Новость политики

Китай идёт своим курсом? Удастся ли Москве или Вашингтону склонить Поднебесную на свою сторону

Китай идёт своим курсом? Удастся ли Москве или Вашингтону склонить Поднебесную на свою сторону

Фото © «Московская газета»

22.08.2023 в 18:29:00
3237

В торговых отношениях Китая и США существуют определённые трудности, однако есть все условия для того, чтобы их преодолеть. Таким мнением поделился премьер Госсовета КНР Ли Цян, который провёл встречу с представителями Американо-китайского делового совета и с его председателем Марком Каспером. Ли выразил уверенность в том, что взаимодополняемость Китая и США сильнее их конкуренции, и необходимо прикладывать совместные усилия для успешного развития обеих стран. Наличие трудностей в двусторонних экономических отношениях подтверждается тем фактом, что товарооборот между Китаем и США за первые пять месяцев 2023 года несколько снизился. По данным Главного таможенного управления КНР, торговля с США в январе-мае просела на 12,3%. Это сопровождалось общим спадом внешней торговли Китая на 2,8%. А вот товарооборот с Россией, наоборот, вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сразу на 40,7%, что может свидетельствовать об укреплении экономических связей вопреки санкционному давлению Запада

В политической сфере, которая, особенно в условиях геополитической напряжённости, зачастую тесно связана с экономикой, из Китая поступают противоречивые сигналы. С одной стороны, китайские оборонные компании, по данным американских спецслужб, поставляют России беспилотники и другую продукцию двойного назначения, а посол Китая в Москве Чжан Ханьхуэй прямо обвиняет НАТО в разжигании конфликта в Украине, тем самым вроде бы поддерживая на официальном уровне взгляд РФ на ситуацию. В то же время спецпредставитель КНР неожиданно согласился принять участие в саммите по мирному урегулированию конфликта в Украине, который прошёл в Джидде. В самом по себе мирном саммите нет ничего необычного, если бы не одно «но» — Россия на мероприятии не участвовала. Китайская официальная делегация в Саудовскую Аравию всё равно прибыла, несмотря на отсутствие одной из основных заинтересованных сторон, которая вроде бы числится стратегическим партнёром Поднебесной. Более того, по свидетельствам участников консультаций, на них был достигнут консенсус об уважении территориальной целостности Украины, которая в международно-правовом понимании отличается от воззрений Москвы, и Китай, по всей видимости, эту точку зрения поддержал. Агентство Reuters констатирует, что «решение этой страны присоединиться к международным переговорам в Саудовской Аравии в эти выходные с целью положить конец конфликту России и Украины сигнализирует о возможных изменениях в подходе Пекина, но не о повороте его поддержки Москвы».

Ранее издание Financial Times даже писало со ссылкой на свои дипломатические источники, что Китай намерен восстановить отношения с Европой. Газета обращала внимание на кадровые перестановки в правительстве КНР, указывающие на желание Пекина улучшить отношения с Западом и союзниками США в Азии, а также на серию визитов западных лидеров в китайскую столицу.

Эксперт по Китаю из Гонконгского баптистского университета Жан-Пьера Кабестана утверждал, что в руководстве КНР сочли рискованным настраивать против себя практически все развитые страны, от которых во многом зависит китайская экономика, и решили предложить свои услуги в качестве миротворцев. Но одновременно Пекин отказался подчиняться санкциям Запада в сфере сырьевого экспорта и, по данным трейдеров, покупает российскую нефть по ценам выше потолка, установленного Евросоюзом и G7, и тем самым поддерживает доходную часть бюджета РФ, чему пытается противодействовать Запад.

О том, чем объясняется такая двойственность, стоит ли ожидать, что Пекин окончательно склонится в сторону России или Запада, и каковы перспективы китайско-американского и китайско-российского сотрудничества, «Московская газета» поговорила с экспертами.

