Новость политики

Противовес НАТО или его дополнение? Евросоюз начал создание единых сил быстрого реагирования

Противовес НАТО или его дополнение? Евросоюз начал создание единых сил быстрого реагирования

Фото © «Московская газета»

15.11.2022 в 21:33:00
2574

Силы быстрого реагирования ЕС численностью до 5 тыс. военнослужащих должны быть готовы к практическим действиям уже в следующем году. Об этом сообщил верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. По его словам, контингент уже в 2023 году будет готов к развёртыванию для выполнения поставленных задач. Также в Брюсселе разрабатывается механизм совместных закупок вооружений и военной техники, которые ранее производились исключительно национальными правительствами. Руководство ЕС ожидает, что создание сил быстрого реагирования позволит оперативнее и эффективнее реагировать на различные угрозы безопасности, в том числе в киберпространстве и в сфере информации

О том, что у Европейского союза появятся собственные, пусть и небольшие, вооружённые силы под единым командованием, стало известно в марте текущего года, когда на саммите глав государств-членов Евросоюза была принята первая в истории объединения общая оборонная стратегия – «Стратегический компас ЕС». Этот документ и дальнейшие действия в его рамках вызвали особый интерес в связи с тем, что ЕС с момента своего создания был преимущественно экономическим союзом, а вопросы обороны в основном оставались в компетенции национальных властей каждой страны. Однако международная ситуация изменилась и потребовала от Брюсселя новых подходов. Боррель в марте подчёркивал, что конфликт в Украине продемонстрировал значительно возросший уровень угроз безопасности Европейского союза. Работа над оборонной стратегией велась ещё с 2020 года, однако ситуация на Украине очевидно ускорила её принятие. Помимо собственно создания сил быстрого реагирования под единым командованием этот документ предусматривает регулярное проведение общеевропейских военных манёвров, которые ранее никогда не проводились, а теперь будут организовываться для поддержания боеготовности совместных сил реагирования. Также планируется нарастить инвестиции в модернизацию военного потенциала.

Разговоры о некой единой европейской оборонной структуре ведутся с середины 2010-х годов, когда в очередной версии внешнеполитической стратегии ЕС был прописан курс на бóльшую автономность Евросоюза в сфере самозащиты. Ряд европейских политиков, выступающих за углубление европейской интеграции и даже создание некой федеративной Европы, активно продвигали идею создания полноценной европейской армии. С таким предложением, в частности, выступал тогдашний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Однако руководство восточноевропейских стран, наиболее тесно сотрудничающих с США в сфере обороны, противились любым попыткам создать общеевропейские вооружённые силы, опасаясь размывания целостности НАТО и падения влияния этой структуры. Военный эксперт Михаил Майоров отмечал, что любые шаги в сторону автономной европейской оборонной структуры подрывают позиции НАТО и конкретно США в качестве главного гаранта безопасности Европы, коим Соединённые Штаты де-факто являлись со времён окончания Второй мировой. Однако не только протест стран Балтии и Польши, но и слишком большие разногласия между многими другими членами Евросоюза сделали идею полноценных вооружённых сил Евросоюза почти нереализуемой. В итоге компромиссным вариантом стало создание относительно компактных, но высокомобильных и хорошо оснащённых сил быстрого реагирования, которые могли бы прибывать в район военного кризиса и оказывать эффективную поддержку местной армии.

Глава Военного комитета ЕС генерал Роберт Бригер ещё осенью прошлого года обосновывал необходимость создания сил быстрого реагирования, указывая на большое количество кризисов и угроз близ границ Евросоюза, таких как гражданская война в Ливии и разгул терроризма в Сахеле.

Возникает вопрос о том, не могут ли и эти единые силы реагирования стать если не альтернативой НАТО, то началом её создания?

Представляется, что вряд ли Жозеп Боррель отдельно отметил, что этот контингент сделает Евросоюз более надёжным партнёром для НАТО. Таким образом, речь о какой-то конкуренции или перехвате повестки не идёт. А на расширение этого контингента и превращение его в полноценную армию вряд ли удастся получить согласие всех членов Евросоюза. Кроме того, не все члены ЕС являются одновременно и членами Североатлантического альянса, а в совместной обороне необходимость может возникнуть у любой страны. Так, Австрия в НАТО не вступала и не собирается. Швеция и Финляндия подали заявки и уже почти прошли все процедуры вступления в НАТО, но с новыми условиями регулярно выступает Турция, которая пользуется своей возможностью единолично заблокировать вступление любой новой страны в альянс. В начале ноября в Анкаре снова заявили, что Финляндия и Швеция не выполнили все условия Турции для вступления в НАТО и недостаточно усердно борются с курдскими террористами. Выставлять всё новые условия и тормозить процесс вступления Турция может ещё долго, а учитывая, что основные дела, требующие совместной военной защиты, сейчас творятся именно на европейском континенте, ЕС вряд ли может позволить себе ставить безопасность своих членов в зависимость от турецкого лидера.

При этом для России после создания новой военной структуры Евросоюза вряд ли что-то сильно изменится. Военный эксперт Игорь Коротченко отмечал, что в случае РФ речь идёт о стратегическом противостоянии с США и НАТО, на которое контингент в 5000 человек не сможет оказать значимого влияния. По мнению специалиста, эти силы могут быть использованы для поддержки «дружественных» Западу правительств в других странах, где такое сравнительно компактное подразделение сможет действовать эффективнее, например, в Африке, где ранее европейское присутствие основывалось на национальных армиях, в частности, французской. И действительно, на российском направлении задействованы совсем другие по масштабам ресурсы. Ранее СМИ писали, что только 101-я воздушно-десантная дивизия США, переброшенная в Восточную Европу, насчитывает половину всей европейской бригады быстрого реагирования – около 2,5 тысяч человек. К тому же все ближайшие страны, кроме Финляндии, уже входят в НАТО и могут рассчитывать на помощь альянса в случае любого военного кризиса.

Поэтому создание сил быстрого реагирования можно назвать полезной инициативой для самого ЕС, но вряд ли способной существенно изменить баланс сил в противостоянии с Россией или подточить позиции НАТО в Европе.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
нато, ес, противовес
Поделиться
Похожие новости