Новость экономики

В правительстве попытались объяснить необходимость увеличения фискальной нагрузки

В правительстве попытались объяснить необходимость увеличения фискальной нагрузки

Фото: akket.com

19.09.2020 в 16:44:00
4401

На минувшей неделе,17 сентября, кабмин внес в Госдуму ряд законопроектов, касающихся поправок в Налоговый кодекс, в частности, о росте ставки НДФЛ с 13% до 15% на доходы свыше 5 млн рублей, законопроект, касающийся налогового администрирования, а также проект, предусматривающий рост тарифов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для ИП в 2022 и 2023 гг.

В целом, с приходом в правительство бывшего главы ФНС Михаила Мишустина в этом году в России было принято сразу несколько важных решений в сфере налогового законодательства. Все они, как полагают «наверху», не только способствуют наполнению бюджета, но и призваны составить единую стратегию по повышению стабильности и восстановлению справедливости в стране.

Напомним, накануне стало известно, что Госдума намерена в приоритетном порядке рассмотреть инициативу о введении с 1 января 2021 года НДФЛ в размере 15% в отношении граждан, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год.

Как сообщил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, средства, которые поступят в бюджет в результате повышения налога, будут адресно направлены на лечение детей, страдающих орфанными (редкими – прим.) заболеваниями.

В правительстве указали, что бюджетные ассигнования от действия данной инициативы составят 60 млрд рублей в 2021 году, 64 млрд рублей в 2022 году и 68,5 млрд рублей в 2023 году – т.е. всего порядка 199 млрд за три года.

Признавая увеличение налоговой нагрузки, фискальные органы обращают внимание на то, что она повышается лишь для определённой категории налогоплательщиков. В частности, это касается обеспеченных людей с высокими доходами, а также добывающих компаний, извлекающих природную ренту.

Как полагают разработчики законов, за счет неоправданно низких налогов, даже по сравнению с другими отраслями и другими странами, такие компании получают сверхприбыли, которые направляются не на инвестиции и развитие, а на дивиденды. Бенефициарами природных ресурсов всей страны до сих пор становилась небольшая прослойка богатых людей, которые зачастую выводили свои средства в офшоры, таким образом, пополняя бюджеты тех стран.

Теперь же благодаря принятым законам эти деньги планируется направить на повышение общей стабильности российской экономики. А это не только социальные расходы, но и поддержка другого бизнеса, пострадавшего от последствий пандемии.

16 сентября правительство одобрило предложение Минфина увеличить в 3,5 раза налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургов и производителей удобрений. Это должно пополнить бюджет на 56 млрд рублей в 2021 году.

Как пояснили в правительстве, во всех странах мира компании, добывающие полезные ископаемые, уплачивают государству горную ренту в виде роялти, привязанного к цене на ресурсы. При этом для российских компаний, добывающих твердые полезные ископаемые, в том числе руду, химическое сырье, все это время действовало сверхлиберальное налоговое законодательство. Горная рента сейчас уплачивается от себестоимости затрат на добычу, что в разы, а в некоторых случаях и в десятки раз меньше, чем рыночная цена на такие природные ресурсы.

Изменения коснулись и нефтяного сектора. Так, правительство пошло на отмену ряда льгот по уплате налога на НДПИ и пошлины для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти, в результате чего, как сообщил глава Минфина Антон Силуанов, в 2021 году бюджет может получить дополнительные доходы в размере 260 млрд рублей.

Напомним, что для нефтяной отрасли в нашей стране действует уникальная неэффективная система налогооблажения, которая наполовину состоит из льгот. При общей достаточно высокой нагрузке по НДПИ льгот нефтяникам за прошлые годы надавали так много, что вся система стала напоминать лоскутное одеяло: льготы на все случаи жизни, в ряде случаев компании много лет могли вообще не платить никаких налогов.

И хотя Минфин делал попытки перевести систему на налог на добавленный доход (НДД), старая система пока сохраняется, отмечают экономисты. В то же время, так называемый коэффициент выработанности, который изначально был введен для старых выработанных месторождений, поскольку добыча на них намного более затратна, чем на месторождениях с большими остаточными запасами, морально устарел. Он был введен еще в 2007 году, и в настоящий момент приводит не к стимулированию добычи, а к сверхприбыли у нефтяных компаний. Нередки случаи, когда рентабельное месторождение с огромными запасами попадает под налогообложение как старое выработанное, что и приводит к потерям для государства в сотни миллиардов рублей.