«Пекин продолжит балансировать, хотя главный торговый партнер для него — это страны АСЕАН. На втором месте Евросоюз. США на третьем. Экономика Китая замедлилась, а экономические отношения с США были драйвером её развития», — рассказал политолог Константин Калачёв, комментируя статистику о снижении товарооборота Китая и США. Специалист напомнил, что в прошлом году американо-китайская торговля достигла рекордных показателей. По данным Бюро экономического анализа США (BEA), двусторонний товарооборот в 2022 году составил 690,59 млрд долларов, на экспорт в США пришлось $536,75 млрд, а на импорт из США в Китай — $153,84 млрд.

«Готов ли Китай этим пожертвовать? Вряд ли. На дальнейший рост оборотов давит политика протекционизма. Вот что Китай беспокоит больше всего. Поэтому не надо заниматься самообманом. Китай реализует интересы Китая. Для США Китай тоже третий по объемам торговый партнёр. Это данность, от которой не уйти. Можно понемногу искать замену Китаю как всемирной мастерской, например, обратив взор на Индию или Вьетнам. Но это долгий процесс. В 2023-м объемы действительно несколько снизились. Однако взаимозависимость по-прежнему велика. Китай догоняет США в технологическом развитии и становится реальным конкурентом для американской экономики, поэтому одной из главных целей Вашингтона во внешней политике остается сдерживание дальнейшего развития КНР. Но это отнюдь не «холодная война», если только снова не обострится тема Тайваня. Двухполярный мир может существовать как экономическое соревнование. Роль России в этом, увы, будет не так велика, как кому-то хотелось бы. Мы для Китая — источник ресурсов и авангард борьбы с американской гегемонией», — заключил Калачёв.

Доктор политических наук, заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин в беседе с «Московской газетой» отметил, что было бы неверным интерпретировать внешнюю политику Китая в логике двухполярного мира, в которой Пекин якобы обязательно должен выбрать свою сторону и определиться с союзниками и врагами.

«В нашей концепции внешней политики сказано, что Россия – это государство-цивилизация. Китай – тоже цивилизация с историей в 5000 лет. И Китай идёт своим курсом. Он взаимодействует с теми, с кем ему выгодно взаимодействовать, и в тех вопросах, в которых ему нужно. Нужно взаимодействовать с США – будет взаимодействовать. Нужно с Европой или с Россией, будет взаимодействовать с ними. Китай стремится участвовать во всех процессах и мероприятиях, продвигать и доносить свою точку зрения. Поэтому и участие китайского представителя в саммите в Джидде, в котором Россия не принимала участие, на мой взгляд, не нужно воспринимать как предательство. Просто у Китая есть свой интерес, чтобы закончить украинский конфликт. Ему нужна Европа, европейский рынок сбыта, он готов конструктивно работать и с Россией, и с Украиной, и, если Китай пригласили на саммит в Джидде, ему нужно там поучаствовать, представить свою позицию, продемонстрировать, что он активно вовлечён в процесс», — объяснил Кошкин.

По словам политолога, в условиях трансформации мироустройства в сторону полицентричности Китай не только готовится взаимовыгодно сотрудничать со всеми формирующимися центрами силы, но однажды может понять, что ему выгодно самому стать лидером среди этих центров.

«Соединённые Штаты – это однополюсный мир, и они хотят сделать так, чтобы сохранить эту позицию. Хотят за неё зацепиться, и они умеют это делать, но только силовым путём, особенно в условиях, когда рычаги экономического влияния, в том числе через доллар, ослабевают. А Китай, напротив, продвигает свои интересы экономическими мерами, старается закрепиться во всех регионах – в Латинской Америке, в Африке, на Ближнем Востоке, в том числе через свой проект «Один пояс, один путь». В новом мире, вероятно, будет 5-6 центров силы, но может случиться и так, что Китай перехватит лидерство у США. У России с Китаем есть точки пересечения, в которых нам можно и нужно сотрудничать. Но там, где это необходимо, нужно учиться проводить и собственную, независимую политику в международных отношениях, в экономике, в социальной сфере», — резюмировал Андрей Кошкин.

Иными словами, у российско-китайских отношений есть хорошие перспективы развития, но не нужно думать, что китайские интересы во всём будут совпадать с российскими, и РФ должна найти собственное место в новых международных условиях.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
китай, россия, сша
Поделиться
Похожие новости