Новость политики

Россия удивлена: президент Байден не будет из-за бизнеса сына смягчать политику США по отношению к Китаю

Россия удивлена: президент Байден не будет из-за бизнеса сына смягчать политику США по отношению к Китаю

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

25.03.2021 в 00:13:00
2751

Китай не позволяет России задушить себя в объятиях. Наша страна, навязывая свою дружбу Поднебесной, может больше потерять, чем выиграть

Русский медведь стал обезьяной

Недавний визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Китай случайно совпал с объявлением Западом о введении очередных санкций против Поднебесной. Лаврову, можно сказать, повезло — для российского руководства давление западных демократий на КНР это, как «бальзам на рану». Подсанкционной России неуютно находиться в списке стран-изгоев с такими державами как Иран и КНДР – Китай же немного облагораживает эту компанию. 

Когда Запад «обижает» не только Россию, российское руководство пытается с собратом по несчастью начать «дружбу против» источника обиды. Китай – казалось бы, в этом плане идеальный партнер, однако задушить себя в объятиях России почему-то не дает. Эту восточную головоломку пытаются разгадать наши дипломаты.

Вчера в Китае, как сообщает сайт МИДа, министру Лаврову задавали на пресс-конференции по этой теме специальные вопросы, благодаря которым он, можно предположить, в очередной раз мог объяснить китайским товарищам, что к чему. «Китай и Россия находятся под санкционным давлением со стороны западных стран — как США, так и Евросоюза. Планируют ли страны обмениваться опытом противостояния им? Насколько оправдано мнение, что напряженные отношения обеих стран с западными державами заставляют их все больше сближаться друг с другом?»

«Что касается санкций и реакции России и Китая на эти нелегитимные односторонние рестрикции, то (…) Россия и Китай дружат не против кого бы то ни было (…) Сотрудничество России с Китаем развивается быстрее чем то, что осталось от отношений с европейскими странами. Подчеркну, с ЕС как с организацией отношений нет (…). Но пока на западном фронте без перемен, а на Востоке очень интенсивная повестка дня, которая с каждым годом становится все богаче», — сказал Лавров.

Пока для Москвы ситуация разворачивается неплохо. Считалось, что новая американская администрация, в отличие от прежней, начнет смягчать позицию США по отношению к КНР. Стало быть, Китай тогда должен был бы отдаляться от нашей страны. В России отмечают, что на ситуацию могли повлиять коммерческие интересы сына Джозефа Байдена в Китае. 

Однако как это ни удивительно для российской ментальности, почему-то новый президент США, вопреки интересам семьи, не стал менять китайское направление политики. В российском руководстве пришли к выводу, что действующий курс команды Байдена в отношении Китая фактически является продолжением политики Дональда Трампа.

В этом смысле стратегический интерес России может заключаться в том, чтобы американо-китайские переговоры на высшем уровне не принесли никаких значимых результатов, и в отношениях Китая и США сохранялось перманентное напряжение. На какое-то время это, как прокомментировал источник, близкий к МИД РФ, позволит России «остаться в положении мудрой обезьяны, наблюдающей издалека за схваткой двух тигров».

Любопытно, что Кремль, по всей видимости, осознает, что нужно знать меру: слишком сильное ухудшение отношений Китая и Запада для России будет невыгодным. Россия, похоже, стремится занять нейтральную позицию — по возможности оказывая китайским партнерам «моральную» и информационную поддержку. Не исключено, что в администрации президента РФ считают, что для российского руководства невыгодны дальнейшие резкие обострения американо-китайских противоречий, так как они вызовут усиление давления на Москву со стороны Пекина и Вашингтона. В таком случае эти страны, используя свои инструменты влияния, неизбежно потребуют от России определить свое место в конфликте, что будет для нее чревато негативными последствиями.

Сила или бессилие Сибири?

Главным экономическим воплощением российско-китайского партнерства принято считать распиаренный газопровод «Сила Сибири», транспортирующий с конца 2019 года голубое топливо с одного из крупнейших месторождений России — Чаяндинского — российским потребителям на Дальнем Востоке и в Поднебесную.

Однако СМИ пишут о гигантских проблемах проекта: утверждается, что объемов добычи топлива на Чаяндинском недостаточно для заполнения газопровода. 30-летний контракт на поставку газа между Россией и Китаем под угрозой. Так что «Газпром» рискует потерять более 1,5 триллиона рублей. К этому привели «спешка с геологоразведкой, систематическая халатность и преступный подлог, допущенные руководителями компании, регулярное игнорирование технологических нарушений и даже последствия импортозамещения».

Эта информация, по данным «Ленты.ру», якобы содержится в обращении к руководству «Газпрома» сотрудников «Газпром добыча Ноябрьск», дочерней компании концерна, ответственной за разработку Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения. Документы могут свидетельствовать о многочисленных нарушениях при освоении месторождения, попустительстве руководства «Газпрома» и «Газпром добычи Ноябрьска», покровительстве и намеренном замалчивании масштабов проблем с освоением месторождения, которое выступает ресурсной базой «Силы Сибири».

Символично, что вчера, во время визита Сергея Лаврова в Китай «Газпром» объявил, что закрывает только начавшую работать «Силу Сибири» на ремонт.

Неудивительно, что товарооборот России и Китая по итогам 2020 года сократился в годовом выражении на 2,9% и составил $107,76 млрд, сообщило главное таможенное управление КНР. Если экспорт из Китая в Россию в прошлом году вырос на 1,7%, до $50,58 млрд, то импорт российских товаров и услуг в КНР сократился на 6,6%, до $57,18 млрд.

Эксперты делают вывод: за многочисленными декларациями, звучащими на российско-китайских встречах, в том числе с участием первых лиц, кроется «большое ничего».

Руководитель департамента международных отношений ВШЭ Александр Лукин считает, что «Китаю и России непросто сопротивляться санкциям. Они сильно зависят от связей с Западом. Торговые связи сейчас сокращаются. Доля Европы в торговле с Россией уменьшается. У Китая огромная торговля с США. Он теперь старается больше ориентироваться на внутренний рынок, страны АСЕАН. В качестве ответа на давление Россия и Китай могли бы развивать торгово-экономическое сотрудничество. Но Россия здесь мало что может предложить, кроме сырья».

Высказывается мнение, что и экономический потенциал Китая может быть преувеличен. Китай во многом развивается по модели экономического развития Советского Союза, который, пользуясь «железным занавесом», закупал или сомнительным путем получал образцы техники, вооружения, товаров народного потребления и пытался их калькировать. Однако качество этих товаров не выдерживало критики. Как только Россия открылась миру, стало понятно реальное качество нашей продукции, отечественная промышленность не выдержала глобальную конкуренцию, и многочисленные российские предприятия вынуждены были закрыться. Если конфронтация России и Китая, с одной стороны, и всего цивилизованного мира, с другой, реализуется до конца, то Китай, а за ним и ещё раз Россия могут повторить судьбу СССР.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
Россия, Китай, США, политика
Поделиться
Похожие новости