Новость политики

Кузбасс ждут непростые времена, но выход есть

Кузбасс ждут непростые времена, но выход есть

Фото: Московская газета

13.09.2024 в 16:15:00
1206

Из всего сырьевого экспорта России уголь, пожалуй, оказался в самом непростом положении из-за санкций, усложнившейся логистики и низких цен на мировом рынке. При этом у Якутии и Дальнего Востока появились определённые перспективы в части сбыта сырья, а вот на экономику главного российского угольного региона — Кузбасс — рухнули структурные проблемы

Показатели добычи и экспорта угля

В первом полугодии 2024 г. добыча угля в России была примерно на уровне 2023 г., в июле началось некоторое снижение добычи, рассказал «Московской газете» эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов.

«При этом добыча энергетического угля у нас падает весь 2024 год, а коксующегося, наоборот, растёт, поэтому суммарная добыча более-менее стабильна. По регионам добыча падает в Кузбассе и растёт в Якутии, ДФО и некоторых других областях. Но с экспортом не всё радужно, и показатели добычи на это реагируют. Поэтому, на мой взгляд, по итогам 2024 г. будет спад по сравнению с прошлым годом», — отметил собеседник.

По словам Александра Титова, экспорт российского угля идёт в основном в Китай и Индию, также до сих пор существенные объёмы поставляются в Южную Корею и Турцию.

«В Европу экспорт был не слишком большой — 20-25% от общего экспорта. Проблема даже не в том, что мы потеряли рынок Европы, а в том, что с 2022 года сильно упали цены на уголь на мировом рынке. Доходы нашего угольного экспорта сократились именно по этой причине. Если 2021 год был годом восстановления от ковида и большой неопределённости с грузовыми потоками, из-за чего цены на сырьё и, в частности, на уголь были высокими, то потом стало ясно, что с поставками всё будет более-менее нормально, а угля и других ресурсов будет хватать. Индия, Индонезия, Китай нарастили добычу, на рынке угля сложились комфортные условия, дефицита нет. Запасы угля у Индии и Китая достаточные, летний пик потребления эти страны пережили спокойно. Цены на уголь уже 1,5-2 года стабильны, и в мире сложился некий консенсус, что угля добывается достаточно. А вот Россия ещё и продаёт уголь с большим дисконтом в 25-30 долларов за тонну. Для бюджета эта ситуация не критична, уголь, в отличие от нефти и газа, никогда не был основным источником поступлений от сырьевого экспорта, но вот для наших угольщиков ситуация сложилась тяжёлая. Плюс, конкурентоспособность российского угля снижают санкции, проблемы с расчётами и логистика: в Индию и в Китай мы везём уголь и через Чёрное море, и через Балтийское, а это огромное транспортное плечо», — рассказал эксперт.

Из-за географического расположения российского угольного региона Кузбасс (Кемеровская область) сырьё оттуда далеко везти и на Запад, и на Восток, отметил Александр Титов.

«По сравнению с углём из Якутии или Забайкалья кузбасский уголь поставляется с большими логистическими затратами. Если раньше у Кузбасса была ориентация, в том числе на рынок Европы, и уголь можно было доставлять туда через порт Усть-Луга под Санкт-Петербургом, то теперь Кузбассу осталось лишь восточное направление, а пробиться туда сложно: в приоритете важные контейнерные грузы, которые дороже и выгоднее для РЖД. Какой-то катастрофы для экономики Кузбасса ожидать не стоит, регион, скорее всего, будет ожидать улучшения конъюнктуры: или роста цен, или появления новых маршрутов экспорт. Пока этого не произойдёт потенциала для экономического роста Кузбасса, к сожалению, не видно», — заключил эксперт Института энергетики и финансов.

Морские поставки российского угля стагнируют уже почти третий год на уровне 5%-8%, сообщил «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов.

«Основной позитив в этом сегменте представлен Восточным полигоном (Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань и Индия), и именно за счет него держится направление и не происходит окончательная просадка. Из тех отправок, которые знаем мы, уровень дисконта достигает 20-30%», — отметил владелец «Инмарин».

Экспорт угля Россией за 2021 г. составил порядка 227 млн т, за 2022 г. – 210,9 млн т, за 2023 г. – 213 млн т, рассказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

«За текущий год за 8 месяцев (с января по август) объем экспорта российского угля составил 120,8 млн т. Мы ожидаем сокращения объемов экспорта российского угля в текущем году по сравнению с 2023 г. на 16 млн тонн или даже больше», — прогнозирует аналитик.

За август 2024 г. основными направлениями экспорта российского угля были Китай, ОАЭ, Индия, Турция, сообщил Николай Дудченко.

По его словам, цены в российских портах Черного моря демонстрируют более сильные скидки будучи в среднем на $60/т ниже, чем FOB Ньюкасл, и на $40/т ниже, чем FOB Ричардс-Бей, в период с середины 2023 г. по середину 2024 г. В настоящее время действует принцип доминирования грузов, которые перевозятся РЖД по отдельным указам и поручениям верховной власти.

