Новость политики

У Приморья есть проблемы и два пути развития

У Приморья есть проблемы и два пути развития

Фото © «Московская газета»

25.09.2024 в 14:07:00
1328

Позиции главы Приморского края Олега Кожемяко достаточно прочны, однако у региона есть ряд ключевых проблем, связанных с ЖКХ, уровнем цен, а также с повышением утилизационного сбора на иностранные автомобили

Приморье — очень автомобилизированный край, рассказал «Московской газете» депутат Государственной думы, координатор Приморского отделения ЛДПР Андрей Андрейченко.

«Для многих в регионе это источник дохода. Люди прилетают покупать автомобили на рынках Приморья, оставляя денежные средства в региональной сфере услуг. Повышение утилизационного сбора на автомобили не очень хорошо отражается на Приморье и серьёзно мешает поставкам б/у автомобилей из стран Азии. Это усложняет ситуацию и для жителей края, и для тех, кто зарабатывает в этом процессе, а это десятки тысяч семей», — сказал Андрей Андрейченко.

Есть и проблемы, связанные с логистикой, удалённостью региона, сообщил парламентарий.

«Но они [проблемы, — прим. ред.] решаются, потому есть внимание федерального центра к Дальнему Востоку. Была проблема с семенами и удобрениями — они транспортировались на Дальний Восток не в первую очередь. Но вопрос решён. И удобрения, и саженцы будут поставляться к нам по железной дороге вовремя. Надо отметить, что уровень управления краем очень высок, Олег Кожемяко — очень сильный губернатор, в том числе в плане привлечения федеральных средств, что сказывается на качестве дорог, ЖКХ и в других сферах жизни», — отметил собеседник.

Из Приморья, по словам депутата Госдумы, наблюдается заметный отток населения.

«Причины тому разные, но основная — дороговизна. Если самое дорогое жильё в Москве и Санкт-Петербурге, то на втором месте — Сочи и Владивосток. И покупка жилья, и аренда у нас неоправданно дорогие, при этом уровень зарплат не сравнится с Москвой. Даже в столице цены на многие товары и услуги ниже, чем у нас. Жить в Приморье дорого. При этом в регионе развивается производство, край уверенно движется в этом направлении, происходит постоянное вливание финансовых средств, в регионе действуют специальные экономические режимы, существуют различные дальневосточные надбавки. Если бы у нас понизили пенсионный возраст, отменили бы некоторые федеральные налоги, это тоже было бы хорошо для региона», — считает координатор Приморского отделения ЛДПР.

В Приморье огромные проблемы с ЖКХ, рассказал «Московской газете» директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Коммунальную инфраструктуру там строили в основном в период строительства города Комсомольск-на-Амуре, который начинался с бараков. Это была окраина Советского Союза. Участком внимания Приморье было только при Сталине. А после Второй мировой войн уже в гораздо меньшей степени. Это отразилось и на энергетике региона: там есть ГЭС, ТЭС и нет, например, атомной энергетики. Поэтому в этой сфере трудно обойтись без проколов. Губернатор Кожемяко всегда может сказать: «Вы тут до меня такого наворотили — скажите спасибо, что я всё это не сломал». При этом у региона огромные площади и тяжёлый климат, особенно в Магадане.

В каком-то смысле Приморье — полная противоположность Москвы. Цены на Дальнем Востоке высокие, выше, чем в Москве, потому что себестоимость всего высокая. Приморью свойственно чёткое разделение «свои-чужие», фронтирная идеология. Любой человек, приходящий во власть «сверху» или «сбоку», воспринимается как раздражающий фактор. Олегу Кожемяко приходится трудно. В соседнем Хабаровском крае глава Михаил Дегтярёв пришёл на место, которое занимали представители его партии, но столкнулся с диким противостоянием местных элит. А если бы Дегтярёв родился на Дальнем Востоке, ему пришлось бы легче», — рассказал Дмитрий Журавлёв.

