросы у представителей оппозиции. Так, на проходившем в конце февраля заседании комитета Госдумы по государственному строительству представитель КПРФ Денис Парфенов усомнился в беспристрастности Общественной палаты в вопросе назначения наблюдателей: по его мнению, на практике она выполняет «функцию филиала действующей власти или администрации».
Критика со стороны оппозиции усилилась после того, как стало ясно, что за подсчетом голосов не смогут наблюдать представители СМИ. Примечательно, что первоначально Постановление ЦИК «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» предполагало возможность их присутствия на подсчете голосов, однако в редакции документа от 2 июня упоминание о «представителях СМИ», которые имеют право ознакомиться с рассортированными бюллетенями для голосования, почему-то исчезло.
Как отметил в беседе с корреспондентом издания заместитель председателя Московского «Яблока» Андрей Морев, складывается впечатление, что принятие особого закона о проведении референдума по поправкам было нужно власти именно для того, чтобы получить возможность полностью контролировать процесс голосования и подсчета голосов, ограничивая права граждан и общественных организаций, предусмотренные законом «О референдуме Российской Федерации».
Некоторые граждане, пытающиеся зарегистрироваться для участия в наблюдении за голосованием, сообщили о возникших проблемах. Так, председатель регионального отделения движения по независимому наблюдению за выборами «Голос» в Кемеровской области Сергей Пискунов 8 июня получил отказ от Общественной палаты зарегистрировать его наблюдателем на референдуме — согласно полученному им письму, его документы были отправлены в Общественную палату Кемеровской области. В своем материале, размещенном на сайте движения «Голос», Сергей Пискунов сообщил, что уверен в необъективности, отметив, что он трижды просил у палаты направление на выборах в Ленинске-Кузнецком, на единый день голосования в 2019 году и в Топках, но получал отказ.
Другие наблюдатели жалуются, что сайты региональных общественных палат якобы не предоставляют достаточной информации для граждан, желающих стать наблюдателями на референдуме.
Так, «Голос» отмечает, что на 12 июня только 59 общественных палат из 85 разместили инструкцию о том, как стать наблюдателем на выборах, причем достаточно полную и подробную информацию можно найти только на сайтах 16 общественных палат.
Ситуацию с наблюдением может дополнительно осложнить и то, что не все политические партии готовы послать своих наблюдателей на референдум. Так, партия «Яблоко» призвала своих сторонников бойкотировать референдум и отказалась участвовать в его проведении.
Тем не менее, как отметил в беседе с «Московской газетой» Андрей Морев, в наблюдении за голосованием будут принимать участие некоторые представители «Яблока», являющиеся членами УИКов. Кроме того, 1 июля «Яблоко» планирует провести экзит-полы, которые могут стать дополнительным способом контролировать честность подсчета голосов.
Представителя Общественной палаты прокомментировали оценки организации наблюдения на предстоящем референдуме. Так, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ Максим Григорьев в интервью «Би-би-си» рассказал, что не существует никаких специальных фильтров для граждан, желающих стать наблюдателями на референдуме, или для организаций, которые планируют направить своих представителей на голосование.
Тем не менее, наличие определенных проблем признают и представители власти. 19 июня председатель ЦИК Элла Памфилова сообщила о подготовке обращения в Общественную палату Российской Федерации с призывом снять «бюрократические препоны» для граждан, желающих принять участие в наблюдении за голосованием, а также рекомендовала региональным общественным палатам продлить сроки приема заявок на участие в наблюдении до 29-30 июня.
Максим Григорьев в ходе прямой линии с экспертами по вопросам общероссийского голосования сообщил, что на 16 июня в Общественную палату было подано более 250 тысяч заявок от желающих стать наблюдателями. Для обеспечения контроля над проведением референдума несколько общероссийских и региональных наблюдательских организаций объединились в Альянс независимых наблюдателей за общероссийским голосованием. Также к наблюдению за проведением референдума подключатся члены УИК, среди которых обязательно есть представители парламентских партий, а в некоторых регионах и активисты либеральной оппозиции. Вероятно, при подобном контроле референдум и подсчет голосов должны пройти без серьезных нарушений. Обеспокоенность в первую очередь может вызывать ситуация в тех регионах России, где из года в год наблюдаются скандалы, связанные с проведением выборов и подсчетом голосов.
-
Эксперты проанализировали предварительные данные ВЦИОМ о досрочном голосовании по вносимым в Конституцию РФ поправкам ...29.06.2020 в 17:23:002708
-
Опубликованное в сети письмо к начальникам подразделений «не содержит понуждений к участию» ...18.06.2020 в 20:14:002647