Корректировке подвергнутся и параметры режима налога на добавленный доход (НДД). Он должен был заменить старую систему, но пока действовал как экспериментальный для пилотных месторождений. Известно, что Минфин остался недоволен результатами первого года эксперимента: выпадающие доходы оказались в разы больше, а инвестиции нефтяников не выросли.

В итоге бюджет в 2019 и 2020 годах недополучил 200 млрд рублей. Сейчас идет донастройка режима, через корректировку одного из параметров, что должно принести бюджету дополнительно 97,3 млрд рублей только в 2021 году.

Тот же факт, что некоторый бизнес, особенно крупный, предпочитает направлять деньги не на развитие, а на выплату дивидендов, которые главным образом идут, на счета офшорных компаний, которыми как раз владеют собственники-акционеры этих компаний, заставил пересмотреть ряд соглашений об избежании двойного налогообложения и повышения налога с дивидендов.

Данными соглашениями предусматривается пониженная ставка налога на дивиденды в адрес резидентов этих юрисдикций — 5%, хотя та же ставка налога внутри России составляет 13%, а общая ставка по дивидендам для иностранных лиц – 15%.

Известно, что Кипр уже согласился на условия России по увеличению налога на дивиденды и проценты до 15%.

Такое же предложение поступило правительству Нидерландов, Мальты и Люксембурга.

Как ранее рассказал «Московской газете» экономист Денис Ракша, соглашение об избежании двойного налогообложения с этими странами не приводило к стимулированию международных инвестиций, а действовало как схема по занижению налоговой базы.

«Как действовала эта схема: инвесторы «заводили» деньги на российский актив, к примеру, предоставляя кредит российскому заводу, тот работал и выплачивал дивиденды, которые уходили на Кипр. А налоги платить с них никому не нужно. Было удобно и выгодно. Теперь же инвесторы будут вынуждены либо платить налоги, либо переводить свои деньги в российские «офшоры» (в Калининграде и Владивостоке), либо полностью выводить их за границу. Но в этом случае есть риск, что придется объясняться перед местным налоговиками о происхождении средств», — считает экономист.

Наконец, повышение акциза на табачную продукцию на 20%.

Как сообщил в минувшую среду министр финансов Антон Силуанов, индексация ставки акцизов на табачную продукцию позволит привлечь 70 млрд рублей дополнительных доходов.

Он добавил, что это будет стоить порядка 20 рублей к пачке, если смотреть стоимость [пачки] сигарет в размере примерно 120 рублей.

Отметим, что текущая версия Налогового кодекса уже предусматривает, что в 2021 году ставки акцизов на табачную продукцию должны вырасти на 4% — с 1996 руб. за 1 тыс. штук до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы – с 50 до 52 руб. за штуку. Предложенные Минфином ставки акцизов составят 2359 руб. и 60 руб. соответственно.

И единственный риск, к которому сейчас апеллируют табачники – это рост контрафактной продукции.

В то же время, правительство приняло и ряд шагов для снижения налогов для той категории предпринимателей, которая особенно остро нуждается в средствах для развития. Речь идет о малом и среднем бизнесе, а также IT-отрасли. По подсчетам, выпадающие доходы от этих решений превышают 1 трлн рублей в год, что гораздо больше, чем правительство получит от повышения налогов.

Так, для малого и среднего бизнеса были снижены страховые взносы. И если изначально это принималось как часть антикризисной программы по поддержке экономики в условиях введения ограничительных мер весной этого года, то впоследствии действие этой льготы предложили продолжить и после кризиса.

Также были приняты беспрецедентные меры по налоговой поддержке IT-компаний в виде снижения ставки по налогу на прибыль с 20% до 3%. Развитие IT-отрасли является мировым трендам, поскольку именно эта отрасль может повысить эффективность и снизить издержки во всей экономике. Таким образом, поддерживая IT-компании, государство рассчитывает на большие мультипликативные эффекты.

Еще одна мера — фактическое введение инвестиционной льготы. Юридическая возможность предоставлять инвестиционную льготу для бизнеса у регионов существовала давно, однако на деле эта мера не действовала, поскольку в региональных бюджетах не было на это средств. Теперь же благодаря софинансированию со стороны федерального бюджета компании получили право уменьшать налог на прибыль на величину затрат на создание или модернизацию производственного оборудования. По сути, это помощь в обновлении основных фондов. Без этого невозможно ни повышение производительности труда, ни рост прибыли, ни рост зарплат.

Автор: Денис Калугин
ТеГИ
налоги, правительство, Россия, экономика
Поделиться
Похожие новости