«Выше» по приоритету находятся только грузы с целью обеспечения регионов, пострадавших от стихийных бедствий, а также с целью ликвидации последствий военных действий и незаконного вмешательства на территориях регионов, где действует режим КТО», — пояснил эксперт.

Добыча угля в России в 2021 г. составила около 439 млн тонн, в 2022 г. — порядка 443,6 млн т., в 2023 г. — около 440 млн т., в 2024 г. за 7 месяцев — около 243 млн т., рассказал Николай Дудченко.

«Власти считают, что ключевая задача на 2024 г. – сохранить объем производства по добыче на уровне 2023 г., т.е. на уровне 440 млн т. Судя по цифрам, на текущий момент эта задача, на наш взгляд, выглядит выполнимой. Однако мы не ожидаем роста добычи в текущем году по отношению к 2023 г.», — заключил аналитик ФГ «Финам».

Опасения в Кузбассе

Объём добычи угля в Кузбассе в 2024 г. может составить около 212 млн т, сообщил «Московской газете» источник в деловой среде Кузбасса.

«Но регион привык жить так, что в самые худшие времена добыча составляла 200 млн т в год. При губернаторе Амане Тулееве добыча составляла до 250 млн т в год. Тогда ставились даже задачи выйти на уровень около 270 млн т в год. Но когда объёмы добычи опускаются ниже 200 млн т в год, возникает ситуация, близкая критической. И в ней могут пострадать не только угольные компании, некоторые из которых уже сейчас вынуждены переходить на четырехдневку — падение сбыта также приводит к остановке техники, высвобождению определённого количества рабочих рук. По итогам 6 месяцев 2024 г. многие угольные компании в Кузбассе фиксируют убытки, и даже угольные гиганты либо приостанавливают деятельность, либо планируют прекращать добычу на тех участках, которые убыточны или находятся на уровне рентабельности. Всё это обусловлено процессами в мировой экономике, логистикой, а также квотами на перевозку грузов в восточном направлении. Западные порты уже не спасают положение, а с отгрузкой в порту Тамань есть сложности. Экспортные потери угольщики пытаются как-то компенсировать на внутреннем рынке: в 2023 г. цены на уголь марки Д составляли 2,4-2,6 тыс. рублей за тонну, сегодня — 2,8-3 тыс. рублей. От этого электроэнергия дорожает, население закупает уголь по более высоким ценам, за всё платит конечный потребитель. Когда уходил с поста бывший губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв, объём кредитов у бюджета региона был в районе 60 млрд рублей. В начале губернаторства Цивилёва — около 35 млрд рублей. Госдолг Кузбасса рос, в том числе из-за масштабных строек, которые ведутся в регионе. Но бюджет региона всё равно долгое время был профицитным. Теперь же сокращение уровня добычи угля может сказаться на перевозчиках, сервисниках, обслуживающих и ремонтных организациях, занятых в угледобыче и т.д. В угольной отрасли у нас работает очень большое количество населения. Поэтому кризис отрасли тянет за собой некоторые сложности во всём регионе. Строительство, металлургия, сельское хозяйство не смогут полностью компенсировать потери в выручке и налоговых поступлениях. Вероятно, это будет компенсироваться за счёт привлечения в регион новых кредитов. Возможно, Кузбассу в каком-то объёме спишут долги. Но долговая нагрузка, тем не менее, будет расти, и при текущей ставке ЦБ кредиты будут очень дорогими для региона. Угольщики не знают, что делать со всей этой ситуацией. Кризис связан уже не только с логистикой, а и с общей мировой обстановкой. Из-за санкций угольный рынок Европы занимают другие страны. Остаётся только Восток, но в этом направлении ограничены квоты вывоза и пропускная способность РЖД. Похожий кризис отрасль и регион испытывали в 2012-2014 году. По крайней мере, ближайшие 1,5-2 года Кузбасс ждут непростые времена», — рассказал источник.

Проблемы с углём временны, но Кузбассу всё равно нужна диверсификация

Важно понимать, что возникшие проблемы с экспортом угля — это временная ситуация, связанная с текущими проблемами логистики и транспортировки угля к портам и на внешние рынки, считает политконсультант, генеральный директор коммуникационного агентства ACTOR Дмитрий Еловский.

«Несмотря на постепенное снижение мирового спроса на уголь, в некоторых регионах спрос всё ещё остается высоким, что открывает определенные перспективы для угледобычи. При этом проблемы при транспортировке угля реально могут ударить по бюджету Кузбасса. Налог на прибыль от добычи остается в региональном бюджете, и его сокращение способно серьёзно повлиять на налогооблагаемую базу. Это, в свою очередь, может сказаться на программе строительства социальных объектов и других бюджетных обязательствах региона», — отметил политконсультант.

Хотя нынешние проблемы имеют пока краткосрочный характер, тем не менее нужно понимать, что в условиях стратегических вызовов диверсификация экономики становится жизненно важной задачей для Кузбасса, подчеркнул Дмитрий Еловский.

