Новость политики

Премьер-министра Мишустина заподозрили в подражании его советскому предшественнику Косыгину

17.11.2021 в 00:13:00
5088

Эксперты заговорили, что в правительстве РФ захотели вернуть советский Госплан

Любимый сюжет советской фантастики – это вычислительные машины размером со шкаф с бобинами и перфолентами, управляющие космическими кораблями, бороздящими просторы галактики. Позже читателей начинало одолевать сомнение в соразмерности деталей таких бестселлеров в том смысле, что надо, наверное, выбрать: или перфокарты или галактику, одно с другим не сочетается.

Искусственный разум и Госплан

На месте таких фантастов, по мнению некоторых экспертов, оказался председатель правительства РФ Михаил Мишустин после утверждения им на днях мероприятий по цифровой трансформации в сфере госуправления. Документ называется «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления». Уточняется, что это исполнение поручений президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. И, хотя в преамбуле документа много чрезвычайно современных и модных терминов вроде «искусственный интеллект» и «интернет вещей», которые, как обещает Мишустин, в ходе реализации стратегического направления будут внедрены, критики заговорили, что пахнуло нафталином, поскольку труд напоминает идеи полувековой давности.

В документе при упоминании цифровизации источников социально-экономических показателей говорится о «запуске процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшем обучении системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы». И термин «межотраслевой баланс», похоже, затмил у экспертов приятный глазу «искусственный интеллект».

Так, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков высказал мнение, что на основе IT-технологий власти решили возродить государственное планирование, что приведет к курсу на «социальный госкапитализм». Мишустин, по его мнению, «предлагает создать аналог Госплана — единую автоматизированную систему данных с анализом в реальном времени искусственным интеллектом. В основу системы будет положена модель «межотраслевого баланса», которая была базисом экономики СССР.

Впрочем, еще ровно год назад член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Василий Иконников, как сообщает сайт Верхней палаты, писал, что многие политики, ученые и эксперты призывают к созданию «в системе управления страны органа стратегического планирования по типу Госплана СССР — с соответствующим целеполаганием, прогнозированием, планированием и программированием социально-экономического развития России и обеспечения её нацбезопасности». Накануне как раз был принят закон «О cтратегическом планировании в Российской Федерации».

То, что в структуре управления России нет стратегического органа планирования, по мнению Иконникова, — «проблема давно перезревшая и её надо срочно решать». Он предлагал создать «орган стратегического планирования с особым статусом и компетенциями» на базе Минэкономразвития.

Вперед в прошлое?

Эксперты говорят, что «модель межотраслевого баланса» — это идея экономистов даже не советской школы. О таких «балансах» или «таблицах затраты-выпуск» рассуждали еще в конце XIX века, задолго до строительства первого социалистического, планового государства, когда мечтали о централизованном планировании. Позже по этой теме экономист Василий Леонтьев опубликовал несколько научных работ в 1925 году в Берлинском университете.

С помощью «межотраслевых балансов» хотели решить ключевую для плановой экономики проблему искажения ценообразования при административном давлении, однако в советских условиях эта теория не работала, во-первых, из-за практических причин — дефицита вычислительных мощностей, портило картину и увлечение чиновников политическими решениями в экономике, которые разрушали «научно-плановую» логику Госплана и министерств». В существующей сейчас рыночной экономике дефицита «вычислительных мощностей», кажется, нет, однако эти идеи также плохо применимы, поскольку теперь отсутствует главная экономическая причина для межотраслевой балансировки: цены устанавливаются не государством, а балансом предложения и спроса, и даже крупнейшие госкомпании — от Сбербанка до РЖД — работают по рыночным законам. В истории уже пытались плановые идеи «насадить» на рыночную экономику с сильным госсектором. Такое практиковали в СССР в 20-х годах («Новая экономическая политика»), а во второй половине прошлого века — в странах советского блока в Восточной Европе, однако серьезного результата это не дало, рассуждают эксперты в СМИ.

Геращенков считает, что авторы «Стратегического направления» вдохновились ещё советской реформой 50-летней давности тогдашнего председателя совета министров СССР Алексея Косыгина, которая продолжала начатую первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущёвым «политику децентрализации управления и внедрения принципов капитализма» (упоминание капитализма применительно к политике Хрущева выражает мнение эксперта, на словах партийный лидер капитализм хотел похоронить даже в США, — прим.ред.). Такой курс стал альтернативой реформе «технократического» направления. С 1962 года СССР планировал программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы единой государственной сети вычислительных центров. И этот сегодняшний план Мишустина эксперт считает возвратом к тому же, что предлагал и 50 лет назад Косыгин, только называется всё это «цифровизацией».

Собственно говоря, рано или поздно Михаил Мишустин должен был это предложить. Чиновник на своем прежнем посту главного налоговика, как считается, успешно перевел в «цифру» свое бывшее ведомство – ФНС. Теперь проецирует такой подход на всю экономику.

Руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников говорит, что действительно здесь можно усмотреть логику, отчасти унаследованную от ФНС, «ведь у этого ведомства есть очень хороший опыт в цифровизации, повышении эффективности и т.д., но там достаточно простой объект — это денежный поток». Но к экономическому анализу применить, по его мнению, такой подход сложно, поскольку здесь ситуация другая. Легко можно увидеть, что одна компания перевела другой, к примеру, 200 рублей, это все прошло через банковскую систему. Но, «если мы хотим понять, что за этим стоит уже на содержательном уровне, то сразу возникают огромное количество сложностей. Например, даже если мы хотим понять, является ли это платой за отгруженную продукцию. А что это за товар? И уже здесь возникает проблема — потому что товар надо классифицировать, а это процесс в каком-то смысле даже творческий, не всегда люди на предприятиях могут взять и классифицировать ту продукцию, которую они выпускают».

Подписанный Мишустиным план должен быть исполнен к 2030 году, однако. эксперты сомневаются в его реальности. Источники СМИ в федеральных ведомствах считают проект цифровой трансформации сырым, «крайне странным», подозревают, что причиной его появления стала обычная бюрократическая необходимость «закрыть поручение президента».

Идеологически этот документ четко укладывается в курс развития страны в последние годы: идея реанимации советского Госплана обсуждается при фактически наступившей международной изоляции, усиливающейся милитаризации экономики, сохраняющейся зависимости от экспорта углеводородов и цензуры в медиа. Все как было в СССР. На этом фоне странно, что Госплана у нас еще нет. Тогда искусственный интеллект у рапортующих об успехах чиновников не будет фантастикой. Только не будет ли такой искусственный разум работать на перфокартах?  

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
Мишустин, Косыгин, правительство, госплан
Поделиться
Похожие новости