Новость политики

Внешняя политика США может стать более резкой и непредсказуемой

Внешняя политика США может стать более резкой и непредсказуемой

фото: freepik

06.11.2024 в 16:52:00
2046

Накануне в США прошёл основной день голосования на президентских выборах, за которыми, без преувеличения, наблюдал весь мир

Подсчёт голосов традиционно ведётся достаточно долго, и официальные итоги пока не подведены. Но появляется всё больше свидетельств того, что победу может одержать кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, который уже был президентом в 2016-2020 годах, а на прошлых выборах уступил демократу Джо Байдену. По данным на утро 6 ноября, Дональд Трамп заручился поддержкой 247 выборщиков из 270 необходимых для победы. В активе Камалы Харрис – 214 голосов. По голосам граждан республиканец также пока лидирует, набирая более 66 млн против 61 млн у его соперницы от Демпартии.

Газета The New York Times, традиционно симпатизирующая демократам, оценивает вероятность победы Трампа в 95%. Однако окончательные результаты всё-таки остаются неизвестными. Из семи колеблющихся штатов, в которых де-факто определяется судьба всей президентской гонки, Трамп точно выиграл в Джорджии и Северной Каролине. В Неваде, Аризоне, Висконсине, Мичигане и Пенсильвании его преимущество пока предварительное, а опросы проголосовавших на выходе с избирательных участков показывали, что в некоторых из колеблющихся штатов шансы на победу были и у Камалы Харрис. Впрочем, эти данные могут быть неточными, поскольку около половины избирателей предпочли проголосовать досрочно, в том числе по почте, и не попали в выборку экзитполов.

Между тем, не дожидаясь официального объявления результатов голосования, Трамп поспешил объявить о своей победе и о том, что именно он станет 47-м президентом Соединённых Штатов. И хотя такая скорость реакции может вызвать сомнения в её законности, стоит признать, что реальных оснований объявлять о своей победе у республиканца в этот раз куда больше, чем в 2020-м, когда он вопреки всему отказывался признать своё поражение.

Камала Харрис пока не комментировала происходящее, а в её предвыборном штабе сообщили, что демократы сосредоточены на обеспечении тщательного подсчёта всех голосов американцев. Зато мировые лидеры уже поздравляют Трампа с повторным избранием на президентский пост. Поздравления опубликовали премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и многие другие главы государств. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выразила надежду на укрепление трансатлантического партнёрства, а президент Украины Владимир Зеленский отметил, что возвращение Трампа в Белый дом может поспособствовать установлению справедливого мира, включающего восстановление территориальной целостности Украины.

Однако в действительности отношения Вашингтона с традиционными союзниками при «новом-старом» президенте могут оказаться далеко не такими безоблачными, как это описано в дипломатически выверенных поздравлениях, направляемых в эти часы Дональду Трампу. Европейская пресса пишет об обеспокоенности будущим отношений США и Евросоюза, поскольку Трамп известен собственными, несколько нетипичными для западного истеблишмента взглядами на приоритеты во взаимоотношениях с ближайшими партнёрами. Среди прочего опасения вызывает возможное введение высоких пошлин на импорт товаров в США. Результатом выполнения этих намерений Трампа могут стать убытки до $162 млрд для одной лишь экономики Германии. Руководствуясь своими представлениями об экономической целесообразности, республиканец также может попытаться сократить военную поддержку ЕС и Украины, о чём ранее неоднократно заявлял. Наконец, как отмечает британское издание The Guardian, Трамп в ходе своей предвыборной кампании запомнился резкой конфронтационной риторикой, в том числе обещал с помощью государственного насилия подавлять тех, кто не согласен с его политикой. Если подобные намерения не были всего лишь агитационным приёмом и хотя бы частично станут реальностью, в Америке может усугубиться раскол и без того сильно поляризованного общества, и власти будут вынуждены сосредоточиться на внутренних проблемах, в результате чего может не хватить времени и ресурсов для столь же активного участия в европейских делах. Конечно, пока это по большей части теоретические опасения, основанные на политических заявлениях республиканцев, а выводы о реальной динамике американо-европейских отношений можно будет делать лишь после первых решений Трампа на посту президента.

К примеру, одним из наиболее радикальных предположений является возможная попытка выхода США из состава Североатлантического альянса. Однако такое развитие событий всё-таки выглядит маловероятным. Во время своего первого срока Трамп действительно не отличался уважением к международным организациям. В частности, он вывел США из ЮНЕСКО и отказался соблюдать Парижское соглашение по климату. Однако попыток отказаться от членства в НАТО или как-либо иначе дистанцироваться от альянса предпринято не было. Более реалистичным выглядит прогноз директора ИМЭМО РАН Фёдора Войтоловского. Он выразил уверенность в том, что Трамп будет оказывать давление на европейских союзников по НАТО с целью побудить их больше расходовать на собственную безопасность, чтобы львиная доля оборонного бюджета НАТО не ложилась на Вашингтон. Конечно, это может вызвать определённое недовольство некоторых союзников, но это требование выглядит справедливым и оправданным, тем более что все члены НАТО брали на себя обязательство расходовать на оборону не менее 2% ВВП, но не все выполняют своё обещание. В конечном итоге обороноспособность НАТО может даже выиграть от такой позиции Трампа, поскольку каждый участник альянса будет вынужден становиться самостоятельной силой и наращивать военный бюджет. Войтоловский добавил, что ожидает от президентства Трампа более жёсткой внешнеполитической линии по отношению к России и Китаю.