У региона есть два пути развития, при этом один из них осложнён геополитическими и иными обстоятельствами, считает директор Института региональных проблем:

«Можно было бы пускать на Дальний Восток японский и китайский экспорт. Но с Японией у нас сейчас разногласия. Китайцы хотят сотрудничать, но не всё могут привезти. Причём к китайцам у местного населения есть недоверие, сильнее, чем к корейцам. Повышение утильсбора тоже создаёт определённые проблемы. Это замкнутый круг: мы пытаемся увеличить сборы в бюджет и одновременно вынимаем из людских карманов деньги, которые не поступают в экономику. Приморье всегда кормило рыболовство. Но везти оттуда рыбу «на материк» сложно, проще поставлять её в Китай. В Приморье остались военные заводы. Конечно, не всё можно перевести на гражданские рельсы, но промышленный потенциал у региона есть. В Приморье надо развивать транспорт, но в тяжелом климате и на таких просторах без развития автопрома это трудно представить».

О наличии заметных проблем, связанных с функционированием систем ЖКХ, по крайне мере, в части муниципальных образований Приморского края, свидетельствует, в том числе тот факт, что губернатор региона Олег Кожемяко ранее уже заявлял о подобных вызовах публично, рассказал «Московской газете» директор аналитических проектов Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

«Например, на заседании регионального правительства в октябре 2023 года глава региона отмечал, что ответственные за подготовку к тогдашнему отопительному сезону получат выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии, а также рекомендовал главам муниципальных образований объявить выговоры своим заместителям, отвечающим за это направление. Поэтому вполне понятно, что тогда же кадровые перестановки затронули как раз блок краевого правительства, отвечавший за сферу ЖКХ, и свои посты покинули курировавшая это направление вице-премьер региона Елена Пархоменко и профильный министр Приморья Владимир Бабич, впоследствии ставшие фигурантами расследования. Впрочем, если верить сообщениям СМИ, дело в отношении Елены Пархоменко связано не с функционированием коммунальных сетей, а с закупками оборудования для мусороперерабатывающего завода. В октябре 2023 года о проблемах коммунальной сферы говорилось, в том числе в связи с ситуацией во Владивостоке. Немного позже, в ноябре 2023 года, о рисках при подготовке к отопительному сезону в крае упоминал на заседании Совета при полпреде президента в ДФО упоминал и Дмитрий Демешин, на тот момент занимавший пост заместителя генпрокурора. Впрочем, если опираться на данные, представленные тогда этим представителей силового ведомства, на старте прошлого отопительного сезона проблемы в этой сфере в Приморье были менее масштабными, чем в некоторых других субъектах РФ из ДФО. В целом проблемы в сфере ЖКХ, конечно, становятся и политической проблемой для губернаторов, в том числе, в рамках их взаимоотношений с Центром. Правда, можно отметить, что проблема эта является распространенной, в том числе затрагивая и экономически благополучные территории, вспомним резонанс вокруг коммунальных аварий в разных частях страны в декабре 2023- январе 2024 гг. Также можно отметить, что Владимир Путин во время рабочих встреч с Олегом Кожемяко в предыдущие годы в рамках проблемной повестки прежде всего акцентировал внимание на вопросе ликвидации последствий стихийных бедствий, а также, например, вопросы модернизации первичного звена системы здравоохранения в крае. При этом можно отметить, что проблемы в крае касались и функционирования энергетической инфраструктуры — вспомним, например, отключения электроэнергии в регионе в августе 2024 года. Тем не менее масштаб аварий в системе ЖКХ региона должен быть очень серьезным, чтобы Центр пошел на какие-то жесткие шаги в отношении краевых властей», — рассказал Михаил Нейжмаков.

Сейчас позиции Олега Кожемяко являются достаточно устойчивыми, а ближайшим серьезным политическим вызовом для него должны стать выборы в Госдуму и краевое заксобрание, которые должны быть совмещены в сентябре 2026 года, заключил директор аналитических проектов Агентства политических и экономических коммуникаций.

Читайте также:

Кузбасс ждут непростые времена, но выход есть

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Приморье, проблемы, Губернатор, политика
Поделиться
Похожие новости