«Мы видим попытки региона развивать углехимическую промышленность, что обещает открыть новые источники дохода. Перспективы этого направления включают производство метанола, аммиака и других химических продуктов, что позволит не только минимизировать зависимости от экспорта сырого угля, но и создать дополнительные рабочие места. Стратегически, Кузбассу необходимо продолжать усиливать углехимический сектор. Однако тактически основное внимание должно, скорее всего, будет сконцентрировано на решении логистических проблем и увеличении перевозки угля на внешние рынки. Это поможет стабилизировать финансовую ситуацию и уменьшить социальное напряжение», — объяснил собеседник издания.

Снижение добычи угля также влияет на политическую жизнь региона, считает Дмитрий Еловский.

«Позиция губернатора может оказаться под давлением в связи с вызовами, стоящими перед экономикой. Но решительные шаги в плане диверсификации и улучшения логистики могут укрепить доверие населения к местной власти и создать устойчивые перспективы для региона. Кузбасс имеет все шансы успешно адаптироваться к новым экономическим реалиям, если правильно сфокусировать усилия на временных мерах по улучшению логистики и долгосрочных проектах в углехимической промышленности», — заключил директор коммуникационного агентства ACTOR.

Как сообщил «Московской газете» руководитель издания «Акценты», директор Центра поддержки общественных и гражданских инициатив (ЦПОГИ) Антон Чаблин, на Кузбассе все проблемы российской угольной отрасли сконцентрировались максимально.

«Снижается и добыча угля, и его вывоз, зато растут запасы угля на промежуточных и прирельсовых складах и в бункерах. Угольные компании из-за перегруженности Транссиба пытаются перераспределять товарные потоки в другие регионы, но это не решает проблему спада спроса в целом. Причем сказывается не только потеря ряда рынков, но и старение железнодорожной инфраструктуры. При этом растут затраты на добычу и особенно на логистику, в том числе из-за санкций и девальвации рубля. К этому стоит добавить и закрытие нерентабельных шахт, что также негативно влияет на рынок труда. Думаю, единственно правильным выборов могло бы стать создание газохимического кластера, то есть переработки углеводородов угля в полимеры, как уже поступают с газом и нефтью. Это и более экологично, и позволит создать новые рабочие места, и увеличить добавочную стоимость продукта. Но все предыдущие губернаторы Кузбасса оставили этот вопрос на уровне обещаний и проектов», — рассказал директор ЦПОГИ.

Риски для населения и руководства

Снижение объемов угледобычи связана с двумя группами очевидных рисков для Кузбасса — это риски, связанные с возможностью сокращения штатов сотрудников или задержки различных выплат, а также с дальнейшим снижением доходов регионального бюджета, то есть, как минимум, с вынужденной отсрочкой реализации значимых областных программ, отметил в беседе с «Московской газетой» директор аналитических проектов Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

«В августе 2024 г. наблюдалась задолженность с выплатой отпускных работникам ряда предприятий угольной отрасли. Что касается сокращения возможностей регионального бюджета, то здесь можно отметить, что одной из важных статей расходов области является «развитие жилищно-коммунального и дорожного комплекса». Обратим внимание, что в этой сфере в регионе и так планировалось сокращение расходов — с 64,6 млрд в 2024-м до примерно 47 млрд рублей в 2025-м. В тот же период планировалось сокращение региональных расходов и по ряду других значимых направлений, например, в сфере развития транспорта. Понятно, что сокращение расходов, скажем, в сфере ЖКХ, ведет к усилению риска коммунальных аварий, что имеет и социально-политическое значение», — размышляет Михаил Нейжмаков.

Впрочем, как отметил эксперт, уже в период усиления западных санкций были примеры и увеличения плановых показателей доходов бюджета региона.

«Кроме того, сохраняется вероятность дополнительной поддержки Кузбасса со стороны Центра, учитывая довольно значительное население области (более 2,5 млн человек), а также роль региона для поддержания социально-политической стабильности в стране в целом. Повторение масштабных акций протеста в Кемеровской области, как в конце 1980-х или в период 1990-х, в ближайшем будущем, конечно, маловероятно. Но в Центре наверняка учитывают опыт тех эпох, в том числе оценивая необходимость дополнительных шагов для поддержания стабильности в регионе», — заключил директор Агентства политических и экономических коммуникаций.

Ранее министр энергетики России Сергей Цивилев заявил, что Министерство энергетики России ведет работу с ведомствами по вопросу расширения моратория на экспортную пошлину на коксующийся уголь.

Цивилев напомнил, что с 1 января вступает в силу надбавка на НДПИ на уголь.

«При этом мы добились корректировки цен отсечения по экспортной стоимости угля, что в итоге выводит уголь из-под угрозы изъятия дополнительных сборов по НДПИ», — отметил глава Минэнерго.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Кузбасс, уголь, политика
Поделиться
Похожие новости