С таким мнением солидарны и в российском парламенте. Если в 2016-м Госдума встречала победу Дональда Трампа на выборах овациями, сейчас взгляд на будущее российско-американских отношений куда более сдержанный. Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков напомнил, что во время первого срока Трампа ничего позитивного для Москвы во внешней политике США не произошло. Не стоит ожидать потепления и сейчас, поскольку при любом главе государства Соединённые Штаты имеют свои интересы в разных частях мира и готовы эти интересы отстаивать.

Ещё более тревожными выглядят перспективы отношений Вашингтона и Пекина, которые и при нынешней администрации оставались крайне натянутыми по причине жёсткого соперничества в сфере высоких технологий и непреодолимых разногласий по тайваньской проблеме. В самой КНР эксперты также не строят иллюзий по поводу вероятной будущей конфронтации. Вице-президент Университета международного бизнеса и экономики по научной работе и стратегическим исследованиям Цзюн Гун напомнил, что в прошлый раз во время президентства Трампа экономические связи между США и Китаем были существенно ослаблены. Тогда ситуацию даже характеризовали как торговую войну, и теперь велика вероятность её возобновления. Республиканец уже пообещал ввести высокие пошлины в том числе на китайский импорт. Общий объём этих сборов, если инициатива действительно будет принята, может достигнуть 1,5% от ВВП Китая. Это станет серьёзным испытанием для экспортоориентированной китайской экономики, а также отразится на американских потребителях, поскольку товары из Поднебесной существенно подорожают. Правда, позиция республиканца по Тайваню не столь категорична, как у действующего президента США Джо Байдена. Если демократы воспринимают защиту Тайваня от возможного вторжения с материка как часть миссии США по защите демократии, Трамп заявлял, что готов оказывать поддержку частично признанному островному государству лишь на платной основе, сравнивая роль США в этом конфликте со страховой компанией. Такая двойственная позиция теоретически может подвигнуть Пекин к более решительным действиям в сторону восстановления своего контроля над островом, что чревато крупным конфликтом в Восточной Азии.

Зато по Ближнему Востоку Дональд Трамп высказывается значительно более агрессивно, и у израильского премьера Нетаньяху есть вполне реальные основания искренне радоваться победе республиканца. Именно конфликт между Израилем и Ираном, уже приведший к обмену авиационными и ракетными ударами, сегодня является определяющим фактором всей политики в регионе.

Иранский политолог Рухолла Модаббер считает, что напряжённость между Тегераном и Вашингтоном возросла бы вне зависимости от исхода выборов. Однако Трамп, как и Республиканская партия в целом, более склонен к однозначной поддержке Израиля и наверняка усилит давление на противников еврейского государства. По крайней мере, именно Трамп прекратил участие США в ядерной сделке с Ираном, заключённой в 2015 году и предполагавшей постепенную отмену санкций против исламской республики в обмен на отказ Тегерана от разработок ядерного оружия. Сейчас Трамп призывает израильтян нанести удар по объектам ядерной программы Ирана в ответ на атаку по территории Израиля. Действующая американская администрация, напротив, сделала всё возможное для того, чтобы израильские удары не затронули нефтяную и ядерную инфраструктуру Ирана. Поэтому можно предполагать, что, если до вступления Дональда Трампа в должность конфликт на Ближнем Востоке не пойдёт на спад, Израиль почувствует себя более свободно и сможет практически без ограничений отвечать на атаки своих противников, что может повлечь за собой расширение конфликта.

В целом внешняя политика США после смены власти наверняка станет более непредсказуемой и импульсивной, по крайней мере в той части, на которую распространяются президентские полномочия. Трамп как бизнесмен не склонен тратить большие средства на те внешнеполитические вопросы, которые он не считает приоритетными. Но в то же время его знаменитый лозунг «Make America great again» предполагает экономическую и при необходимости силовую поддержку интересов США там, где Белый дом сочтёт это необходимым. В начале 2018 года Трамп, заподозрив режим Башара Асада в накоплении и применении химоружия, единолично отдал приказ нанести ракетные удары по Сирии, и уже постфактум объяснил свои мотивы Конгрессу. Этот пример наглядно показывает, что тем, кого республиканец сочтёт врагами Америки, в ближайшие 4 года стоит ожидать самых разных неприятных сюрпризов.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
США, выборы, политика
Поделиться
Похожие новости